Теория макроэкономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Исследования данной темы проводились как в рамках собственно кейнсианской школы, так и другими направлениями. В экономической науке данной проблеме посвящен достаточно большой объем литературы.
Значение проблемы макроэкономического равновесия реально ощутила и Россия летом 1998 г. Страна превратилась в часть мировой финансовой системы, и любые проблемы, возникающие в этой системе, при несбалансированности основных макроэкономических индикаторов могут обернуться новым тяжелым кризисом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 4
ГЛАВА 1.
1.1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ....................................................................... 6
1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ..................................................................................................... 8
1.3. КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ В МАКРОЭКОНОМИКЕ........................................................................................... 11
1.4. МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ: КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ.................................................................................................. 11
1.5. ШОКИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ........................................................... 14
1.6. ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА.................................................................................. 16
1.7. МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ АВТОРОВ: Ф.КЕНЭ, Ж.Б.СЕЯ, К.МАРКСА, Л.ВАЛЬРАСА, В.ЛЕОНТЬЕВА.................... 17
ГЛАВА 2.
2.1. ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ПО БАЗОВЫМ ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................................................. 21
2.2. ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.................................... 22
2.3. ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА......................................................................................................... 23
2.4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ................................................. 23
2.5. ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ............................................................. 24
2.6. РЕАЛЬНЫЕ РАСПОЛАГАЕМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ........................................................................................................... 25
2.7. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ТОВАРОВ................................................................ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 97.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономической теории и статистики

 

Ловчикова Екатерина Игоревна

 

Теория макроэкономического  равновесия

 

Направление «Производственный менеджмент»

 

Дисциплина «Макроэкономика»

 

Ведущий преподаватель –  старший преподаватель Гогмачадзе В.Н.

 

Курсовая работа

 

 

Студент группы 4211

очной формы обучения                                                  Е.И. Ловчикова

 

Барнаул 2013 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................   4

ГЛАВА 1.

1.1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.......................................................................    6

1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА  СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................    8

1.3. КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ  ПЕРИОДЫ В МАКРОЭКОНОМИКЕ...........................................................................................  11

1.4. МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ: КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ..................................................................................................  11

1.5. ШОКИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ........................................................... 14

1.6. ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА..................................................................................  16

1.7. МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАВНОВЕСИЯ АВТОРОВ: Ф.КЕНЭ, Ж.Б.СЕЯ,  К.МАРКСА, Л.ВАЛЬРАСА, В.ЛЕОНТЬЕВА.................... 17

ГЛАВА 2.

2.1. ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ПО БАЗОВЫМ ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..............................................................  21

2.2. ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА....................................  22

2.3. ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА.........................................................................................................  23

2.4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ.................................................  23

2.5. ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.............................................................  24

2.6. РЕАЛЬНЫЕ РАСПОЛАГАЕМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ...........................................................................................................  25

2.7. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ТОВАРОВ................................................................  25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................  28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................  29

 

ВВЕДЕНИЕ.

Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место объема покупательского спроса и равенство объема производства.

Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы  четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию.

Достижение макроэкономического равновесия связано с достижением полной занятости, экономического роста и стабильности цен.

К сожалению, проблема макроэкономического  равновесия любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для  всего мирового хозяйства.

Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как  П. Самуэльсон, Милтон Фридмен, Дж. М. Кейнс и др.

Исследования данной темы проводились как в рамках собственно кейнсианской школы, так и другими  направлениями. В экономической науке данной проблеме посвящен достаточно большой объем литературы.

Значение проблемы макроэкономического  равновесия реально ощутила и  Россия летом 1998 г. Страна превратилась в часть мировой финансовой системы, и любые проблемы, возникающие в этой системе, при несбалансированности основных макроэкономических индикаторов могут обернуться новым тяжелым кризисом.

Вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- Рассматривается понятие  совокупного спроса и совокупного предложения;

- Изучается краткосрочный и долгосрочный периоды в макроэкономике;

- Рассматриваются модели  функционирования экономики.

Предметом исследования являются модели макроэкономического равновесия.

 

 

ГЛАВА 1.

1.1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.

