Теоретические и практические проблемы инфляции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1. Сущность и причины инфляции, формы проявления и показатели.
1.1 Сущность и причины инфляции………………………………..4
1.2 Формы проявления инфляции………………………………….11
1.3 Разновидности инфляции……………………………………..…14
2. Виды инфляции и их характеристика.
2.1 Виды инфляции ………………………………………………….20
2.2 Причины инфляции………………………………………………27
3. Процессы инфляции в экономике России. Антиинфляционная политика.
3.1. Особенности инфляционных процессов в России………….…31
3.2 Антиинфляционная политика России…………………………..35
Заключение……………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………….42
Приложение…………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Kursovaya_1.docx

— 118.81 Кб (Скачать файл)

        Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере России.

Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов  служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явном гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически  отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и  товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового  планирования определяющую роль играл  Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и  денежными ресурсами без каких  либо ограничений.

       Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.

       Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа – нарастающая диспропорция в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

 

3. Процессы инфляции в экономике России. Антиинфляционная политика.

3.1. Особенности инфляционных процессов в России 
 
        «Несмотря на официальное признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных и институциональных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних факторов. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует автоматическому воспроизводству в них внутренних системных дисбалансов, различных по происхождению. Достигнув определенной границы, накопленное в той или иной подсистеме неравновесие приводит в действие силы, восстанавливающие баланс. Одной из таких мощных балансирующих сил является открытая инфляция». 
 
            В России инфляционный процесс представляет собой сложное динамическое явление, представленное в виде временного единства процессов накопления инфляционного потенциала и открытой инфляции. Эти две составляющие инфляционного процесса, скрытая и открытая, а также механизмы превращения одной в другую позволяют объяснить некоторые парадоксы современной российской инфляции и управления ею. Рассмотрим особенности возникновения, протекания и регулирования инфляционных процессов в России. Изучение динамики денежной массы и индексов цен, с которого традиционно начинается любое исследование инфляционных процессов, сразу же обнаруживает ряд трудно объяснимых с точки зрения традиционной теории парадоксов.

 
         1) На протяжении последних пяти лет наблюдается явный диссонанс в движении денежной массы и уровня цен.

 
        2) На протяжении всего периода реформ обнаруживается закономерность инфляционного процесса – его цикличность, имеющая естественное происхождение и никаким образом не связанная с цикличностью денежно-кредитного регулирования.

 
         3) Отсутствие временной согласованности в движении цен и денежной

массы, существование реального  выбора между инфляцией и ростом не означает абсолютного отрицания взаимосвязи инфляции с динамикой спроса и предложения на деньги. В периоды кризисов не столько изменение предложения денег, сколько внезапные изменения в одном или нескольких компонентах спроса на деньги приводят к появлению избыточной ликвидности. Будучи накопленной в предкризисный период, она в короткий срок из относительной превращается в абсолютную, и никакие инструментальные воздействия центрального банка не способны быстро ликвидировать денежный дисбаланс.

 
       4) История регулирования российской инфляции обнаруживает очевидную несамостоятельность и адаптационный характер денежно-кредитного регулирования. Даже после обретения в 1995 г. Центральным банком РФ формальной независимости и освоения им всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег нельзя утверждать, что инфляция находится под контролем центрального эмиссионного органа страны. И дело не только в немонетарных составляющих инфляции. Существует лишь внешняя видимость, что монетарная политика, в отличие от валютной и фискальной, при соответствующем институциональном обеспечении гораздо более самостоятельна. Казалось бы, гораздо легче управлять размером денежной массы и стоимостью денег, чем объемом налоговых поступлений или динамикой реального валютного курса. Однако это только видимость.

