Теоретические аспекты, проблемы миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:52, реферат

Описание работы

Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Сутью этих процессов является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Причинами миграции могут быть локальные или региональные военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, эпидемии, голод, низкий уровень жизни, политические процессы и многие другие.

Файлы: 1 файл

исследовательская по миграции!.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Сутью  этих процессов является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Причинами миграции могут  быть локальные или региональные военные конфликты, природные и  техногенные катастрофы, эпидемии, голод, низкий уровень жизни, политические процессы и многие другие. Являясь  глобальным вызовом, миграция всегда несет  в себе угрозу стабильному развитию тех стран, куда прибывают мигранты. Вынужденная безработица, отсутствие денег, занятости и какого-либо социального  статуса толкает мигрантов на добывание денег и материальных благ. Подобная схема миграции одинакова  на всех континентах. Исходя из социальной сущности проблемы миграции, можно  утверждать, что все известные  негативные социальные явления постоянно  сопутствуют миграции.

Теоретические аспекты, проблемы миграции

Миграция населения – сложный  социальный процесс, тесно связанный  с изменением экономической структуры  и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

При анализе миграции населения  ее классифицируют по ряду признаков. Остановимся на важнейших из таких классификаций (рис 1.1) [6].

1. В зависимости от характера  пересекаемых границ различают  внешнюю и внутреннюю миграцию  населения.

Внешней называется миграция, при  которой пересекаются государственные  границы. Она в свою очередь делится  на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX-XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран – Италии, Испании, в другие – ФРГ, Францию и т. д.).

К внутренней миграции относятся перемещения  в пределах одной страны между  административными или экономгеографическими  районами, населенными пунктами и  т.п. Основными типами современной  внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и  межрайонная миграция.

 

Рис. 1.1. Виды миграции населения

 

2. По временным признакам миграцию  делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с  окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение  на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный  срок, что обычно связано с работой  в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних  стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые  районы (например, для работы по контракту  на несколько лет) и т.п.

Сезонная миграция включает ежегодные  перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом – в курортные районы и т. п.

Маятниковая миграция – это регулярные поездки к месту работы или  учебы за пределы своего населенного  пункта.

3. Важное значение имеет классификация миграции по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью перемены образа жизни – сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. п.). Немалую роль играют также политические (бегство от политических преследований, расовых, религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ), военные (эвакуация и реэвакуация, депортация) и прочие причины.

4. По формам реализации миграция  делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.

5. В зависимости от того, предпринимается  перемещение людей по их собственному  решению или независимо от  него, миграция делится на добровольную и принудительную (вынужденную).

В данной работе дадим характеристику нескольким видам миграции, но особенное  внимание будем уделять вынужденной  миграции.

Вынужденная миграция является одной  из характерных черт современности: во всем мире насчитывается в настоящее  время около 18 миллионов беженцев. Масштабность и острота проблемы вынужденной миграции предопределила ее превращение из национальной в интернациональную. Соответственно, участие в ее решении принимают не только национальные правительства, но и все мировое сообщество в лице международных и межправительственных, а также неправительственных организаций.

Вынужденная миграция – перемещение  людей, происходящие по независящим  от них причинам. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека, из одной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая социальные связи и искусственно создавая такие связи на новом месте.

Отсутствие или несовершенство законодательства государств-бывших республик СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях.

Беженец – это лицо, которое  не является гражданином Российской Федерации, оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений и т.п., и  прибывшее на территорию России.

Вынужденный переселенец – это  гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства (как на территории иностранного государства, так и  на территории одного из субъектов  Российской Федерации) как вследствие совершенного в отношении него или  членов его семьи насилия либо преследования в иных формах, так  и вследствие реальной опасности  подвергнуться преследованию, если таковое преследование связано  с его расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных выше причин). Следует иметь в виду, что лица, покинувшие место своего постоянного жительства по обстоятельствам экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не соответствуют указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах».

Итак, основное отличие между понятиями  «беженец» и «вынужденный переселенец» заключается в принадлежности к  гражданству Российской Федерации. Однако в определенных случаях закон  допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный  гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и  в силу указанных выше обстоятельств  вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации (п.3 ст.1 Закона РФ «О  вынужденных переселенцах»).

