Теоретические аспекты исследования рынков природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью курсовой работы являются экономические проблемы формирования рыночных отношений и перехода экономики России к устойчивому развитию нашли свое отражение в области ресурсно-имущественных отношений. В современных экономических условиях особую актуальность приобретает необходимость эффективного управления рынком природных ресурсов. Ресурсная составляющая любой экономической системы представляет собой с одной стороны источник промышленного и сельскохозяйственного производства, а с другой стороны - базу налогообложения, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.
Цель курсовой работы - раскрытие процессов развития рынка природных ресурсов в мировой экономике.

Файлы: 1 файл

курс.эконом.теор..doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

а) государственного, нормами которого регулируются административно-государственное  устройство, государственные границы  и суверенитет народов. Так, в  местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, может быть установлен, по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (местной администрацией), особый режим использования земель;

б) административного, определяющего  систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;

в) гражданского, нормы которого особенно расширили сферу правового регулирования земельных отношений после принятия нового ГК РФ в 1994 г. В него включено большое количество норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права. Восстановление категории «недвижимое имущество», т.е. объектов, неразрывно связанных с землей (строений, сооружений, мелиоративных систем), введение купли-продажи земли, земельного рынка, ипотеки и др. – все это должно способствовать возрастанию норм гражданского права в регулировании земельных отношений.

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним свойством, они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и она означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Именно поэтому экономическая теория должна постоянно искать пути эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека. Таким образом, чтобы искоренить проблемы всемирного характера — инфляцию, безработицу, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды и др., нужно всем вместе решать проблему эффективного использования редких ресурсов. По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

 

    1. Сущность субъектов и объектов рынков природных ресурсов

Природоресурсное право  наделяет участников общественных отношений  способностью выступать в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей по использованию природных ресурсов. Тем самым, они становятся субъектами природоресурсного права, получают потенциальную возможность приобретать права и исполнять обязанности, устанавливаемые нормами природоресурсного права, т.е. приобретают природоресурсную правосубъектность. Субъектом природопользования может являться любое физическое и юридическое лицо, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Это определяется правом общего природопользования, включающим в себя, в частности, водные и лесные сервитуты, а также другие права на использование полезных свойств окружающей природной среды, реализация которых не требует получения специального разрешения. Субъектами ресурсопользования, напротив, могут являться только лица, отвечающие требованиям, которые устанавливаются природоресурсным законодательством. Право общего природопользования определяет общую природоресурсную правосубъектность лица, т.е. его способность иметь и осуществлять права по использованию природных ресурсов без специального разрешения. Обычно такое использование ресурса не связано с его добычей. Общей природоресурсной правосубъектностью наделены все юридические лица, а также физические лица вне зависимости от их возраста. Специальная природоресурсная правосубъектность, т.е. способность иметь права и обязанности ресурсопользователя обусловлена тем, что поиск, разведка, добыча природных ресурсов могут осуществляться лицом лишь при наличии у него лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с момента возникновения дееспособности в полном объеме, у юридического лица – с момента его государственной регистрации.Участники природоресурсных отношений, выступающие на стороне ресурсодержателя, наделены государственно-властными полномочиями. От имени Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в природоресурсных отношениях участвуют их органы в пределах своей компетенции. Поэтому в природоресурсной правосубъектности можно выделить активную и пассивную правосубъектность. Активная правосубъектность – правосубъектность, которой наделены органы, осуществляющие властные полномочия в сфере ресурсопользования, органы государственной власти и управления. Пассивная правосубъектность – правосубъектность субъектов подчинения - ресурсопользователей. Органы, в компетенцию которых входит управление использованием природных ресурсов, их собственники, наделены нормами природоресурсного права активной правосубъектностью. Пассивная правосубъектность принадлежит иным субъектам, осуществляющим использование природных ресурсов.Законодатель выделяет две группы субъектов, участвующих в использовании природных ресурсов: участники природоресурсных отношений, в число которых входят Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица, и ресурсопользователи. Ресурсопользователи - это граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования природным ресурсом. Права ресурсопользователю должны быть предоставлены в порядке, установленном природоресурсным законодательством, т.е. на основании лицензии, договора, соглашения, иных правовых актов. Субъектов природоресурсного права можно разделить на две группы по их отношению к природным ресурсам. Ресурсодержателем может быть собственник природного ресурса, а также органы, уполномоченные государством, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлять функции управления использованием природных ресурсов. Кроме физических и юридических лиц ресурсопользователями (пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции) могут являться объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции. Права пользования природными ресурсами могут быть предоставлены лицам непосредственно в силу закона (право общего природопользования, право собственников и владельцев земельных участков на добычу в их границах общераспространенных полезных ископаемых). В большинстве же случаев право ресурсопользования предоставляется на основании административного акта (лицензия, Постановление Правительства РФ) или сложного юридического состава (соглашение, договор и лицензия и др.). Природоресурсное законодательство выделяет только два вида субъектов природоресурсных отношений. Однако существуют и иные участвующие в них лица, которых невозможно отнести ни к одной из перечисленных групп. Их существование обусловлено наличием отношений, связанных с ресурсными. Такие субъекты не относятся ни к участникам природоресурсных отношений, поскольку не осуществляют функций управления использованием природных ресурсов, ни к ресурсопользователями, так как права пользования природными ресурсами им еще не предоставлены. Субъекты природоресурсного права для того, чтобы стать ресурсопользователями, вступают в отношения по получению лицензий на ресурсопользование, заключению договоров и соглашений и др. Представительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления территорий проживания коренных малочисленных народов, на которых предполагается проведение работ по использованию природных ресурсов, участвуют в заключении договоров и соглашений в целях защиты прав и интересов таких народов. При этом они не осуществляют функций ресурсодержателя или ресурсопользователя, но их интересы могут быть затронуты использованием природных ресурсов. Таким образом, участники природоресурсных отношений – это субъекты природоресурсного права, в число которых входят:

