Теневая экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Соотношение позитивных и негативных последствий существования в национальной экономике теневого сектора во многом зависит от его масштабов. При определенных условиях криминализация экономики превращается в доминирующий, системообразующий процесс, определяющий направление развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего воспроизводства. Конкретные социально-экономические последствия теневой экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова эта деятельность.

Содержание работы

Введение
1. Определение теневой экономики и ее состав
1.1 Определение теневой экономики и ее структура
1.2 Происхождение теневой экономики
2. История и особенности формирования теневой экономики в России
2.1 Развитие теневого сектора в экономике России
2.1.1 Общий взгляд на теневую экомику
2.1.2 Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса
2.3 Динамика экономической преступности
2.4 Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
2.4.1 Налоговая и бюджетная сфера
2.4.2 Эффективность макроэкономической политики
2.4.3 Денежно-кредитная сфера
2.4.4 Экономический рост и инвестиционный процесс
2.4.5 Конкуренция и эффективность рыночного механизма
2.4.6 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда
2.5. Нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией экономики
2.5.1 Современное состояние законодательной базы борьбы с криминализацией экономики
Приложения…
Заключение

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики  можно отнести:

●ограничение  деятельности контролируемых организованными  преступными формированиями «легальных»  предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);

●выявление  и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;

●привлечение  к уголовной ответственности  участников организованных преступных формирований за "фоновые" преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).

Для повышения  эффективности работы правоохранительных органов следовало бы расширить  возможности применения поощрительных  мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

●ввести в законодательство институт "сделки с преступником", т.е. освобождение от уголовной ответственности  и его защита за предоставление доказательств  преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;

●предусмотреть  возможность освобождения от уголовной  ответственности за участие в  преступной организации в связи  с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования).

Наряду с перечисленным  было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ:

●возможность  выступления в суде сотрудников  правоохранительных органов в качестве "свидетеля со слов";

●возможность допроса свидетелей в закрытом судебном заседании;

●возможность  допроса свидетелей без раскрытия  их анкетных данных;

●институт "главного свидетеля";

●проведение допросов в качестве свидетелей лиц, установленных  при проведении оперативно-розыскных  мероприятий, до момента возбуждения уголовного дела, а также проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела.

Теневая экономика  стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства  в целом. Поэтому уже давно  назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

При разработке такого комплекса мер, не отрицая  необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение  общих условий хозяйствования, совершенствование  законодательства, устранение правовых пробелов, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов.

 

Приложение:

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

 
          Заключение

 

В настоящее  время теневая экономика - предмет  значительного числа научных  работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Для более полного учета объемов производства ВВП используется статистический подход на основе принятой Госкомстатом России методологии Системы национальных счетов ООН. При этом теневая экономика определяется как неучтенная официальной статистикой экономическая деятельность, которая включает три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную.

Природа теневой  экономики определяется деятельностью  экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется ве-личиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.

Несмотря на наличие в экономике страны и  деятельности правоохранительных органов  устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.

Теневая экономика  играла заметную роль и в хозяйственной  жизни СССР, компенсируя недостатки работы официальной советской экономики и обеспечивая социальную нишу для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах. Характер рыночных преобразований в России привел к существенному росту масштабов теневой экономики.

Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.

Масштабы теневой  экономики и экономической преступности в значительной степени связаны  с качеством действующей законодательной и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную историей становления и развития российской государственности.

К настоящему времени в  России сложилась система правового обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.

Один из основных недостаток действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для устранения имеющихся  недостатков законодательства, а  также в целях прогнозирования  появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.

Литература:

1) Теневая экономика / Л.П. Бунич, Л.И. Гуров, Т.И. Коряги, Л.Л. Крылов, О.В. Осипенко, К.Л. Улыбин; Сост. Б.Л. Дружинин. – М.: Экономика, 1991 – 543 с.

2) Теневая Россия: Экономико-социологическое  исследование / И.М. Клямкин, Л.М.  Тимофеев; М.: Российск. Гос. Гуманит.  Ун-т, 2000 – 235 с.

3) Экономическая безопасность  России: Общий курс: Учебник / под  ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005 – 356 с.

4) Теневая экономика в  российских регионах / Николаенко  С., Лиссоволик Я., Мак Фаркар Р.  – М.: Дело, 1998 – 199 с.

5) Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. /  Лунеев В.В. – М.: Норма, 1997 – 257 с.

6) Преступления в сфере  экономики / Л.И. Бунич – М.: Экономика, 2001 – 230 с.

7) Криминологическая характеристика  налоговой преступности // «Налоговый  вестник», № 7, июль 2002 г 5 с.

8) Борьба с теневой экономикой // «Законодательство и экономика», № 10, октябрь 2002 г.

9) Современное положение  дел // «Экономика и жизнь»  №13 апрель 2003 г.

10) Особенности экономики  в СССР // «Экономика и жизнь»  №24 июнь 2003 г.

11) Петраков Н. «Зарплата  или милостыня?» / Н. Петраков // «Труд» от 15 октября 2003 года.


Информация о работе Теневая экономика России