Теневая экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Соотношение позитивных и негативных последствий существования в национальной экономике теневого сектора во многом зависит от его масштабов. При определенных условиях криминализация экономики превращается в доминирующий, системообразующий процесс, определяющий направление развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего воспроизводства. Конкретные социально-экономические последствия теневой экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова эта деятельность.

Содержание работы

Введение
1. Определение теневой экономики и ее состав
1.1 Определение теневой экономики и ее структура
1.2 Происхождение теневой экономики
2. История и особенности формирования теневой экономики в России
2.1 Развитие теневого сектора в экономике России
2.1.1 Общий взгляд на теневую экомику
2.1.2 Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса
2.3 Динамика экономической преступности
2.4 Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
2.4.1 Налоговая и бюджетная сфера
2.4.2 Эффективность макроэкономической политики
2.4.3 Денежно-кредитная сфера
2.4.4 Экономический рост и инвестиционный процесс
2.4.5 Конкуренция и эффективность рыночного механизма
2.4.6 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда
2.5. Нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией экономики
2.5.1 Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики
Приложения…
Заключение

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Первая особенность - резкое снижение уровня и действенности защиты государства легальных правомочий собственности и контрактов, связанное с разрушением партийно-государственных структур СССР. Речь идет как о возникновении и весьма медленном заполнении пробелов в законодательстве, так и о неисполнении имеющихся законов, указов, распоряжений. Низкую эффективность демонстрировала с началом реформ (и продолжает демонстрировать сегодня) судебная система разрешения конфликтов, особенно в части исполнения принятых судебных решений.

Следствием традиционной для России незащищенности правомочий (мелкой и средней) частной собственности от их размывания со стороны государства можно считать традиции противостояния граждан государству. В рамках этих традиций противоправное по отношению к государству поведение граждан, т.е. обман ими государства в той или иной форме, не является предметом морального осуждения со стороны общества.

Вторая особенность - фактическая  приватизация функции государства  отдельными группами чиновников, которые  стали выполнять должностные  обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным коммерческим интересам. В результате предприниматель не обращается за защитой своих интересов к государству, а нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы.

Третья особенность - чрезмерно  большая роль государства в экономике. Она находит выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного  государственного сектора, которому требуются  прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательство государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции, например создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др. Функционирование компаний подобного типа - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов, хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов,

Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью контролирующих и правоохранительных органов.

Четвертая особенность - сохранение характерных для советской  системы форм монополизма и появление  новых. Первые связаны с деятельностью  государства. Так как государство сохранило прямой контроль над работой секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля над золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально  РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и им подобные - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственных ведомств. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, - от газет и телекомпаний до частях армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общест-венного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валют-ной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

Пятая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изьятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либера-лизации государство стремятся сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень».

Шестая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, сбережений, понизили уровень жизни. Хотя цены были «отпущены», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отсбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективные предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и заработной платой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать теневой деятельностью. Государственные и приватизированные предприятия «обросли» множеством так называемых коммерческих структур, возникло огромное число независимых фирм, через которые люди пытаются заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.

Седьмая особенность - неправовой характер экономических  преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительных органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собстственности. Кроме того, сами правоохранительные органы вовлечены в хозяйственную деятельность и являются важнейшими ее субъектами в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью (милиционеры в форме работают охранниками в частных фирмах, торгуют в «свободное» от службы время и т.п.), во-вторых, коррумпированы. Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающих конфликтов. Тогда последние улаживаются неформальными структурами.

Другое проявление неправового характера преобразований - принятие законодательных актов без учета интересов и запросов населения. Законодательные органы в большинстве случаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни, потребности общества, а административные распряжения, отражающие интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования и «продавливания» нужных им решений, применяя иногда и прямой подкуп законодателей.

2.3 Динамика  экономической преступности.

 

 

Концепцией  национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 (далее - Концепция национальной безопасности), определено, что угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту и угрожает национальным интересам страны и ее безопасности.

Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной  деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества - основные факторы, способствующие росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Несмотря на наличие в экономике страны и  деятельности правоохранительных органов  обстановка в экономической и  налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом налоговой и экономической преступности во всех базовых отраслях отечественной экономики, ее массовостью и высокой степенью латентности, постоянным усложнением применяемых схем и способов уклонения от налогообложения, в том числе основанных на несовершенстве действующего законодательства.

В Стратегии  экономической безопасности криминализация названа в числе основных угроз  экономической безопасности.

2.4 СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4.1 Налоговая  и бюджетная сферы. 

 

Сокрытие экономической  деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недо-финансирования социальных программ и государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов). В развивающихся странах и странах с переходной экономкой сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.

В России резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.

Недофинансирование  государственных расходов - одна из важнейших причин -кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом обязательств - одна из причин обострения проблемы неплатежей. Оно ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Кроме того, уклонение от уплаты налогов- одних налогоплательщиков приводит к возрастанию налогообложения доходов других, законопослушных, налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

Значительные  масштабы имеют неэффективное распределение бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей из-за незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.

2.4.2 Эффективность  макроэкономической политики.

 

Влияние на эффективность  макроэкономической политики проявляется  прежде всего в возрастании цены ошибок макроэкономического регулирования.Они  связаны, как правило, с отсутствием  достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторах. Можно выделить следующие типичные ситуации.

Если нелегальная  экономика растет более быстрыми темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство  может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики), в то время как в этом нет -необходимости. Результатом подобной политики может стать «перегрев» экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции. Если при более динамичном развитии нелегальной экономики товары и услуг, прелагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.

Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так в расчет не берутся цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиватъся при дефиците товаров на официальном рынке.

Отсутствие адекватного  учета масштабов нелегальной  экономики может негативно отразиться на политике занятости. Если занятые в нелегальной экономике учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной. Это может подтолкнуть правительство проводить экспансионистскую политику в условиях, когда в этом нет необходимости. Иными словами, политика будет направлена на повышение совокупного спроса, подъем уровня производства и занятости путем смягчения денежноно-кредитной политики, а также увеличения государственных расходов. Результат же нехватка рабочей силы и рост инфляции.

Ошибки при  разработке экономического курса могут  возникать и по другим причинам, связанным с недооценкой последствий  нелегальной экономики:  

●искажение  реального состояния платежного баланса, вызываемое неконтролируемым движением через границу товаров и капиталов;

●завышение удельных показателей налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному ВВП, без учета товаров и услуг в нелегальном секторе;

●погрешности  в оценке распределения доходов.

Информация о работе Теневая экономика России