Теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Содержание работы

Ведение.....................................................................................................................3
Глава1 Понятие международной торговли. Классическая теория и Теория Хекшера-Олина........................................................................................................4
1.1 Понятие международной торговли........................................................4
1.2 Классическая теория...............................................................................6
1.3Теория Хекшера-Олина...........................................................................7
Глава 2 Альтернативные теории международной торговли...............................9
2.1Теория жизненного цикла продукта........................................................9
2.2 Теория эффекта масштаба.....................................................................10
2.3 Модель технологического разрыва.......................................................10
2.4 Теория фирмы..........................................................................................11
2.5 Теория Портера - теория международной конкуренто-способности нации.......................................................................................................................12
Глава 3. Международные торговые организации. Россия и ВТО.........................................................................................................................14
3.1 Международные торговые организации и их место в системе международных отношений.................................................................................14
3.2 Россия и ВТО........................................................................................19
Заключение.............................................................................................................22
Список используемой литературы .....................................................................24

Файлы: 1 файл

0711305_5AA34_kursovaya_rabota_teorii_mezhdunarodnoy_torgovli.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Ведение.....................................................................................................................3

Глава1 Понятие международной торговли. Классическая теория  и Теория Хекшера-Олина........................................................................................................4

1.1 Понятие международной торговли........................................................4

1.2 Классическая теория...............................................................................6

1.3Теория Хекшера-Олина...........................................................................7

 

Глава 2 Альтернативные теории международной торговли...............................9

2.1Теория жизненного  цикла продукта........................................................9

2.2  Теория эффекта масштаба.....................................................................10

2.3  Модель технологического  разрыва.......................................................10

2.4 Теория фирмы..........................................................................................11

2.5   Теория  Портера - теория международной  конкурентоспособности нации.......................................................................................................................12

 

Глава 3. Международные  торговые организации. Россия и ВТО.........................................................................................................................14 

3.1  Международные торговые организации и их место в системе международных отношений.................................................................................14

3.2  Россия и ВТО........................................................................................19

Заключение.............................................................................................................22

Список используемой литературы .....................................................................24

 

Введение.

 

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной  стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли.

 

 

 

Глава 1. Понятие  международной торговли.

Классическая  теория  и Теория Хекшера-Олина

 

1.1 Понятие  международной торговли.

Международная торговля - это система международных товарно-денежных и экономических отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции: привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг,  прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух стран, иностранный туризм и др. Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта. Современная международная торговля -  торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров, и участвуют различные юридические лица - корпорации, их объединения, государства.  Торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и,  увеличивать общий объем производства. Экономические и политические риски в международной торговле, обусловленные географическими, политическими, национальными факторами. Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.

На достаточно стабильный, устойчивый рост международной  торговли оказали влияние ряд факторов:

  • стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;
  • развитие МРТ и интернационализация производства и капитала;
  • НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  • активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;
  • возникновение новой коммерческой реальности - общемирового рынка для стандартизированных товаров;
  • регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;
  • деятельность международных финансово-экономических организаций;
  • стабилизирующая деятельность Мирового банка в отношении мировой экономики;
  • либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование «свободных экономические зон»;
  • развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование «общих рынков», зон свободной торговли;
  • получение политической независимости бывшими колониальными странами. Выделение из их числа стран с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок

.

 

1.2 Теория сравнительного преимущества Адама Смита и Давида Рикардо

Основы теории международной  торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.

Рикардо в своей работе « Начала политической экономии и налогового обложения» доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться  естественными факторами – особыми  климатическими условиями, наличием природных  ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации  производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров  на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться  в приросте  потребления, который  может быть обусловлен 2 причинами:

  • изменением структуры потребления;
  • специализацией производства.

До тех пор, пока в  соотношениях внутренних цен между  странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Совокупный объем выпуска  продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться  той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками.

1.3 Теория Хекшера-Олина

В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин создали свою модель международной торговли. К этому времени произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора международной специализации, а в экспорте развитых стран стали преобладать промышленные товары. Модель Хекшера-Олина призвана объяснить причины международной торговли товарами обрабатывающей промышленности.

По мнению авторов, межстрановые различия в относительных издержках  объясняются тем, что:

  1. в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях;
  2. неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

 

Отсюда следует закон  пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится  специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие.

Таким образом, в скрытом  виде экспортируются избыточные факторы  и импортируются дефицитные факторы  производства, т.е. передвижение товаров  из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.

В процессе международной  торговли происходит выравнивание цен  факторов производства. Первоначально  цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток  капитала приводит к специализации  на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала.

Если же  в стране в избытке труд, то экспортируются трудоемкие товары. Цена труда (зарплата) также возрастает.

 

 

 

 

 

Глава 2 . Альтернативные теории международной торговли

В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТП в доминирующий фактор в международной торговлt, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.

2.1  Теория жизненного цикла продукта. 

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

  1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
  2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
  3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.
  4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Информация о работе Теории международной торговли