Теоретические аспекты, проблемы миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:52, реферат

Описание работы

Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Сутью этих процессов является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Причинами миграции могут быть локальные или региональные военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, эпидемии, голод, низкий уровень жизни, политические процессы и многие другие.

Файлы: 1 файл

исследовательская по миграции!.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции и обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в пределах страны. Необходимо привести сложившуюся практику формальных и неформальных ограничений  внутренних переселений граждан  с помощью института регистрации  по месту жительства и месту пребывания в соответствии с нормами федерального законодательства.

Целесообразным также  представляется создание единого централизованного  информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения  граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных  им государственных гарантиях и  социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для  разработки и проведения эффективной  государственной региональной политики. Для реализации первой и второй фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, а также решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.

Необходимо разработать  меры государственной финансовой поддержки  отдельным категориям мигрантов.

Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости  населения и проживающих в  депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки  зрения интересов национальной безопасности регионы страны. Еще одно значимое ограничение внутренней миграции —  неразвитость институтов жилищного  рынка. Решение этой задачи может  быть обеспечено следующими методами:

  • содействие широкому распространению и развитию института ипотеки;
  • содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья;
  • содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья;

Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Повышению миграционной подвижности индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство.

В рамках реализации третьей  фундаментальной цели необходимо создать  условия для сохранения и дальнейшего  формирования населения в важных в геополитическом отношении  регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной  политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической  политики в них.

Таким образом, повышение  внутренней мобильности населения  является необходимым условием для  обеспечения устойчивого социально-экономического развития России. При этом необходим  системный подход к регулированию  внутренних миграционных потоков и  организации взаимодействия федеральных  органов государственной власти с органов власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями  и бизнес-сообществом.

Цели и задачи миграционной политики Российской Федерации должны быть согласованы с прогнозами и  программами социально-экономического и демографического развития отдельных  территорий и субъектов Федерации.

В свою очередь, повышение  мобильности населения позволит более оперативно реагировать на вызовы, связанные с реализацией  политики модернизации экономики и  содействием устойчивому развитию России.3

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределения  населения по территории страны в  целях сбалансированности спроса и  предложения на рынке труда. Оживление  национальной экономики, неизбежные при  этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного  перераспределения населения и  трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья.

Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем  чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского  общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и  здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.4

Решение задачи по привлечению  мигрантов в соответствии с потребностями  демографического и социально-экономического развития включает в себя:

* совершенствование миграционного  законодательства Российской Федерации;

* разработку социально-экономических  мер по повышению миграционной  привлекательности территорий, из  которых происходит отток населения  и которые имеют приоритетное  значение для национальных интересов,  разработку и внедрение федеральных  и региональных программ, направленных  на создание благоприятных условий  для адаптации иммигрантов к  новым условиям и интеграции  их в российское общество на  основе уважения к российской  культуре, религии, обычаям, традициям  и жизненному укладу россиян5

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Алешковский И.А.Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика М., ТЕИС, 2007, С.96
  2. Романов И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке/ журнал «СОЦИС» 2004г. № 11. С. 52-56
  3. Актуальные вопросы реформирования миграционной политики России в контексте устойчивого развития Алешковский И.А./ http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/07_1.pdf.htm
  4. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1
  5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указ президента РФ Путина 9окт 2007 года
  6. Современные миграционные процессы в России Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ канд. геогр. Наук: http://geo.1september.ru/2003/37/4.htm
  7. Журнал «Российская миграция» http://rusmigracia.ru/2012

 

 

 

 

 

1 Романов И.А.   Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке/ журнал «СОЦИС» 2004г.  № 11. С. 52-56

2 И.А.Алешковский Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика М., ТЕИС, 2007, С.96

3 Актуальные вопросы реформирования миграционной политики России в контексте устойчивого развития Алешковский И. А. http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/07_1.pdf.htm

4 Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 года № 256-1

5 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года указ президента РФ Путина 9окт 2007 года


Информация о работе Теоретические аспекты, проблемы миграции