Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
Основная причина появления денег - общественное разделение труда. Товарное производство может существовать без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства. Поскольку деньги служат мерой стоимости товаров, вся экономическая наука без них была бы невозможна. Ведь именно с помощью денег мы количественно сравниваем и измеряем различные экономические показатели, например, стоимости различных по своей природе товаров и услуг.
Основные этапы истории развития денег:
появление денег с выполнением их функций случайными товарами;
закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента;
переход к бумажным или кредитным деньгам;
постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава I. Теория денег и их эволюция……………...………………………..............5
Глава II. Государственное регулирование спроса и предложения денег в РФ…………….………………………………………………………...............…....15
2.1 Денежная система РФ…………………………………………………..….15
2.2 Основы спроса, предложения и равновесия денег ……………………....17
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР………........27
Глава III. Макроэкономические последствия монетарной политики …………..33
3.1 Валовой национальный продукт ………………………………………….33
3.2 Занятость……………………………………………….....…………….......35
3.3 Инфляция……………………………………………………………………36
Заключение…………………………………………………….................................39
Список использованной литературы………………………………………….......42
Процентная ставка Центрального Банка - один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты.
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводит процентную политику без фиксации процентной ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Поддержание Банком России процентных ставок на низком положительном уровне стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и ведет к экономическому росту.
Рост спроса на деньги вызывает оживление в экономике. В то же время возможен перегрев экономики, что связано с избытком денежной массы, инфляцией, неуправляемым ростом цен.
Учетная политика
Центрального Банка состоит также
в учете и переучете
Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку ЦБ - так называемое дисконтное окно.
Другим важным инструментом кредитно-денежной политики Центрального Банка являются обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в ЦБ. С 11 января 2000 г. Центральный банк РФ издал указания № 731-У «Об изменениях нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов» по состоянию на 1 января 2000г. Этим указанием устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов депонируемых в Центральный банк РФ по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте в размере 10%, по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации — в размере 7 %, которые действуют без изменений до настоящего времени.
Суть регулирования этим рычагом сводится к тому, что в случае «перегрева» конъюнктуры и нежелательного роста цен ЦБ увеличивает нормы обязательных резервов и сокращает возможности кредитования, а значит, и размеры денежной массы, сдерживает рост производства и цен. И наоборот, снижение нормы приводит к «подогреву» экономики с вытекающими из этого последствиями.
Инструментарий ЦБ регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
К обязательным резервам относятся и создание Стабилизационного Фонда. Средства фонда выступают механизмом регулирования общей ликвидности банковской системы, который используется для контроля над денежными агрегатами посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Главным инструментом кредитно-денежной политики ЦБ во многих странах становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая, -изымает часть их из обращения.
Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с политикой дисконта и обязательных резервов. Он носит сугубо добровольный характер и, как правило, перманентный — в зависимости от состояния экономики и кредитно-денежного рынка.
Расширению спектра применяемых операций на открытом рынке должны способствовать постепенное восстановление объема операций во всех секторах финансового рынка, появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства Финансов РФ. В 1999-2000 гг. из-за последствий финансового кризиса Банку России не удалось широко использовать операции с ценными бумагами на открытом рынке: интерес краткосрочным заимствованиям был невысок из-за роста избыточной ликвидности у кредитных организаций.
В отношении
купли-продажи иностранной
Конкретные
направления валютного
Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» установлено, что Банк России только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ вправе применять количественные ограничения.
С помощью указанных инструментов ЦБ удается в определенной степени влиять и управлять инфляцией. Но одними только этими инструментами победить инфляцию невозможно. Тем более что российская инфляция имеет глубокие, специфические корни: глубокие диспропорции нашей экономики; преобладание отраслей, добывающих сырье и производящих средства производства; огромный дефицит государственного бюджета, ошибки в проведении экономических реформ. Поэтому усилия ЦБ по стабилизации цен, конечно, важны, но совершенно недостаточны для того, чтобы победить этот пока самый страшный недуг нашей экономики. Более того, сама кредитная система страны оказалась заложницей инфляции и не может функционировать нормально.
Глава III. Макроэкономические последствия монетарной политики
Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия.
Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП.
В монетарной политике
следует различать
3.1 Валовой национальный продукт
Существует
множество показателей
ВНП измеряет рыночную стоимость годового производства продукции. Таким образом ВНП является денежным показателем в текущих рыночных ценах. Это обусловлено тем, что ВНП исчисляет разнородные по составу наборы товаров и услуг, произведенные в разные годы, и необходимо иметь полное представление об их относительной стоимости, как базы дальнейшего сравнения и анализа.
Для правильного расчета ВНП необходимо учесть продукты и услуги, произведенные в данном году, один раз и не более. Большинство продуктов проходят несколько стадий, прежде чем попасть на рынок. В результате отдельные части и составляющие конечной продукции покупаются и продаются по несколько раз. Чтобы избежать многократного учета частей продукции, которые продаются и перепродаются, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточная продукция, исключается двойной счет. Иными словами стоимость продукции в ВНП складывается из суммы произведенных добавленных стоимостей. Исходя из этого в ВНП учитываются только конечные продукты и услуги, но не учитываются промежуточная продукция (сырье, полуфабрикаты и др.).
