Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
определить методы борьбы с теневой экономикой.

Содержание работы

Введение 3-4

Глава 1. Понятие теневой экономики. 5-10

Глава 2. Причины существования теневой экономики. 11-15

Глава 3. Функции теневой экономики. 16

Глава 4. Оценка масштабов теневой экономики. 17-19

Глава 5. Последствия теневой экономики. 20-26

Глава 6. Методы борьбы с теневой экономикой. 27-29

Заключение. 30-31

Список использованной литературы. 32

Файлы: 1 файл

Курсовик на темуТеневая экономика.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые социологи рассматривают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.

Все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно – другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. [Шадрина О. Обратная сторона экономики // Эксперт-Сибирь. - 2005. - № 35. - С.11-15.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6. Методы борьбы с теневой экономикой

 

Проблема борьбы с теневой экономикой действительно острая и возникла далеко не сегодня. Но уже сегодня и сейчас пора ее решать, чтобы указанные явления не окрепли и не превратились в систему.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

  • реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
  • ужесточение борьбы с коррупцией;
  • меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
  • выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
  • усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.

Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно- распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

В теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создавая особые условия работы предприятий. Вряд ли эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения в короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений, смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить подконтрольный, регулируемый характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключениe

 

На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

Таким образом, следует сделать вывод об экономических причинах и основаниях налоговой преступности. С одной стороны, нормативно установленные правила осуществления предпринимательской деятельности и организация контрольной и правоохранительной деятельности влияют на уровень налоговой преступности и на масштабы "теневого" сектора экономики. С другой стороны, уровень налоговой преступности, стремление бизнеса уйти в "теневой" сектор экономики должны восприниматься как тест на правильность проводимой налоговой политики, избранных методов государственного регулирования, иных параметров правовой системы и общеэкономической жизни в стране. В любом случае, экономическая сущность явления должна быть учтена при формировании соответствующих правовых норм, распределении компетенции между государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бунич А.П., Гуров А.И. Теневая экономика. Москва «Экономика» 1991.
  2. Экономика. Издание 4-е,переработанное и дополненное: учебник/ под редакцией доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова / Москва «Экономистъ»,2005.
  3. Шадрина О. Обратная сторона экономики // Эксперт-Сибирь. - 2005. - № 35. - С.11-15.
  4. Барсукова С.Ю. «Теневая» экономика и «теневая» политика: взаимные интересы/ Светлана Барсукова, Василий Звягинцев// Свободная мысль. – 2006. –  № 7 – 8. – С.141-154.
  5. http://lenta.ru/news/2010/01/15/shadow/

 

 


 



Информация о работе Теневая экономика