Теоретические основы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы в том, что анализируя степень выполнения плана производства и плана реализуемой продукции можно сформировать оптимальный вариант производственной программы предприятия, который даст возможность оптимально увязывать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции со сложив¬шимся на рынке спросом и предложением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
1. Теоретические основы анализа объема реализуемой продукции, формирования производственной программы предприятия.
1.1. Производственная программа предприятия и оценка выполнения плана………………………………………………………………….…3
1.2. Анализ выпуска продукции………………………………………5
1.3. Анализ ассортимента, структуры продукции………………...…6
1.4. Анализ качества продукции………………………………………7
1.5. Анализ реализации продукции………………………………….8
1.6. Анализ резервов роста объема производства и реализации продукции……………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………….12

Файлы: 1 файл

Экономический анализ.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….2

1. Теоретические основы анализа  объема реализуемой продукции,  формирования  производственной программы предприятия.

1.1. Производственная программа предприятия и оценка выполнения  плана………………………………………………………………….…3

1.2. Анализ выпуска продукции………………………………………5

1.3. Анализ ассортимента, структуры продукции………………...…6

1.4. Анализ качества продукции………………………………………7

1.5. Анализ реализации продукции………………………………….8

1.6. Анализ резервов роста объема производства и реализации  продукции……………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое предприятие организует свою работу так, чтобы собственные  расходы были покрыты доходами, чтобы была получена достаточная для пополнения фондов прибыль, чтобы можно было обеспечить простое и расширенное производство. Это особенно важно в современных условиях производства – развитии рыночных отношений и конкуренции производителей.

Предприятия при организации своей работы большое внимание уделяют бухгалтерскому анализу и учету выполнения производственной программы, учету своей производственно-хозяйственной деятельности.

Основными задачами анализа  являются: контроль за выполнением  плана предприятия, выявление затрат на производство и калькулирование себестоимости, выявление резервов производства и повышения эффективности его работы, а также контроль за использованием производственных ресурсов. Особое внимание при этом уделяют выполнению производственной программы, анализу выпуска продукции в ассортименте и динамике.

Для анализа  используется следующая информация: ф. № 2 годовой отчетности ("отчет  о прибылях и убытках"), формы  квартальной отчетности по производству и реализации продукции, данные оперативной отчетности о выпуске и реализации продукции, бизнес-план, финансовый план, договора на поставку продукции, данные оперативного учета по сбыту продукции и т.д.

Актуальность выбранной  темы в том, что анализируя  степень выполнения плана производства и плана реализуемой продукции можно сформировать оптимальный вариант производственной программы предприятия, который даст возможность оптимально увязывать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции со сложившимся на рынке спросом и предложением.

 

 

1. Теоретические основы  анализа объема реализуемой продукции,  формирования  производственной  программы предприятия

 

1.1. Производственная программа предприятия  и оценка выполнения плана

План производства является ведущим разделом плана развития предприятия. От количества и ассортимента выпускаемой продукции зависят все основные показатели работы предприятия. На основе производственной программы планируется количество и стоимость сырья, материалов, топлива и электроэнергии, потребляемых на технологические цели, рассчитывается численность работников промышленно-производственного   персонала,   фонд   оплаты   труда,   себестоимость продукции. От объема реализации произведенной продукции зависит величина прибыли, получаемой предприятием.

План производства и реализации – это задание предприятия по выпуску продукции, оказания услуг, в определенном ассортименте соответствующего качества в натуральном и денежном выражении.

При определении объемов выпуска  конкретной продукции и включение  его  в   план производства и реализации  учитывают величину существующего спроса, темпы его роста. В процессе разработки этого плана все объемные расчеты ведутся по каждой номенклатурной позиции.

Под номенклатурой понимается перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам. Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна  в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а так же  сбалансированность  с возможностями предприятия, показателем которых является производственной мощность. Основой формирования производственного плана является портфель заказов продукции и услуг.

Портфель заказов включает анализ имеющихся заказов, формирование прогнозов по завершению работ; анализ условий выставления счетов и прогноз по годовому обороту заказов в портфеле.

Величина  заказов может формироваться по двум направлениям: предварительному получению заказов; на основании прогноза сбыта продукции и услуг потенциальным потребителям.

Планирование  производственных процессов и ресурсов. Основные направления производственного плана включают формирование структур и процессов, системы закупок, системы качества. Планирование структур и процессов включает планы по мощностям, технологическим процессам и информационным технологиям, а также организационный план.

Планирование  производственных мощностей. Расчет производственной мощности пищевых предприятий производится в соответствии с отраслевыми инструкциями по определению производственной мощности действующих предприятий.

Производственная  мощность (ПМ) – это максимально возможный выпуск продукции (переработку сырья) при полном обеспечении сырьем, материалами, топливом, электроэнергией, трудовыми и финансовыми ресурсами при полном использовании фонда рабочего времени, независимо от состояния оборудования и наличия узких мест.

Производственная  программа (Пп) предприятия - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и денежном выражениях и определяется:

                                          Пп = N т.э. * Ф                                       (1)

где  N т.э - технико-экономической нормы производительности ведущего оборудования;

       Ф   - количество дней работы оборудования.

Технико-экономическая  норма зависит от мощности оборудования и коэффициента его использования.

                                             N т.э.  =  N т *  Кисп                                   (2)

где  N т -технико-экономическая норма зависит мощности оборудования;

       Кисп - коэффициента его использования.