Под конечными услугами понимают товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки. Сделки, включающие промежуточные продукты, относятся к покупкам товаров и услуг для дальнейшей обработки, переработки или для перепродажи. Продажи промежуточной продукции не учитываются в ВНП, так как их стоимость уже включена в стоимость всех конечных продуктов. Отдельный учет промежуточной продукции означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП. При расчете ВНП необходимо избегать двойного счета, для этого нужно следить, чтобы в него включалась только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, приобретенных у поставщиков. Поэтому ВНП есть сумма добавленных стоимостей, созданных всеми фирмами в экономике.
3.2 Занятость
Занятость трактуют как деятельность граждан, связанную с удовлетворением общественных и личных необходимостей, которая, как правило, доставляет им определенную прибыльность в денежной или любой другой форме. Занятость граждан Российской Федерации обеспечивается методом проведения деятельной социально-экономической политики, сконцентрированной на удовлетворение его надобностей в добровольном избрании вида деятельности, стимулировании развития предпринимательства и формирования новых рабочих мест. Граждане Российской Федерации свободно выбирают определенные виды деятельности, которые не запрещены законодательством этого государства. К категории занятого населения принадлежат граждане, которые живут на территории страны на законных основаниях. Например, те, которые работают по найму на условиях неполного и полного рабочего дня (или недели) на определенных предприятиях, в различных структурах и учреждениях, независимо от их форм собственности. Категорию занятого населения составляют и граждане, которые самостоятельно снабжают себя работой. Среди таковых – предприниматели, лица, занятые индивидуальной творческой или трудовой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, принимающие активное участие в производстве. Еще одна категория занятых граждан – это работники, утвержденные или предопределенные на оплачиваемые должности в разных органах государственной власти, а также управленческие структуры и общественные объединения. И, конечно, занятыми гражданами считаются те, кто учатся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях, те, кто проходит профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства. Государство осуществляет политику поддержки реализации прав граждан на продуктивную, полную и свободно избранную занятость. Такая политика Российского государства в сфере помощи занятости населения сосредоточена на развитии трудовых ресурсов, увеличении уровня их мобильности, защите национального рынка труда, обеспечении равноправных возможностей всем гражданам Российской Федерации. А также формирование условий, обеспечивающих свободное развитие человека как личности и достойную жизнь, поддержке предпринимательской и трудовой инициативы граждан, поддержке всестороннему развитию их способностей к творческому и производительному труду.
3.3 Инфляция
Практически нет ни одной страны мира, где бы на данный момент не происходили инфляционные процессы. Весьма актуальной проблема инфляции является и для России. Суть инфляции сосредоточена в падении ценности денег. Однако она не может и не сопутствовать увеличением стоимости жизни.
Факторы инфляции преимущественно имеют денежный характер. Главным образом это дефицит государственного бюджета. В этой ситуации Центральный банк может заменять дефицит денег эмиссией банкнот, а коммерческие банки – расширением кредита, то есть, депозитно-чековой эмиссией. В итоге увеличения численности денег случается их обесценение. Кроме того, инфляционным процессам может способствовать политика доходов, сосредоточенная в чрезвычайном по сравнению с товарной массой увеличении денежных доходов населения.
Инфляцию принято замерять так словно это рост цен. Таким образом, основанием инструментария являются индексы цен. Федеральная служба государственной статистики использует индекс потребительских цен (ИПЦ), вычисленный на основе наблюдения за ценами ограниченного круга услуг и товаров. Комплект формируется с учетом их относительной значительности для потребления населением страны, представительности с точки зрения воспроизведения динамики цен на сходные товары, стабильного присутствия их в продаже. Новые услуги и товары подсоединяются в комплект для наблюдения за потребительскими ценами только в тех случаях, когда их часть составляет не менее 0,1% от всеобщих потребительских расходов населения. При подсчете базового индекса потребительских цен из вышеперечисленного списка исключаются те товары и услуги, цены на которые очень подвержены сезонности или воздействию административных мер. С 2006 года из этого перечня исключены молоко не пастеризованное, картофель, водка, бензин, дизельное топливо, проезд на городском транспорте (в том числе и на метро), авиа и железнодорожные перевозки, телефонная связь и основная часть услуг Жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Прямой расчет индекса инфляции совершается с учетом весов основных компонентов корзины. Например, в корзине высокоразвитых государств мира на долю продуктов питания доводится 10% расходов, 20% составляют непродовольственные товары и 15% идет на оплату услуг ЖКХ. Вторую половину расходов составляют другие услуги, исключая услуги в ЖКХ и выплаты по ипотеке. В корзине, которая использовалась Федеральной службой государственной статистики для расчетов ИПЦ в 2009 году, доля непродовольственных товаров составила 37,37%, продовольственных – 37,7% , платных услуг – 24,93%. Структура потребления в Москве весьма отличается от других показателей в среднем по всей России.