Теория абсолютных преимуществ в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 19:23, доклад

Описание работы

Цель: исследование теоретических аспектов теории международной торговли Адама Смита, а также возможности применения в современной экономике.
Задачи:
- выявить основные положения теории абсолютных преимуществ;
- понять модель абсолютных преимуществ;
- разобрать современное применение данной теории.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теория абсолютных преимуществ 4
1.1 Основные положения теории абсолютных преимуществ 4
1.2 Модель абсолютных преимуществ 5
Глава 2. Основные аспекты практического применения теории абсолютных преимуществ 9
2.1 Основные достоинства и недостатки теории абсолютных преимуществ 9
2.2 Современное применение теории абсолютных преимуществ на примере туризма 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

теория абсолютных преимуществ.docx

— 226.69 Кб (Скачать файл)

Кроме того, теория абсолютных преимуществ не дает ответ на вопрос, будет ли выгодна торговля между двумя странами, если одна более развитая стран может производить оба вида продукции с меньшими издержками.

История насчитывает множество случаев, когда государственное вмешательство во внешнюю торговлю, вопреки теории Адама Смита, приводило к положительным результатам для страны. Так, например, в середине 1950-х годов правительство США защитило свою текстильную промышленность от дешевого азиатского импорта. К началу 1960 года они ввели многостороннее соглашение о хлопчатобумажных тканях, которое позже было расширено и распространилось также на шерсть и синтетику, ограничившее импорт дешевых азиатских тканей на американский рынок. Согласно теории абсолютных преимуществ такой шаг должен был привести к тому, что в долгосрочном периоде американские ткани должны были потерять свою конкурентоспособность на мировом рынке. Так как отсутствует конкуренция со стороны иностранных фирм, качество тканей должно было понизиться, а их цена повыситься. В итоге, выгоду бы не получил никто, ни США ни зарубежные фирмы, ни потребители. Однако, такое вмешательство государства привело к тому, что в текстильную промышленность влились дополнительные инвестиции, направленных на введение технологических новшеств, стимулирующие технический прогресс.

Сейчас, никто не может утверждать, что американская текстильная промышленность неконкурентоспособна на мировом рынке. А ведь, без вмешательства государства, она бы просто перестала существовать.

Другим примером преуспевающего государства, обходящего стороной рекомендации Адама Смита, может послужить Япония. Ее внешнеторговая политика основана на агрессивном меркантилизме. Рынок Японии один из самых недоступных рынков в мире. Однако ее продукция занимает одно из лидирующих мест на мировом рынке и ассоциируется у нас с качеством.

Итак, мы видим, что на практике многие положения теории абсолютных преимуществ не всегда оказываются верными. Однако есть и фундаментальные утверждения, которые не оставляют никаких сомнений. Несомненно, обладание страной абсолютными преимуществами играет большую роль в мировой торговле. И если брать в пример ту же самую Японию, то, не обладая абсолютным преимуществом в цивилизационных ресурсах и необходимых материалов, вряд ли бы ее продукция добилась такого успеха на мировом рынке, даже не смотря на государственную защиту от внешней конкуренции и государственное субсидирование. Кроме того, теория Адама Смита послужила фундаментом для развития других теорий, более приемлемых для их применения на практике.

2.2 Современное применение теории абсолютных преимуществ на примере туризма.

Сегодня теория абсолютного преимущества, созданная А.Смитом, согласуется с монополизацией экспорта некоторыми странами, которая возникла на базе естественного преимущества, обусловленного природными ресурсами и климатом, а также на базе приобретенных преимуществ, связанных с развитием технологии и высокой квалификацией трудовых ресурсов. Этим, например, объясняются успехи экспорта в секторах: керамических изделий - в Италии, вин - во Франции, химической промышленности - в Германии, электроники и информационных технологий - в Японии, автомобилестроения - в США и т.д.

Абсолютное преимущество также играет решающую роль, например, в международном туризме. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, такие, как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др.; памятники искусства - пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др. Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее.

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составит около 30%.В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 1995 г., по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), составил 372,6 млрд. долл. при 567,4 млн. совершенных международных путешествий.

