Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:34, курсовая работа
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.
Введение………………………………………………………………2
1. Сущность и причины инфляции, формы проявления и показатели.
1.1 Сущность и причины инфляции………………………………..4
1.2 Формы проявления инфляции………………………………….11
1.3 Разновидности инфляции……………………………………..…14
2. Виды инфляции и их характеристика.
2.1 Виды инфляции ………………………………………………….20
2.2 Причины инфляции………………………………………………27
3. Процессы инфляции в экономике России. Антиинфляционная политика.
3.1. Особенности инфляционных процессов в России………….…31
3.2 Антиинфляционная политика России…………………………..35
Заключение……………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………….42
Приложение…………………………………………………………...43
Если в стране установлен плавающий валютный курс и происходит девальвация национальной валюты, то следствием может стать развитие внутренней инфляции.
В зависимости от характера
проявления инфляции можно выделить
открытую и подавленную. Открытая инфляция
проявляется посредством роста
цен та товары и услуги. Подавленная,
иногда ее называют скрытая инфляция,
характерна для стран с командно-
значительно) выше, чем предложение. Реальная торговля перетекает на "теневые" или "черные" рынки, где уровень цен многократно отличался от установленных государством. Такая ситуация складывалась во времена СССР, особенно в семидесятых-восьмидесятых годах, когда товарный дефицит достигал неимоверных размеров, но государственные цены оставались неизменными.
2. Виды инфляции и их характеристика.
2.1 Виды инфляции
Инфляция как явление может быть классифицирована по нескольким критериям.
Большое распространение получила классификация инфляционного процесса по его интенсивности. Однако границы между различными видами инфляции по данному критерию достаточно условны и подвижны.
Существует несколько видов инфляции. Для классификации инфляции применяют следующие критерии:
В международной практике принято подразделять инфляцию на четыре вида:
Большинство ученых выделяют только умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В. Усов в своей работе “Деньги. Денежное обращение. Инфляция” выделил такой вид, как нормальная инфляция. Нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3-5% в год; масштаб инфляции поддается контролю.
Основанием для этого, очевидно, послужило то, что в ряде стран с высокоразвитой рыночной экономикой, например, страны ЕС инфляция играет роль своеобразного рычага, балансирующего спрос и предложение и исправляющего ценовые диспропорции. Для этого ее уровень не должен превышать 5% в год.
Все изученные авторы различают открытую (ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию. Основанием для этого послужило сравнение опыта стран с переходной экономикой, в частности России и стран с рыночной экономикой. Открытая выражается в непосредственно наблюдаемом, систематическом повышении уровня цен, тогда как скрытая инфляция проявляется в растущем товарном дефиците, появлении “черного” рынка с непомерно высокими ценами при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованно (замораживание цен, заработной платы). Возможна также комбинация этих двух типов инфляции.
Подобная классификация встречается и у В. Гальперина, и у В. Камаева, и у Л. Абалкина. Л. Гайгер склонен даже разделять подавленную и скрытую инфляцию. У него скрытая инфляция – это инфляция в странах с административно-командной экономикой, но официально зарегистрированная.
По источникам возникновения выделяют инфляцию спроса (существует избыточный спрос, под давлением которого повышаются цены) иинфляцию издержек, которая вызывается увеличением издержек на единицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию (см. Приложение 1).
Вышеприведенная классификация может быть дополнена иным критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. Данная типология приведена у В. Усова, В. Камаева. В этой связи выделяют следующие виды инфляции:
Сбалансированная инфляция – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом ситуация выравнивается и балансируется как ситуация со стабильными ценами. Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только производители, сложной продукции, которые стоят в конце технологической цепочки.
Несбалансированная инфляция означает, что цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Это касается как отраслевых, так и территориальных диспропорций. Рост цен на сырье превышает рост цен на конечную продукцию, а цена комплектующего может оказаться выше цены конечного изделия. Это вид инфляции очень опасен для производителей. В подобных условиях невозможно составить прогноз роста цен. Товарные группы – лидеры роста цен сегодня могут не являться таковыми завтра. Производители не могут рационально выбрать сферу приложения капитала, сравнить прибыльность инвестиционных проектов. В таких условиях промышленность не имеет возможности развиваться.
В соответствии с критерием ожидаемости можно также выделить два вида инфляции: ожидаемую и неожиданную. Данная классификация представлена у всех изученных авторов
Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, она предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является последствием действий правительства. Фактор ожидаемости позволяет, имея прогноз роста цен, адаптироваться к нему. Даже в случае гиперинфляции прогнозируемый рост цен может нанести экономическим субъектам ущерб менее значительный, чем неожиданный скачок цен пусть даже на небольшое количество процентов.
Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно отражается на налоговой системе и системе денежного обращения. Возможный вариант развития этого вида инфляции основывается на инфляционных ожиданиях населения. При наличии их у покупателей возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картину совокупного спроса, так как предсказать подобный скачок крайне затруднительно. При отсутствии же у населения инфляционных ожиданий возникает “эффект Пигу” - резкое сокращение спроса, так как люди надеются на скорое снижение цен. Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на большом бизнесе: психологическая стабильность бизнесменов сменяется депрессивным ожиданием, что сковывает их инновационный потенциал.
К вышеприведенной классификации можно добавить еще несколько видов инфляции.
Структурная инфляция – это по существу перемещение спроса. На товары, пользующиеся повышенным спросом, цены растут. В то же время на товары, спрос на которые невелик, цены либо не снижаются, либо снижаются несущественно (из-за неэластичности предложения по отношению к спросу, слабой мобильности факторов производства и др.). Это может произойти в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки. Вследствие этого происходит: рост средних цен, сокращение или полное прекращение выпуска дешевых товаров, снижение качества товаров при стабильных ценах на них.
Данный вид инфляции выделен Л. Гайгером, и его точка зрения представляется обоснованной. Ассортимент товаров постоянно растет, они модифицируются, усовершенствуются, поэтому спрос действительно может переключиться на более современные и престижные товары. Л. Гайгер также склонен выделять в рамках инфляции издержек несколько ее подвидов в зависимости от источника растущих издержек. По этому критерию он выделяет:
Инфляция роста зарплаты - удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы может инициировать инфляцию.
Инфляция прибылей - промышленные предприятия и другие субъекты экономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, не компенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции особенно опасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров.
Инфляция налогов - ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Это снижает возможности инвестиций, что сокращает производство и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой для инфляции.
“Товарная” инфляция – это ситуация, когда резко дорожают сырье и материалы.
Тот факт, что деятельность естественных монополий, особенно в России, в значительной степени регулируется государством, позволил В. Андрианову выделить такой тип инфляции, как административная.
Административная инфляция – воля государственных органов, союзов и объединений. Согласно этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные перевозки, плата за почтовые услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Эта инфляция стимулирует инфляцию издержек
2.2 Причины инфляции
Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.
Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторческие и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.
Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и – при неизменном спросе – порождала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.
Информация о работе Теоретические и практические проблемы инфляции в России