В макроэкономике модель AD-AS является базовой для изучения колебаний  объема выпуска и уровня цен в  экономике в целом, причин и последствий  их изменений. С ее помощью могут  быть описаны различные варианты экономической политики государства.[1]

Совокупный спрос (Aggregate demand) (AD) – это общее количество товаров и услуг, которые готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

Совокупный спрос (AD) отражает зависимость между объемом национального производства и общим уровнем цен в экономике. Он представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

Между совокупным спросом  и уровнем цен в стране при  прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больше объем национального  продукта могут купить потребители. Рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации.[2, 233]

Характер кривой совокупного спроса (AD) аналогичен графику индивидуального спроса, называется графическое отображение функции спроса от цены. Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители готовы приобрести по каждой цене. [3.57] (рисунок 1.)

Рисунок 1. Кривая совокупного  спроса.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств, а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Кривая строится при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения.[1]

Совокупное предложение (Aggregate supply) — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП(или ВВП), (ВВП = заработная плата + рента + процент + прибыль = AS). [4]

Под совокупным предложением понимается уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен.

Кривая совокупного  предложения (AS) имеет восходящий вид, так же как и кривая предложения на отдельных товарных рынках. Но форма кривой AS отличается от кривой предложения единичного товара и состоит из трех отрезков: I - горизонтальный (кейнсианский), II - вертикальный (классический), III - восходящий (промежуточный). [5, 237] (рисунок 2.)

Рисунок 2. Кривая совокупного  предложения.

 

1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Совокупный спрос зависит от ценовых и неценовых факторов:

1) Ценовые факторы AD кроме уровня цен:

  • Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресурсов. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение AD на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
  • Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и AD.
  • Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению AD на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.

2) Неценовые факторы, влияющие  на совокупный спрос:

  • Потребительские расходы, которые зависят от:
    • Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
    • Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
    • Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
    • Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
  • Инвестиционные расходы, к которым относят:
    • Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
    • Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
    • Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
    • Новые технологии. Обычно приводят к увеличению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
    • Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
  • Государственные расходы
  • Расходы на чистый экспорт
  • Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
  • Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD. [6]

На величину совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

1)  Среди ценовых факторов  выделяют: 
     1. Действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т.д.); 
     2. Функционирующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника). Увеличение количества и повышение качества факторов приводят к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту совокупного предложения AS.

2)  Неценовые факторы  совокупного предложения: 
     • изменение цен на ресурсы; 
     • изменение в производительности труда; 
     • изменение условий бизнеса. 
   Все неценовые факторы совокупного предложения объединяет то, что с их изменением меняются издержки на единицу продукции. [7]

1.3. КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ  ПЕРИОДЫ В МАКРОЭКОНОМИКЕ.

Различие между краткосрочным (обычно до 2-3-х лет) и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают главным образом с поведением номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) - более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно, их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные. [8]

1.4. МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ: КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ.

1) Классическая модель.

Классическая  модель описывает поведение экономики  в долгосрочном периоде. Анализ совокупного  предложения в классической теории строится, исходя из следующих условий:

- объем выпуска зависит только  от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен;

- изменения в факторах производства  и технологии происходят медленно;

- экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;

- цены и номинальная заработная  плата - гибкие, их изменения поддерживают  равновесие на рынках.

Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости  факторов.

Объяснение  формы кривой AS в классической модели связано с анализом рынка труда, поскольку труд считается главным фактором, изменения которого могут влиять на уровень выпуска в краткосрочном периоде.

Рост  общего уровня цен снижает реальную заработную плату, следовательно, спрос  на труд превысит предложение на рынке  труда (рабочие и предприниматели  реагируют на изменение реальной, а не номинальной заработной платы). Это вызовет рост номинальной  заработной платы. В результате реальная повысится до исходного уровня, что  восстановит равновесие на рынке  труда, прежний уровень занятости, а, следовательно, объем выпуска  практически не изменится (возможны лишь незначительные краткосрочные  колебания). Корректировки номинальной  заработной платы происходят быстро, поэтому при любом изменении  уровня цен совокупное предложение (объем выпуска) останется неизменным на уровне потенциала (Y*).

Информация о работе Теория макроэкономического равновесия