В начале 90-х годов доля туризма уже составляла более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в настоящее время 100 млн. человек работают в индустрии, а к 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма - трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сфере новые рабочие места в географическом плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики.

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.

Страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, специализируются на международном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами. Однако специализация международного туризма не означает, что туристские страны являются исключительно рецепторами. Они могут быть и туристообразующими, и, как правило, чем выше их валовый национальный продукт (ВНП), тем активнее они становятся генераторами. Многие индустриальные страны, такие, как Великобритания, Германия, США, Франция, Италия, Япония, Канада, являются и генераторами, и рецепторами туризма.

Специализация многих стран непосредственно связана с наличием природных ресурсов для предложения иностранным гостям. Природные ресурсы включают в себя землю, море, озера, реки, ландшафт, климат, флору и фауну. Они исключительно характеризуют местонахождение страны и являются определяющими для потоков международных туристов. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморских странах порождают туристские потоки на их курорты из таких развитых туристских стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония и др. А свой спрос на лыжный спорт испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют, например, в той же Швейцарии или Австрии, Италии и Франции.

Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие страны. Для того чтобы любоваться загадочной улыбкой Моны Лизы или восхищаться величием Собора Парижской Богоматери, в Париж приезжают туристы со всего мира.Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение. Другим важнейшим фактором туристского продукта является капитал.

Вывод: развитие туризма требует развитой инфраструктуры, а для этого нужны огромные инвестиции. Этим и объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах. Однако Адам Смит не рассматривал в своей теории капитал, и этот фактор выходит за пределы теории абсолютных преимуществ и рассматривается в теории Хекшера-Олена. Свое абсолютное преимущество такая страна может еще больше усилить инновационной политикой, которая позволяет ей создавать специфические продукты туризма и тем самым обеспечивать себе хорошую специализацию в международном туризме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Если провести параллели между временем жизни А. Смита и современным временем, то можно найти много общего. Если в то время активными темпами развивалась промышленность, становясь основой экономического развития, то сейчас такими же темпами развивается сфера услуг. И то, что все международные торговые организации выступают за уменьшение вмешательства государств во внешнюю торговлю.

If we draw Parallels between the life time A. Smith and modern time, you can find a lot in common. If, at the time of active development of the industry, becoming the basis for economic development, now the same pace develops services. And that all international trade organization advocating for the reduction of government intervention in foreign trade.

Вывод по первой главе: международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из них производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Страны экспортируют те товары, в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импортируют те товары, в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам.

Вывод по второй главе: развитие туризма требует развитой инфраструктуры, а для этого нужны огромные инвестиции. Этим и объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах. Свое абсолютное преимущество такая страна может еще больше усилить инновационной политикой, которая позволяет ей создавать специфические продукты туризма и тем самым обеспечивать себе хорошую специализацию в международном туризме.

Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

 

 

  Список использованной литературы

 

  1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов-на-Дону: 2000
  2. А.С. Булатов. Мировая экономика: Учебник – М.: 2001
  3. Киреев А.П. Международная экономика.- М.: 1997
  4. И.И. Агапова. История экономической мысли. Курс лекций. - М, 1998 г.
  5. С.А. Бартнев. История экономических учений. - М, 1998 г.
  6. Войтов А.Г. История экономических учений. - М, 2002 г.
  7. Martin C. Spechler. Perspectives in economic thought. – New York, 1990.
  8. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. М.:ЮНИТИ, 2008 год.
  9. Иохин В.Я. Экономическая теория: [учебник]. – М.: Юристъ, 2000.
  10. А.В. Сергеев: Юриспруденция Мировая экономика: Учебное пособие, 2007.
  11. З.К. Раджабова. Мировая экономика. – М.: Инфра – М, 2010.
  12. Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т. Богомолов. – М.: ЗАО «издательство «экономика», 2007.
  13. Хмелев И.Б. Мировая экономика: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2009.
  14. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономность,2005.
  15. Международные экономические отношения. Учебник / А.И. Евдокимов и др. – М.: ТК Велби, 2003.

Информация о работе Теория абсолютных преимуществ в торговле