В Законе «О вынужденных переселенцах»  предусмотрены две категории  таких лиц.

Первую составляют лица, совершившие  преступления против мира, человечности и другие тяжкие преступления, предусмотренные  Уголовным кодексом Российской Федерации. К числу таких преступлений относятся  планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; производство или  распространение оружия массового  поражения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой помощь в индивидуальном жилищном строительстве, при вступлении в жилищный кооператив, приобретении земельного участка под строительство жилого дома, а также приобретении строительных материалов, содействие в организации компактных поселений), получением социальной помощи, устройством детей в государственные школы и детские дошкольные учреждения.

Следует помнить, что, будучи гражданами Российской Федерации, лица, ходатайствующие  о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и вынужденные переселенцы  имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной  помощи в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения, на получение  пособий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Статус этой категории вынужденных  мигрантов определен законом  РФ «О беженцах». Неоднородность беженцев предполагает деление их на следующие  группы:

  • беженцы временные транзитные, предполагающие вернуться в места прежнего проживания;
  • беженцы безвозвратные, предполагающие поселение на территории России.

Беженцы имеют право на оказание следующих видов помощи:

а) организация и обеспечение  деятельности пунктов первичного приема контроля;

б) обеспечение перемещения и  обустройства в центры временного размещения;

в) осуществление адаптационных  программ: социальное обслуживание, включающие консультирование по различным вопросам в сфере социальной ориентации;

г) оказание помощи в социальной адаптации  в местах постоянного расселения;

д) обеспечение соблюдения основных прав человека.

 

Тенденции развития миграционной политики

Влияние на качественное содержание миграционных потоков в соответствии со стратегическими ориентирами  предполагает использование метода целевого заселения. Оно вовсе не означает искусственного перемещения  групп населения из одной территории в другую, как это было в советской  истории. Речь идет, прежде всего, об оказании государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России. Целевое заселение  основано на учете социальных характеристик  потенциальных мигрантов и их системном влиянии на социальную среду.

Кроме того, такой метод  требует выявления наиболее важных и вместе с тем пригодных для  проживания участков расселения.

По своей сути целевой  метод регулирования миграций имеет  много общего с методами селективной  миграционной политики, практикуемой в западных странах. Органы государственного управления США (где мигранты составляют 12% населения), Канады, Германии и других стран давно проводят политику, направленную на переселение в свои территории наиболее квалифицированных специалистов, способствующих экономическому росту страны. Правда, акцент в такой политике ставится исключительно на экономической составляющей мотивации переселения.

Негативным следствием этого  является то, что часть мигрантов  рассматривают страну пребывания как  площадку для зарабатывания денег, не внося никакого вклада в социальное и культурное развитие государства, а скорее наоборот, способствуя маргинализации культурных и социальных ценностей. Зачастую это определяется низким социальным качеством иммигрантов, их примитивной ценностной системой координат (материальное потребление как смысл жизни).

В применении метода целевого заселения необходимо ориентироваться  в основном на тех, кто намерен  сменить место жительства из-за возможности  обретения условий для выполнения своего дела. Конечно, доля мигрантов, ищущих простор для реализации своего творческого потенциала, является наименьшей в общем миграционном потоке. Однако именно эта группа способна быть наиболее эффективной в плане социально-экономического развития территории поселения.

Сегодня отчетливо видна  необходимость сосредоточения государственных  усилий в области миграционной политики под началом единого координационного центра, способного заложить комплексные основы современной миграционной политики.1

Для обеспечения оптимизации  структуры и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной  миграционной политики могут применять  такие предусмотренные нормативно-правовыми  актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

– административные (предусматривающие административную ответственность, в том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных актов);

– экономические (предусматривающие  налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и  обустройство на новом месте, регулирование  стоимости аренды и покупки жилья  и др.);

– пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих  миграционное поведение населения).2

Государственная политика в  области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации  должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

  • защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной
  • реализации экономического потенциала индивидов;
  • обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,
  • рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны; защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Теоретические аспекты, проблемы миграции