1) собственники природных ресурсов и лица, осуществляющие предоставленные им права по управлению использованием природных ресурсов;

2) лица, права и интересы  которых могут быть затронуты  ресурсопользованием; 

3) иные субъекты природоресурсного  права, не являющиеся ресурсопользователями.

Право на использование  отдельных видов природных ресурсов может быть предоставлено только специальному субъекту природоресурсного  права. Так, ст.9 ФЗ РФ «О недрах» устанавливает, что пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Особый режим установлен природоресурсным законодательством и для субъектов традиционного ресурсопользования. В соответствии со ст.4 ФЗ РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в организациях, занимающихся добычей алмазов, большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организации, должно принадлежать Российской Федерации, ее субъектам, а также организациям, созданным без прямого или косвенного участия иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Российская Федерация, как субъект природоресурсного права, обладает наибольшим объемом прав в отношении природных ресурсов. К основным полномочиям РФ в области использования природных ресурсов следует отнести: определение государственной политики в области использования природных ресурсов; владение, пользование и распоряжение, совместно с субъектами Российской Федерации, природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, кроме природных ресурсов, находящихся в исключительном ведении РФ; разработку и совершенствование законодательства о природных ресурсах, контроль за его соблюдением; определение единой инвестиционной политики в области использования природных ресурсов; установление порядка определения платы за использование природных ресурсов; распоряжение природными ресурсами континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ; осуществление международного сотрудничества в области использования природных ресурсов. Субъекты Российской Федерации наделены природоресурсным законодательством следующими правами в области использования природных ресурсов: разработка, утверждение и реализация территориальных программ использования природных ресурсов; разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в государственной собственности субъектов РФ; охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов при использовании природных ресурсов; лицензирование видов деятельности, связанных с использованием региональных и местных природных ресурсов; определение форм и установление размеров платы за использование региональных и местных природных ресурсов; участие в реализации соглашений о разделе продукции. Необходимо различать понятия природного блага, природного ресурса и природного объекта. Природные блага – совокупность природных ресурсов и природных условий, которые используются или могут быть использованы человеком. Природные условия (климатические и др.) характеризуются совокупностью различных характеристик окружающей природной среды, отражают ее состояние. Поэтому они не могут быть извлечены, отделены от окружающей среды и, следовательно, отношения по использованию природных условий не включаются в предмет природоресурсного права. Природные ресурсы представляют собой совокупность природных объектов, содержащих вещества, полезные свойства которых используются или могут быть использованы человеком. Природный объект – ограниченный в пространстве комплекс взаимосвязанных материальных элементов природы естественного происхождения. Следует подчеркнуть, что объектами природоресурсных отношений могут являться только объекты естественного (эволюционного) происхождения, находящиеся в естественной природной среде. Естественное происхождение объектов не исключает возможности участия человека, видоизменяющего природные объекты. Интересы ресурсопользователя направлены на извлечение определенного природного ресурса и могут быть удовлетворены за счет их добычи из самых разных природных объектов (месторождения, водоема, лесосеки и т.п.). Поэтому можно говорить о том, что общим объектом природоресурсных отношений является определенный природный ресурс. Вместе с тем, в пользование всегда предоставляется не абстрактный ресурс, а указанный в лицензии, договоре, соглашении конкретный природный объект, интересующий ресурсопользователя. Таким образом, непосредственным объектом природоресурсных отношений является локализованный в пространстве природный ресурс, заключенный в определенном природном объекте.И непосредственный и общий объекты природоресурсных отношений являются, чаще всего, материальными объектами, поскольку свои интересы ресурсопользователь удовлетворяет путем непосредственной переработки или потребления соответствующего овеществленного предмета материального мира. Но определенные интересы ресурсопользователя могут удовлетворяться путем использования нематериальных благ. К таким нематериальным объектам (благам) в природоресурсном праве следует отнести информацию о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, местах и условиях их расположения и залегания. Возможность отнесения информации о природных ресурсах к объектам природоресурсных отношений вытекает из содержания ст.6 ФЗ РФ «О недрах», которая устанавливает, что геологическое изучение недр, геолого-геофизические работы, другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр являются одним из видов пользования недрами. Отношения, возникающие при этом, направлены на получение информации, являющейся их объектом. Очевидно, что любая информация определенным образом материализована, имеет свой материальный носитель – бумага, магнитные ленты, диски и т.п. Но из-за этого информация не становится материальным объектом, поскольку важно само содержание ресурсной информации, даже если материальный носитель не имеет никакой ценности.Отношения, возникающие в ходе получения такой информации, регулируются природоресурсным законодательством, после чего информация, полученная ресурсопользователем, может становиться объектом гражданско-правового оборота. В этом случае соответствующие отношения регулируются нормами гражданского права с особенностями, предусмотренными природоресурсным законодательством.

