Теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Содержание работы

Ведение.....................................................................................................................3
Глава1 Понятие международной торговли. Классическая теория и Теория Хекшера-Олина........................................................................................................4
1.1 Понятие международной торговли........................................................4
1.2 Классическая теория...............................................................................6
1.3Теория Хекшера-Олина...........................................................................7
Глава 2 Альтернативные теории международной торговли...............................9
2.1Теория жизненного цикла продукта........................................................9
2.2 Теория эффекта масштаба.....................................................................10
2.3 Модель технологического разрыва.......................................................10
2.4 Теория фирмы..........................................................................................11
2.5 Теория Портера - теория международной конкуренто-способности нации.......................................................................................................................12
Глава 3. Международные торговые организации. Россия и ВТО.........................................................................................................................14
3.1 Международные торговые организации и их место в системе международных отношений.................................................................................14
3.2 Россия и ВТО........................................................................................19
Заключение.............................................................................................................22
Список используемой литературы .....................................................................24

Файлы: 1 файл

0711305_5AA34_kursovaya_rabota_teorii_mezhdunarodnoy_torgovli.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

2.2  Теория эффекта масштаба.

В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

2.3 Модель технологического разрыва.

Сторонники неотехнологического  направления структуру международной  торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.

Изменилось и отношение  к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического  направления считают, что государство  должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.

Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.

Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих  стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических  новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора.  Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.

Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения  новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более  развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства

 

2.4 Теория Фирмы

 Теория связана  с усилением роли отдельных  фирм и корпораций в международной  торговле.  Преимущества всегда  получает не нация, а отдельная фирма – экспортер данного товара. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок.  Чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну - покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны - экспортера. Это дает возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися, на одинаковом уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно - технических задач. Данный процесс охватил наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.

 

2.5   Теория Портера - теория международной конкурентоспособности нации

Теория разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

Портер считал наличие факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Он не огpаничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постепенное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширенного воспроизводства. Этим объясняется ускоренное развитие промышленности Японии, основанной на материалосберегающей и энергocберегающей технологиях, вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны.

1. технологии и их продукты, рождение которых обусловлено внутренними условиями страны, которые получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.

2. наличие смежных и обслуживающих· отраслей является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции.

3. стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке заставляют фирмы постоянно совершенствовать свое производство· и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути к снижению издержек производства и совершенствования продукции.

 

Глава 3. Международные торговые организации. Россия и ВТО.

3.1  Международные торговые организации и их место в системе международных отношений.

 С 70-х годов начался интенсивный процесс формирования общего правового пространства. Этому в значительной мере способствовала деятельность, осуществляемая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), направленная на совместимость национальных систем регулирования внешней торговли, устранение многих барьеров в международном товарообмене и формирование современной международной торговой системы.

ГАТТ - это система, имеющая  механизм сдерживания односторонних  действий, поддержания нормального  климата в международных торговых отношениях. С 1 января 1995 г. ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая составляет основу, на которой базируются все другие многосторонние соглашения, заключенные в рамках ГАТТ и в ходе «Уругвайского раунда».

Соглашение об образовании ВТО предполагает создание новой договорно-правовой системы регулирования торговли товарами и услугами между странами-участницами. ВТО значительно расширяет сферу действия ГАТТ в редакции 1994 г., распространяя ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, и включает соответствующие два соглашения по этим вопросам: Соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), имеющим отношение к торговле.

Органы ВТО призваны обеспечить единый подход к исполнению странами обязательств и договоренностей «Уругвайского раунда». Членство в ВТО автоматически означает для стран принятие на себя в полном объеме и без всяких исключений всего пакета соглашений и договоренностей «Уругвайского раунда», кроме четырех соглашений с добровольным участием: соглашение о торговле гражданской авиатехникой; соглашение по правительственным закупкам; международное соглашение по молочной продукции; соглашение по говядине. Согласно договоренности, между участниками «Уругвайского раунда» создается многосторонний механизм разрешения споров, устанавливающий строгую дисциплину для членов ВТО в случае возникновения конфликтных ситуаций по тем или иным вопросам торговых отношений (тем самым заменяются отдельные системы, действовавшие в ГАТТ и различных добровольных кодексах).

