Теория абсолютных преимуществ в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:23, доклад

Описание работы

Цель: исследование теоретических аспектов теории международной торговли Адама Смита, а также возможности применения в современной экономике.
Задачи:
- выявить основные положения теории абсолютных преимуществ;
- понять модель абсолютных преимуществ;
- разобрать современное применение данной теории.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теория абсолютных преимуществ 4
1.1 Основные положения теории абсолютных преимуществ 4
1.2 Модель абсолютных преимуществ 5
Глава 2. Основные аспекты практического применения теории абсолютных преимуществ 9
2.1 Основные достоинства и недостатки теории абсолютных преимуществ 9
2.2 Современное применение теории абсолютных преимуществ на примере туризма 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

теория абсолютных преимуществ.docx

— 226.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский  Государственный Университет

Приборостроения  и  Информатики

МГУПИ

 

 

 

Институт: Управления и Экономики

Кафедра: Коммерция и маркетинговые исследования. (УЭ-4)

 

 

 

Дисциплина: «Макроэкономика ».

 

 

Самостоятельная работа на тему:

«Теория абсолютных преимуществ в торговле»

« Theory of absolute advantage in trade »

 

 

 

 

Выполнил:  студент 1курса

Экономического  факультета

Филиал в г. Чехове

Специальность:  38/03/01

Группа: УЭ-4.1401ЧФ

Бердикова Елена Сергеевна

 

Berdikova Elena Sergeevna

Проверил:  доцент, к.т.н. Жуликов П.П.

Julikov P.P.

 

 

 

 

Москва, 2015 г.

Содержание

Введение3

Глава 1. Теория абсолютных преимуществ4

1.1 Основные положения теории абсолютных преимуществ4

1.2 Модель абсолютных преимуществ5

Глава 2. Основные аспекты практического применения теории абсолютных преимуществ9

2.1 Основные достоинства и недостатки теории абсолютных преимуществ9

2.2 Современное применение теории абсолютных преимуществ на примере туризма11

Заключение15

Список использованной литературы16

 

Введение

Проблема данной темы заключается в том, что международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из них производит с меньшими издержками, чем страна-партнер.

Актуальность данной темы заключается в том, что теоретические и методологические основы экономической теории и международной экономики в данном вопросе являются базой для практического осуществления государством внешнеторговой деятельности.

Цель: исследование теоретических аспектов теории международной торговли Адама Смита, а также возможности применения в современной экономике.

Задачи:

- выявить  основные положения теории абсолютных  преимуществ;

- понять  модель абсолютных преимуществ;

- разобрать  современное применение данной теории.

Объект исследования: теоретические и методологические основы экономической теории.

Предмет исследования: международная торговля.

Данная работа может быть использована в качестве учебного пособия для лучшего усвоения материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория абсолютных преимуществ.

1.1 Основные положения теории абсолютных преимуществ.

В борьбе за свободу международной торговли, равно как и во многих других сторонах учения, физиократы были предшественниками А. Смита. Но здесь Смит также превосходит их широтой своих взглядов. Либерализм физиократов был навеян им интересами земледелия, внешняя торговля остается для них “терпимым злом”. Смит же, наоборот, признает внешнюю торговлю выгодной саму по себе, лишь бы возникла она своевременно и развивалась самостоятельно.

Наиболее веский довод А. Смита сводится к тому положению, что бессмысленно производить у себя дорого те предметы, которые из-за границы могут быть доставлены по более низким  ценам. По мнению Смита, существует естественное распределение производства между различными странами, естественное и соответствующее их взаимным интересам. Протекционизм мешает извлечь из этого выгоду. Это приложение принципа разделения труда в международном масштабе. Все эти положения он изъяснил в своей теории абсолютных преимуществ.

Теория абсолютных преимуществ заключается в том, что страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).

Теория внешней торговли А. Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому то, что «единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации».

В соответствии с воззрениями А. Смита:

- государству следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

- нации, так же как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;

- внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;

- экспорт является положительным фактором для экономики страны, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

- субсидии на экспорт являются налогом на население и ведут к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.

1.2 Модель абсолютных преимуществ.

Международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из стран производит с меньшими издержками (т.е. по которым данная страна имеет абсолютное преимущество в издержках производства), чем страна-партнер. Поскольку труд является единственным фактором производства, условие абсолютного преимущества в издержках означает попросту, что одной стране требуется меньше времени на производство единицы товара, чем другой стране. Если допустить, что имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров, то соблюдение этого условия в рамках одной страны (страны I) означает, что

A1 Q1+A2 Q2 = L

где А1, - время, необходимое для производства единицы товара (1);

А2 - время, необходимое для производства единицы товара (2);

Q1 - объем производства товара (1);

Q2 - объем производства товара (2);

L - трудовые ресурсы, имеющиеся в стране.

Как видно из формулы, ограниченность трудовых ресурсов означает, что для увеличения производства товара (1) страна вынуждена сократить производство товара (2). И напротив, любое увеличение производства товара (2) неизбежно ведет к сокращению выпуска товара (1).

