Теневая Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика – очень сложный объект для исследования, феномен которого, очень легко определить, но невозможно измерить, так как информация, которую можно получить для исследования находится в закрытом доступе и не подлежит разглашению. То есть та неформальная экономическая деятельность, которая ведется каким-либо субъектом, скрыта от официальных статистик и не афишируется.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты теневой экономики……………………………....5
1.1.Понятие и сущность теневой экономики…………………………....5
1.2.Виды теневой экономики………………………………………….....6
2.Методы измерения теневой экономики…………………………………...9
2.1. Микрометоды измерения…………………………………………....9
2.2.Макрометоды измерения……………………………………………13
3.Подходы к решению проблемы………………………………………….17
Выводы
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

теневая экономика.docx

— 318.74 Кб (Скачать файл)

 При разработке этого  метода специалисты исходили  из того, что собрать достоверные  данные о производстве (особенно  о производстве в малом бизнесе и сфере услуг) очень трудно. Одна из причин этого — сознательное занижение показателей производства с целью уклонения от налогообложения. Мелкие предприятия вообще трудно отследить, даже хотя бы для того, чтобы внести их в статистический регистр. Между тем наличие большого количества малых предприятий для итальянской экономики очень типично.


 Итальянские  статистики основной акцент сделали  на обследовании затрат рабочей  силы. Первичные данные получаются  в результате специально Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

14

 

КР.080.115.65-2012.ПЗ

 


организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию об их рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеко-дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли.

 Существуют следующие  разновидности этого метода:

1) на основе расхождения  между фактическим и официально  зарегистрированным уровнем занятости;

2) на основе расхождения  между величинами фактически  отработанного за неделю рабочего  времени и официально зарегистрированного. 

3. Монетарный метод. 

 Этот метод основан  на одной важной особенности  теневой экономики: если в легальной экономике уже давно почти все расчеты производят безналичным путем, то в теневой экономике при совершении сделок предпочтение отдается наличным деньгам.

 Существует множество  вариантов конкретного использования  данной идеи. Это и анализ объема  денежных операций, и анализ спроса  на наличные деньги, а также  эконометрические методы.

 Размер и динамика  теневой экономики могут оцениваться  с помощью наблюдения за объемом  денежной массы. Денежная масса  в каждой стране эмитируется  центральным банком, и ее величина  известна 

 Так как теневая экономика возникла одновременно с легальной и сопоставима с ней по масштабам, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе, что иллюзорно показывает простоту измерения ”неофициальной” экономики. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий с особым типом поведения, что сопутствует выявлению закономерностей и более точному её измерению, однако, только диверсификация и изобретение новых современных методов будет способствовать эффективной борьбе с негативными последствиями теневой экономики.


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

15

 

КР.080.115.65-2012.ПЗ

 


                              

 

 

 

 

3.Подходы к решению  проблемы

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

   Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п..

   Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».


   Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги .Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

17

КР.080.115.65-2012.ПЗ

 


главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминальные структуры).


   Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

18

 

КР.080.115.65-2012.ПЗ

 


те трудящиеся, которым  удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у  воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она ни была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат на время кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов будут самыми благовидными — наказание за сокрытие доходов). Став фактором поощрения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.

   В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление

   Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков» - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе.   Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а -уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

   Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.

   Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под «дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, «теневик» - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за «крышу»). Экономические последствия этих поборов для предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление «спать спокойно».

   Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе «теневая», имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже «теневики»-хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.


    Наиболее активными критиками идеи легализации «теневого» капитала являются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

19

 

КР.080.115.65-2012.ПЗ

 

 


«теневая» сфера в большей  или меньшей степени криминализирована (это, как говорится, следует «по определению»). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «не пойман — не вор».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

20

 

КР.080.115.65-2012.ПЗ

 

 


 

 

 

 

 

 

Выводы 

  Современное состояние теневых процессов в стране и мире очень пугает своими данными и статистиками, так как развитие теневой экономики достигло уровня мировой проблемы, с которым трудно бороться. Данное явление можно сравнить с вулканической активностью, то есть в какой-то период вулкан утихает и не представляет всему окружающему угрозы, хотя есть опасения, что он проснётся и нанесет непоправимый вред. Этот пример наиболее близок к процессу теневой экономики, потому как исключить данное явление из экономики мира не возможно, как и невозможно уничтожить все вулканы на планете. К этому процессу можно быть готовым, сдерживать волнения в обществе и по возможности проводить меры по восстановлению экономики, после всплеска теневой активности.

В заключение своей работы, я попытаюсь дать наиболее точные ответы на вопросы, которые я ставила  перед собой в начале.

  Основными видами  теневой экономики являются неофициальная,  фиктивная и так называемая черная экономика. Изучив определения данных понятий и влияния на экономику страны в целом, можно сделать вывод о том, что все теневые процессы имеют свой масштаб. Следующим ответом будет являться методы измерения теневой экономики. Проанализировав материал, можно сделать вывод о том, что есть два подхода к измерению показателей это макрометод и микрометод. В курсовой работе я рассмотрела пути решения данной проблемы, например, такие как радикально - либеральный и репрессивный. По данному вопросу можно сделать вывод о том, что пути выхода из этой проблемы есть, предпринимаются действия, ведутся государственные программы  и преобразования. Но все же полностью «излечить» экономику от теневых процессов никогда не удастся.

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

21

 

КР.080.115.65-2012.ПЗ

 


Информация о работе Теневая Экономика