 
        «На протяжении всего периода рыночных реформ в России инфляция сопровождалась структурными сдвигами в экономике. Прежде всего, в периоды самых высоких темпов роста цен значительно изменялись ценовые соотношения в различных секторах экономики, т. е. реальные цены тех или иных отраслей и производств. С некоторым отставанием происходило изменение и структуры производства, т. е. доли разных отраслей в общем выпуске»  
Инфляционный процесс 2004 - 2006 гг. уникален именно в плане соединения долгосрочных форм накопления инфляционного потенциала и факторов краткосрочного воздействия.

 
        К формам накопления инфляционного потенциала последних пяти лет

можно отнести следующие.

  1. Избыточные сбережения на руках у населения (эта денежная масса может «хлынуть» на потребительские или валютные рынки и вызвать рост потребительских цен и обесценение национальной валюты).
  2. Избыточная и слабо управляемая ликвидность в банковской системе (проявляется в виде растущих остатков на корреспондентских и депозитных счетах коммерческих банков, при росте депозитов органов государственного управления).
  3. «Мыльные пузыри» современной российской экономики (высокий рост цен на рынке недвижимости).
  4. Избыточные государственные резервы.
  5. Монетизация льгот.
  6. Снижение уровня налогообложения.
  7. Ухудшение делового климата, повышение политических рисков в связи с событиями с ЮКОСом.
  8. Изменение государственного регулирования отдельных рынков. 
  9. Рост мировых цен на нефть.

 
        Особенностью современной российской инфляции является еще и то, что она из системного явления все больше превращается в следствие изменений, происходящих на локальных рынках. В настоящее время требуется отдельное изучение влияния в краткосрочном и долгосрочном периодах роста платежеспособного спроса на изменение структуры цен и их общего уровня, в связи с чем необходимо осмысление феномена потребительской инфляции локальных рынков. Наконец, значительное воздействие на текущий уровень инфляции оказывает степень конкурентности отдельных рынков. Поэтому общая картина инфляции остается неполной, если она не завершается анализом поведения российских естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Антиинфляционная политика России

 

       Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

    Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

– сокращение инфляционного потенциала

– предсказуемость динамики инфляции.

– снижение темпов инфляции

– стабилизация цен

      Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

      В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

 

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство  Российской Федерации впервые утвердило  комплекс антиинфляционных мер, которые  выгодно отличаются от ранее применявшихся  разрозненных методов воздействия  на инфляционный процесс. В дополнение к данному комплексу антиинфляционных мер, направленных на решение наиболее актуальных проблем, целесообразно  разработать на основе системного подхода  долгосрочную комплексную программу  снижения инфляции с учетом ее многофакторности и особенностей в России.

В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер  сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции.

В современной России стала  преобладать инфляция, вызванная  чрезмерными издержками (по сравнению  с инфляцией спроса). Около половины инфляционного потенциала зависит  от ценового фактора. В России цены растут по разным поводам: изменение  курса рубля к доллару и  евро (в любом направлении вопреки  логике), увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания (нередко подогреваемые некоторыми политиками и СМИ).

Антиинфляционная  политика России в 2013 году:

  1. Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
  2. Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек).
  3. Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  4. Стимулирование внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные продукты, мясо). Финансовые инструменты помогут снизить волатильность цен и позволят добиться прозрачного ценообразования. Первый этапе (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов двойных складских расписок, поставочных контрактов. Второй этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже.
  5. Отмена транспортного налога (замена его на взимание через акцизы на бензин).
  6. Перевод не менее 50% общественного транспорта на газовое топливо (сжиженный углеводородный газ, сжатый, или компримированный природный газ и сжиженный природный газ).

Причины инфляции в 2013 году:

  1. рост нефтегазовых доходов (рост ликвидности на денежном рынке);
  2. "сужение" рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей);
  3. повышение тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля 2013 года (тарифы на газ вырастут на 15%);
  4. рост цен на продовольственные товары на мировом рынке;
  5. Повышение акцизов на вино-водочные изделия с 1 января 2013 года;

Информация о работе Теоретические и практические проблемы инфляции в России