Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Под «теневой экономикой» в настоящее время понимают всю совокупность
экономической деятельности, которую не учитывает официальная
статистика, и не включают в валовый национальный продукт страны.

Файлы: 1 файл

реферат по эт.docx

— 52.94 Кб (Скачать файл)

«Зарплатные схемы» направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного  фонда оплаты труда. Сюда относится  выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности  работников. По итогам контрольной  работы ФНС в 2007 году выявлено более 400 тыс. налогоплательщиков или 17% от числа  представляющих отчетность, выплачивающих  заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, что, скорее всего, свидетельствует  о сокрытии реально выплачиваемой  заработной платы. Основные отрасли  экономики, в которых наблюдается  наибольший риск сокрытия заработной платы, -- оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. Процент сокрытия фонда оплаты труда на предприятиях достигает 57-61% . Выплата «серой» зарплаты приводит к существенным негативным социальным последствиям: уменьшение размера будущих пенсий, налоговых вычетов по произведенным расходам на образование и лечение, снижение возможности получения потребительского кредита, и т.д.

Способы увеличения себестоимости  формируют занижение (сокрытие) объема валового дохода предприятия. Наряду с  неправомерным применением налоговых  льгот особое место здесь занимают фиктивные операции; отражение фиктивных  затрат; завышение стоимости приобретенного сырья, услуг, топлива, относимой на издержки производства и обращения; отражение затрат, произведенных  в другом налоговом периоде; отнесение  к издержкам затрат в размерах, превышающих установленные законодательством. Данные схемы в основном применяются  для минимизации налога на прибыль  и НДС.

Сокрытие выручки (полное или частичное) производится посредством  очень широкого ряда способов: неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета; осуществление сделок без документального оформления; неотражение результатов хозяйственных операций; неоприходование товарно-материальных ценностей и денежной выручки; использование не фиксируемых в бухгалтерском учете операций с рублевой и валютной наличностью («черный нал»); занижение объема реализованной продукции (работ, услуг), размеров доходов.

Зачастую применение способов сокрытия выручки и завышения  себестоимости приводит к убыточности  предприятий. Отражение убытка в  финансовой отчетности в течение  нескольких налоговых периодов -- это наиболее вероятный признак неполного либо искаженного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Это предположение подтверждается контрольными мероприятиями налоговых органов: за 9 месяцев 2007 года сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения, составила 61 млрд. руб., а доначисления по налогу на прибыль -- 95,9 млрд. руб.

О масштабности применения схем сокрытия деятельности либо искажения  ее результатов свидетельствует  тот факт, что в 1 полугодии 2007 года 20% организаций работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих  нулевые результаты финансово-хозяйственной  деятельности, этот показатель равен 42%. Другими словами, около половины организаций в России не платят налог  на прибыль, что в экономических  интересах страны недопустимо. Причем основные отрасли экономики, в которых  наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая  и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства, то есть те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда. На наш взгляд, это закономерно, так как теневизация деятельности влияет на все экономические показатели работы предприятия.

В отдельную категорию  выделены экономические преступления, классифицированные как налоговое  мошенничество. Практически во всех странах, где установлена юридическая  ответственность за уклонение от уплаты налогов, налоговое мошенничество  признается одним из наиболее тяжких, и в подавляющем большинстве  стран влечет уголовное наказание. Налоговое мошенничество определяется фактом сокрытия налогооблагаемых баз  через подделку, фальсификацию или  намеренного искажения документов. Здесь используются незаконные схемы  возмещения НДС по экспортным операциям, незаконный вывоз капитала, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, применение схем «обналичивания - обезналичивания средств».