Для России, вовлеченной  в процесс вхождения в мировую  систему хозяйства, Соглашение о  создании ВТО имеет существенное значение, поскольку новая организация  включает в свои рамки ГАТТ, о намерении присоединения к которой РФ сделала официальное заявление в июне 1993 г.

16 декабря 2011 года в Женеве был подписан договор о вступлении России в ВТО.

Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO). Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».

Особенность «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров состоит в том, что впервые в истории ГАТТ в повестку дня были включены вопросы, не имеющие прямого отношения к деятельности данной организации. Это относится в первую очередь к торговле услугами (включая банковские, страховые, транспортные, строительные, компьютерные), а также к вопросам защиты интеллектуальной собственности, инвестиций, связанных с торговлей. Кроме того, в повестку дня раунда были включены вопросы совершенствова1ния и адаптации механизма ГАТТ к современному этапу развития мировой торговли. Расширяя сферу деятельности, ГАТТ по существу превратилась во всемирную экономическую организацию по гармонизации существующей международной торговой системы.

Для проведения многосторонних переговоров в рамках «Уругвайского раунда» была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа - Комитета по надзору, призванного наблюдать за выполнением взятых участниками обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп - по таможенным тарифам; по нетарифным мерам; по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по торговым аспектам инвестиционной политики; по изменению статей ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.

Характерной чертой «Уругвайского  раунда» является то, что многосторонние торговые переговоры впервые приобрели  комплексный характер и имели  конкретные практические результаты. По итогам переговоров 15 декабря 1993 г. был принят Заключительный акт переговоров и Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Новые соглашения и договоренности, достигнутые в ходе «Уругвайского раунда», призваны гарантировать стабильность договорно-правовой основы международной торговли. Они создают новый механизм международной торговой системы.

Одобрение Заключительного  акта странами-участницами означает, что проходившие на протяжении 7 лет переговоры (1986 - 1993 гг.) в рамках ГАТТ были успешно завершены. Подписание и ратификация Заключительного акта состоялись 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Его подписали представители 120 стран - участников многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ.

ВТО создает основу для  дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения. Правовой основой ВТО являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Всемирная торговая организация - постоянно действующая международная  организация; в отличие от ГАТТ она  является специализированным учреждением системы ООН. ГАТТ не имело формального статуса специализированного учреждения. Оно относилось к межправительственным учреждениям, связанным с системой ООН формальным соглашением.

ВТО представляет собой  организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 132 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО - 32 развитых страны и 100 развивающихся стран.

Целью ВТО является либерализация  международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая  таким образом экономический  рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Межправительственные  организации по регулированию мировых  товарных рынков, именуемые Международными товарными организациями (МТО), включают:

- Международные организации;

- Международные советы;

- Международные консультативные  комитеты;

- Международные исследовательские группы.

МТО имеют целью наблюдения за реализацией международных товарных соглашений, а также изучение состояния  мировых товарных рынков и обсуждение проблем, связанных с соотношением спроса и предложения на конкретных рынках, и выработки рекомендаций правительствам стран-участниц (Международные консультативные организации и Международные исследовательские группы). Деятельность МТО в определенной степени ограничивает возможности для односторонних действий некоторых стран-производителей сырья, препятствует образованию международных объединений экспортеров картельного типа.

МО (International Organizations) были созданы на основе международных  товарных соглашений с целью наблюдения за их реализацией. Они обладают правосубъектностью, имеют конкретные цели и организационную структуру. Направления деятельности МО предполагают использование специально создаваемых механизмов в зависимости от вида соответствующего международного товарного соглашения.

Информация о работе Теории международной торговли