Количество дней работы оборудования рассчитывается, исходя из режима работы предприятия и графика планово-предупредительного ремонта. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий, отражая специфику производства и потребления различных видов продукции.

Планирование типа мощности зависит  от товаров и услуг, которые производство приняло к использованию. Объем мощности, количество и состав необходимого оборудования определяются спецификацией изделий/услуг, их номенклатурой, а также технологией производства,

1.2. Анализ выпуска продукции

Анализ процесса производства осуществляется по двум направлениям:

1) в ходе формирования  и выполнения производственной  программы  дается оценка перспектив ее реализации с точки зрения получения  прибыли;

2) выявляются резервы  и пути их реализации.

В связи с этим, задачами анализа производства и реализации продукции являются:

  • оценка динамики основных показателей объема выпуска,  структуры продукции и определение влияния факторов;
  • анализ ассортимента, состава, структуры продукции, качества  продукции;
  • влияние факторов на объем реализации;
  • выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции,  улучшение качественных показателей работы предприятия.

Для анализа  используется следующая информация: ф. № 2 годовой отчетности ("отчет о прибылях и убытках"), формы квартальной отчетности по производству и реализации продукции, данные оперативной отчетности о выпуске и реализации продукции, бизнес-план, финансовый план, договора на поставку продукции, данные оперативного учета по сбыту продукции и т.д.

Объем произведенной  продукции характеризуется системой показателей (стоимостных и натуральных). Важным стоимостными  показателями  производственной  программы являются товарная продукция. Основной задачей является обеспечение спроса населения высококачественной продукции.

Анализ товарной продукции  проводится по следующим направлениям:

1. Товарная продукция  анализируется в натуральном, денежном и трудовом выражениях. Обобщающим показателем является стоимостная оценка, определяются изменения и причины этих изменений:

± = ТП ф – ТП пл

2. Товарная продукция  анализируется в действующих ценах.

3. Анализ проводится  по предприятию, по цехам и подразделениям.

4. Товарная  продукция анализируется за год,  квартал, месяц, декаду.

5. При анализе  рассчитываются темпы роста, прироста  продукции:

t роста – отношение последующего года к предыдущему.

t прироста = t роста – 100%

6. Изучается ритмичность производства:

Кр =

где     Кр - коэффициент ритмичности производства, в случае если он < 1, то план выполняется не ритмично;     

Важное место занимает анализ по ассортименту, структуре  продукции, оказывающие большое влияние на результаты хозяйственной деятельности и на спрос.

1.3. Анализ ассортимента, структуры продукции

Анализ по ассортименту продукции проводится по полному  и групповому ассортименту с учетом спроса на данные виды продукции и  эффективного использования ресурсов. При анализе ассортимента продукции определяются показатели:

1. По числу позиций в номенклатуре  продукции.

2. По среднему проценту фактического  выпуска продукции.

3. С помощью коэффициента ассортиментности.

Важным показателем  при анализе ассортимента продукции является коэффициент ассортиментности:

                      Кассорт =

В пределах плана засчитывается  величина, наименьшая между плановой и фактической величиной. План по ассортименту считается выполненным, если выполнено задание по всем видам изделий.

Затем проводится анализ по структуре продукции.

Структура – это соотношение удельных весов отдельных изделий в общем ее выпуске.

Удельн. вес отд. видов =  

Выполнить план по структуре – сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.

Неотъемлемой частью плана производства в натуральном  выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции, отвечающему по своим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях изготовления продукции.

1.4. Анализ качества продукции

Качество  продукции – это совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Для анализа качества используется информация: патенты, нормативно-техническая документация, данные отдела технического контроля (ОТК), лабораторные журналы, графики бездефектной сдачи продукции. В процессе анализа качества решаются следующие задачи:

  • оценивается технический уровень продукции;
  • выявляются отклонения по качеству продукции отдельных изделий  по сравнению с предшествующим уровнем;
  • определяется влияние факторов, повлиявших на качество;
  • намечаются пути повышения качества продукции.

К показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующему уровню качества, количество рекламаций, технологические показатели (наличие кислотности, влажности, жира и др.), объем забракованной продукции; для анализа используются: акты обследования инспекций, сертификаты качества.

Косвенным показателем  качества является брак, который может  быть исправимым и неисправимым.

Неисправимый брак –  т.е. стоимость окончательно забракованной  продукции списывается на себестоимость полностью как потери от брака. Стоимость исправимого брака списывается на себестоимость частично как затраты по обработке продукции и затраты по исправлению брака.

Причинами брака могут  быть: недостаточный уровень квалификации работников, работа на неисправном оборудовании, отступление от технологического процесса, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки и др., низкое качество сырья.

При анализе качества в рыночных условиях большое внимание должно быть уделено выпуску новой  продукции, а также продукции, имеющей  выход на мировой стандарт.

Для улучшения качества продукции используются различные экономические рычаги: поощрительные надбавки к цене на новую, эффективную продукцию, совершенствование системы материального стимулирования работников в повышении качества продукции, введение экономических санкций за продукцию, не пользующуюся спросом и др.

1.5. Анализ реализации продукции

Реализация  продукции – важная и заключительная стадия кругооборота средств хозяйствования. От величины реализации продукции зависят показатели оборачиваемости оборотных средств, а главное – результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. прибыль. Несвоевременная реализация наносит ущерб народному хозяйству и потребителям, т.к. нарушает режим нормальной деятельности.

Информация о работе Теоретические основы экономического анализа