Предложенная автором  классификация способов сокрытия (теневизации) деятельности и их дальнейшая детализация позволяет проводить оценку теневой экономики на микроуровне на основе экономических показателей, отраженных в отчетных документах хозяйствующего субъекта. Данная классификация была использована автором при разработке методики оценки теневой экономики региона на основе методов оценки его налогового потенциала. Результаты использования методики позволили оценить теневой оборот лесной отрасли Красноярского края в размере 22% от валового отраслевого продукта, а налоговые потери - в размере 35% от общей суммы поступлений налоговых и других обязательных платежей по отрасли. Предложенная классификация позволяет более глубоко понять способы теневизации экономики ее субъектами и определить направления разработки мероприятий по сокращению уровня теневой экономики, в том числе в области налоговой политики и развития предпринимательства.

 

 

7. Теневая экономика и социально-экономические последствия и ее развития 

 

Однозначно ответить на вопрос: приносит ли ТЭ позитивные результаты для развития общества можно, но только отрицательно, поскольку она обеспечивает жизнедеятельность  определенных групп (кланов) людей, удовлетворяет  потребности незначительной части  населения страны. В мировом масштабе к ТЭ повсеместно сложилось отрицательное  отношение (прежде всего к криминальным формам), с ней во всех странах  ведется непримиримая борьба. В то же время ТЭ является частью экономической  системы, без которой система  не может воспроизводиться. И это  приводит к мысли, что с ТЭ необходимо обращаться осторожно: ослабляя ее масштабы, следует предусмотреть меры введения теневых отношений в легальное  русло. В России при переходе к  рыночным отношениям сформировалась система  высокотеневых экономических отношений (прежде всего высококриминализированных), которые характеризуются рядом признаков.

Во-первых, ТЭ приобрела огромный вес, стала сектором экономики, причем доминирующим, где огромную роль играют неформальные и внеправовые отношения. Реальностью  стала тотальная коррумпированность госаппарата, низкая роль права и  судебной системы, ее подчиненность  административному аппарату и теневому финансовому капиталу.

Во-вторых, в сфере экономики  образовались теневые финансовые группы (кланы), представляющие собой властно-хозяйственные  структуры, имеющие в качестве покровителей различные органы государственной  власти, распоряжающиеся крупным  капиталом и ведущие широкомасштабную предпринимательскую (прежде всего  коммерческую) деятельность. В своей  теневой деятельности финансовые группы блокируют конкуренцию на финансовых рынках, на рынках основных товарных групп  и особенно во внешней торговле. Другим следствием функционирования теневого финансового капитала, точнее небольшой доли населения страны, присваивающей в связи с монопольным господством в экономике колоссальные доходы, является обнищание огромной части населения. Так, по экспертным расчетам, около 30 млн. человек имеют крайне низкий уровень жизни, значительная часть которых находится на грани голодной смерти.

В-третьих, последствием развития ТЭ является деградация бюджетной системы. Финансовый капитал паразитирует на бюджетных средствах, использует их как главный источник сверхдоходов, манипулирует с бюджетными ресурсами  и государственной собственностью, толкает государство на получение  заемных средств как вынужденное  в подобных условиях средство решения  финансовых проблем в обществе. С  этим сопряжено сужение реального ("светового") сектора экономики, разорение значительной части предприятий, что привело, по имеющимся оценкам, к банкротству почти 30% их численности, поставив еще две трети - на грань банкротства.

В-четвертых, ТЭ вызвала перераспределение  национального дохода в пользу паразитического  потребления. Рост доходов у теневых  финансовых олигархов сопровождается развертыванием непроизводительных структур, обслуживающих теневых дельцов. В то же время народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (индустрия  народного потребления, здравоохранения, образования и т.п.), приходят в  упадок.

В-пятых, ТЭ значительную часть своих  капиталов вывозит за границу. Объем  вывезенных капиталов, по данным экспертов, составляет 150-300 млрд. долл.

 

 

 

Заключение

 

Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой,  
прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет нас не к  
цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно- 
бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует  
история, может быть длительным и даже способным обеспечить  
определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно  
криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска  
складывающихся кланов. В этой связи небезосновательным    
представляются высказываемые опасения, что на исход будущих выборов в  
стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы. 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 
  2. Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон. 
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 05.02.2007 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Cт. 3301.

 


Информация о работе Теневая экономика