1.3. Цена природных  ресурсов и рыночный механизм  ее установления

Земельный участок как  объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли поселений;3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых  территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». Частичная собственность на землю, ограниченность земельных участков, невоспроизводимость земли и тот факт, что технически невозможно переместить ее из одного места в другое, создают и особые условия монополии. Качество земельного участка, его местоположение представляют различия, которые неустранимы. Поэтому владелец отдельных участков получает выгоду от этих различий в качестве или расположении земельных участков. Таким образом, удачливые владельцы земли, кроме абсолютной ренты, получают еще дифференциальные ренты, которые, в отличие от дифференциальной прибыли в промышленном производстве, сохраняются в течение длительного времени вследствие невоспроизводимости производственного фактора и того обстоятельства, что вложенный капитал нельзя дезинвестировать. Рассмотрим этот факт подробнее. Капиталист может получить от своего предприятия дифференциальный доход, превышающий среднюю прибыль. Это может иметь место тогда, когда техническая оснащенность его предприятия выше среднего и его издержки производства падают ниже средних общественных издержек производства. Но эти дифференциальные доходы не имеют устойчивого характера, если только не возникает монопольных ситуаций.В отношении земли качество почвы неодинаково для всех земельных участков. Земля является более или менее плодородной и содержит в своих недрах большие или меньшие богатства, климатические условия различаются в зависимости от местности. Труд, прилагаемый к земле, имеет поэтому различную производительность. Рассмотрим три участка с различным плодородием почвы. Каждый из этих участков принадлежит отдельному владельцу. Применяя те же самые количества постоянного капитала (семена, средства производства) и труда, с этих трех участков можно получить разное количество продукта. Как бы производитель, имеющий менее плодородный участок, ни пытался улучшить технику производства, определенная разница в количестве полученного продукта всегда сохранится потому, что никто не может запретить производителю с лучшего участка также совершенствовать свою технику, получая, таким образом, как подчеркивает Маркс, более высокие результаты. Рыночная цена, с другой стороны, едина для всех. А как формируется эта цена? Какова та цена производства, на уровне которой колеблется рыночная цена? Когда речь идет о промышленном производстве, это средняя общественная цена производства, имеющая тенденцию изменятся в сторону минимальных издержек, поскольку все факторы производства перемещаемы и заменяемы. Не так обстоит дело в случае сельскохозяйственного производства: земля не является ни перемещаемой, ни заменяемой. Производителем, нужным рынку, последним, или предельным, будет тот, кто определит уровень колебания цены. Этот производитель должен на деле из своей нужной рынку продукции покрыть все издержки: уплатить абсолютную земельную ренту, или арендную плату, покрыть все производственные затраты и получить среднюю прибыль. Следовательно, цена будет определяться ценой производства на менее плодородных участках земли. Рента, которая возникает вследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой первой формы (дифференциальная рента I).Но существует вторая форма дифференциальной ренты, которая проистекает из известного явления различной эффективности последовательных приложений труда и средств производства к производству на одном и том же участке ввиду ограниченности фактора земли, т.е. из различной производительности последовательных вложений капитала. Из этого явления в мартиналистской экономической науке возник принцип убывающей производительности данного фактора производства. Один и тот же земельный участок может быть объектом последовательных вложений капитала. Первое вложение может определять наивысшую производительность труда, второе - несколько меньшую, третье - еще меньшую. Новым подходов в развитии теории ренты является категория «динамическая рента». Поскольку, добывая сырье, ухудшаются показатели добычи в следующих периодах, предлагается компенсировать рост будущих затрат сегодня, т.е. включать в затрат данного года также косвенные расходы, которые возникнут в будущем. Это порождает дифференцированные эффекты, распределенные во времени, которые интерпретируются как динамическая рента. Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. В самом деле, собственник земли именно в этом своем качестве, зная, что земля необходима всем - для сельскохозяйственного и промышленного производства, - заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово «рента» означало первоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всей ясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества. В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту на капитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация, постройки и т.д.); другая существует всегда и соответствует передаче права пользования землей, или, как говорил Рикардо, пользования исходными и неразрушимыми свойствами земли. Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что по причине отсталости сельского хозяйства по сравнению с промышленностью органическое строение капитала, вложенного в сельское хозяйство, ниже органического строения капитала, вложенного в промышленность, и, следовательно, в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов выше капиталистической цены производства. Пропорциональному распределению прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельная собственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно на часть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценой производства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственных продуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет, следовательно, род налога, накладываемого на общество. В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты - монопольная рента. Исключительные природные условия порой создают возможности для производства редких сельскохозяйственных продуктов - особых сортов винограда, некоторых видов цитрусовых, чая и т.д. Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых нередко определяется лишь уровнем платежеспособного спроса. В результате монопольные цены могут значительно превышать индивидуальную стоимость таких продуктов. Это и позволяет землевладельцам получать монопольную ренту. Итак, монопольная рента - эта особая форма земляной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые. Земля – фактор производства или производственные ресурсы, данные самой природой, т. е. все естественные ресурсы (земли, леса, воды, месторождения). Этот вид ресурса приносит собственнику доход в виде ренты. Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено по причине их невоспроизводимости. Заметим, что если экономисты-классики на рубеже XVIII в. понятие ренты сводили лишь к ренте земельных участков и рудников, то сегодня, в зависимости от вида природных ресурсов, выделяют ренту: земельную (в том числе дифференцированную), в добывающей промышленности, на строительные участки, монопольную, на человеческий капитал. Сегодня признано, что рента в той или иной мере присутствует в доходе любого фактора производства. Экономической рентой называют платежи владельцам факторов производства, превышающие альтернативную стоимость этих факторов. Если фактор производства не имеет альтернативных вариантов использования, его альтернативная стоимость равна нулю, а весь доход от его применения выступает в форме ренты. На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично. Если изобразить на графике кривую предложения земли, то она будет абсолютно вертикальной линией (рис. 21.1). Можно повысить производительность земли, улучшить ее качество, повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или снизить его до минимума, но количество совокупного предложения этого фактора в каждый фиксированный момент времени увеличить невозможно. Чистая экономическая рента определяется соотношением спроса и предложения на рынках. Главной особенностью рынка земли является то, что рыночный спрос выступает единственным фактором, определяющим цену земли или ренту. Дифференциальная земельная рента связана с различиями в естественном плодородии участков земли, что обуславливает их различную предельную производительность, а следовательно, и получение более высокого дохода при одинаковых затратах. Предположим, что имеются два участка земли – лучший и худший (рис. 21.2). Их различная предельная производительность отражена кривыми спроса D1 и D2. На лучшем участке, предельная производительность которого в денежном выражении выше в силу лучшего плодородия данного участка, будет получена рента – R1. На втором участке по причине низкой предельной производительности дифференциальной ренты не возникнет. Экономическую ренту необходимо отличать от квазиренты. Выплаты владельцам факторов производства, предложение которых в краткосрочном периоде фиксировано, называются квазирентой, представляющей собой остаточный платеж. Квазирента в долгосрочном периоде, когда все факторы производства становятся переменными, исчезает. Экономическая же рента сохраняется и в долгосрочном периоде.

Рис. 1.1. Спрос и предложение  земли: 
S – неэластичное предложение; 
D1 – потенциальный спрос на землю;  
D2 – спрос на землю в условиях, когда земля не приносит ренту; 
Е – точка равновесия

Рис. 21.2. Дифференциальная рента


Существует два типа рынка земли.1. Купля-продажа земли во временное пользование, т.е. аренда услуг земли, при которой собственность на данный экономический ресурс не отчуждается от владельца. При этом составляется арендный договор, в соответствии с которым арендодатель передает землю во временное пользование арендатору по определенной цене, которая называется арендной платой.2. Купля-продажа земли как актива в полную собственность, при которой она отчуждается от владельца. При этом цена земли определяется как дисконтированная стоимость, рассчитанная за бесконечный период времени, поскольку земля приносит доход бесконечно долго:

,

где R – размер ежегодной ренты; i – годовая процентная ставка.

Цена земли выступает как  капитализированная рента, экономический смысл которой заключается в том, что она обеспечивает землевладельцу такую сумму денег, которая, будучи положена в банк, приносила бы доход не меньше, чем ежегодная рента.

 

 


Информация о работе Теоретические аспекты исследования рынков природных ресурсов