Введем, далее, в модель страну II - партнера по торговле. Допустим, что

А1' - время, необходимое для производства единицы товара (1),

А2' - время, необходимое для производства единицы товара (2).

Если стране I требуется меньше часов для производства товара 1, чем стране II, это означает, что страна I имеет абсолютное преимущество перед страной II в производстве этого товара и что стране I выгодно экспортировать этот товар в страну II. Если стране II требуется меньше часов на производство товара 2, чем стране I, то страна II имеет абсолютное преимущество перед страной I в производстве этого товара и стране II выгодно его экспортировать в страну I.

A1’ Q1’+A2’ Q2’ = L’,

где Q1’ - объем производства товара 1 во второй стране,

Q2’ - объем производства товара 2 во второй стране,

L’ - трудовые ресурсы, имеющиеся во второй стране.

Допустим, что производители в России и в США выпускают только два товара, которые условно назовем оборудованием и сырьем. В США для производства единицы оборудования требуется 1, а на производство единицы сырья - 3 рабочих дня. В России на производство единицы оборудования требуется 4, а на единицу сырья - 2 рабочих дня.

Таблица 1

Абсолютные преимущества во внешнеэкономической торговле.

Товар

США

Россия

Единица оборудования

1 рабочий день

4 рабочих дня

Единица

сырья

3 рабочих дня

2 рабочих дня


 

США имеют абсолютное преимущество в производстве оборудования, поскольку на создание его единицы им надо затратить всего 1 рабочий день по сравнению с 4 днями в России. Российские производители имеют абсолютное преимущество в производстве сырья, поскольку они тратят на добычу его единицы 2 рабочих дня по сравнению с США, которые тратят 3 рабочих дня.

Допустим, российским производителям сырья надо где-то купить оборудование, а американским производителям оборудования - купить сырье. Вариантов два: покупать внутри страны или за границей. Американский производитель оборудования, покупая сырье в США, сможет обменять единицу своего оборудования, на производство которого затрачен 1 день, на 7 единицы американского сырья. Если же он импортирует то же сырье из России, на ту же единицу оборудования он сможет получить больше — уже 1/2 единицы сырья. Российский производитель сырья, покупая оборудование в России, получит за единицу своего сырья 2/4=1/2 единицы отечественного оборудования, а покупая его в США — значительно больше, уже 2/1=2 единицы американского оборудования. Поэтому российским производителям купить оборудование в США, а американским купить сырье в России выгоднее, нежели делать это на внутреннем рынке.

Сильная сторона теории абсолютных преимуществ заключается в том, что она основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже не только на национальном, но и на международном уровне. Ее ограниченность для объяснения международной торговли также очевидна: теория не отвечает на вопрос, почему торгуют между собой страны даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров. На этот вопрос изящно ответили последователи Адама Смита.

Вывод: в соответствии с теорией абсолютных преимуществ, разработанной А. Смитом, международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из них производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Страны экспортируют те товары, в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импортируют те товары, в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам.

 

Глава 2. Основные аспекты практического применения теории абсолютных преимуществ.

2.1 Основные достоинства и недостатки теории абсолютных преимуществ.

Теория внешней торговли А. Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что единственным фактором производства является труд, хотя он является лишь одним из четырех основных факторов производства и на современном этапе не самым главным. Эта идея была расширена в теории Хекшера-Олена, в которой обращается внимание не только на труд, как основной фактор производства, но на капитал.

Также А. Смит принимает допущение о том, что в стране имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров, хотя такая ситуация на практике просто невозможна.

Следующее допущение в теории абсолютных преимуществ заключается в том, что в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами, хотя на практике особенной в настоящее время это невозможно.

В теории А. Смита транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю, что также является одним из ее недостатков. Так, если производство сахара на Кубе обходится дешевле, чем его производство в Кыргызстане, то это не значит, что нам выгодней экспортировать его из Кубы, так как транспортные затраты значительно увеличат его цену и в конечном итоге выйдет, что производить сахар своими силами будет гораздо выгодней. И последнее допущение в теории абсолютных преимуществ в том, что внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций. В последнее время достаточно сложно представить себе торговлю без ограничений со стороны отдельных государств. Каждое государство стремится оградить от внешней

конкуренции свои стратегически важные отрасли. К примеру, каждая страна стремится самостоятельно обеспечивать себя продовольствием. Адам Смит утверждает, что государственная защита может принести выгоду только в краткосрочном периоде, а если использовать защитные меры в течении длительного периода, то это приведет к тому, что защищаемые отрасли станут неконкурентоспособными, товары станут некачественными, а цены вырастут. В первую очередь от этого пострадают потребители. Но истории известно множество случаев, когда защитные меры, наоборот, в долгосрочном периоде принесли свои плоды и способствовали развитию научно-технического прогресса.

Информация о работе Теория абсолютных преимуществ в торговле