Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 06:20, реферат

Описание работы

Совершенная конкуренция и монополия - это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако, могут быть промежуточные модели, которые не в полной мере конкурентоспособны, не управляются одним поставщиком, и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени существует несколько разделений и слияний, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

 

Национальный Государственный  Университет Физической культуры и  спорта имени П.Ф. Лесгафта

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «Экономические теории»

на тему:

«Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.»

 

 

 

 

                                                                                Выполнил:

Александров Артём Студент 1 курса, кафедры «Международные отношения»

 

Проверил:

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург, 2012

введение

 

Совершенная конкуренция и монополия - это  противоположные крайние модели рыночных структур. Однако, могут быть промежуточные модели, которые не в полной мере конкурентоспособны, не управляются одним поставщиком, и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени существует несколько разделений и слияний, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

Исследование и использование  модели монополистической конкуренции произошло относительно недавно в 1930 году. Но эта модель имела мгновенный успех, и очень быстро стала основной микроэкономической науки.

При несовершенной конкуренции  относится к ситуации на рынке, в  которой продавцы получают большую свободу в назначениях рыночной цены, и, следовательно, большей рыночной власти, чем при совершенной конкуренции, но они не являются единственными производителями на рынке конкретного товара или услуги, как монополия .

 Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая школа, опиралась, как известно, на ряд весьма условных теоретических предпосылок. 
Предполагалось, в частности, что экономика является абсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность ресурсов, отсутствуют малейшие препятствия для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономической власти, способного ограничивать свободу хозяйственных субъектов. Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются 
“Теория монополистической конкуренции” Чемберлина. Мой реферат  посвящен рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Рассмотрение чистой конкуренции и чистой монополии предваряют анализ монополистической конкуренции, так как именно они служат отправной точкой, исходным пунктом для оценки главного предмета этой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Автор Эдвард Хастингс Чемберлин (1899-1967), уроженец штата Вашингтон (США), из семьи протестантского пастора. В 1921 году он окончил Университет штата Айова. Через год, Мичиганский университет ,получил степень магистра, а спустя пять лет, как докторант Гарвардского университета, защитил кандидатскую диссертацию по проблемам монополистической конкуренции. Все последующие с 1927 и до смерти в 1967 году связан с преподаванием в Гарвардском университете, в том числе не один год работы в Управлении стратегических служб США, а в 1951 году специальный тур по Западной Европы для разъяснения положений его теоретических инноваций.

Важной вехой в творческой и  научной биографии Э.чемберленастало избрание руководителя департамента экономики в Гарвардском университете (1939-1943), который включал в свой состав, если такие видные ученые, как А. Н. Леонтьев, Э. Хансен, Й. Шумпетера и другие, и назначение на должность редактора Harvard "Kuorteli журнал экономики" (1948-1958). В 1965 году он был избран почетным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 году, в память о нем была опубликована Труды экономистов называется "Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия» 2.

Во время 1933-1962 годы. его работа была переиздана в США раз S, и  сейчас является одним из самых популярных учебников в преподавании курса экономической теории многих стран. Он содержит полное описание природы монополии, убедительно анализ формирования монопольных цен и монопольных прибылей.

 

Глава 1

Теоретический анализ

 

 

-Сущность монополии и монополистической конкуренции

 

Одним из основных теоретических принципов  книге является то, что главным  условием овладения рынка, по словам профессора Гарвардского университета, суть монопольный контроль над predlozheniem3, и, следовательно, цена, которая достигается за счет увеличения взаимодействия конкурирующих продуктов, т.е. «дифференциация продуктов". Э.чемберленпо этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, а с увеличением дифференциации элементы монополии становятся все больше Везде, где везде, где есть дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но в то. Одновременно подвергаются конкуренции со стороны менее несовершенными заменителями "4. Поэтому он считает, что ситуация все производители право выступать в качестве "конкурирующих монополиста" в силах "монополистической конкуренции".

 

-Суть несовершенные (неравновесной) рынка

 

Рынки с первого взгляда  Э.чемберленавзаимосвязаны, поскольку все они являются независимыми друг от друга продавцы должны работать вместе, чтобы реализовать подобные в своих продуктах цели. В этом случае ученый убежден, что «рынки в реальном мире, более или менее несовершенных" и "наивные рассуждения, о том, что фактические результаты, как правило,« стремиться »к равновесию, не необоснованной" 5.

В результате каждый продавец рассматривается  им в качестве монополиста, который  формирует свою клиентуру, то есть его  субрынка, за счет обладания своим  «уникальным» продукт, и уровень  «дифференциации продукта», который  отражает степень, до которой продавец контролирует цены и действует на рынке монополии. Это также означает, что фактический объем поставки меньше, и цены на них будут выше, чем в «чистых» конкуренции. Монополия продавца своей продукции и монополисты, конкурирующие в монополистическая конкуренция невозможна, в соответствии с Э.чемберленабез существенных условия - дифференциации продукта.

 

-Понятие «дифференциации продукта»

 

В четвертой  главе, озаглавленной "дифференциация продуктов" E.Chemberlin, раскрывая сущность этой категории, заявил, что главной особенностью дифференцированного продукта является наличие товара (услуги) одного из продавцов существенных отличительная черта. Этот знак для покупателя может быть как реальные, так и мнимые, пока оно означало, что предпочтение было отдано видов продукции. "Там, где есть такая дифференциация - говорит он - покупатели будут сгруппированы попарно с продавцами не по воле случая или случайно (как в случае совершенной конкуренции), а также в соответствии с выбором, основанным на предпочтении» 6.

Таким образом, монополия продавца, логически E.Chemberlina, может увеличить объем реализованной  продукции, прибегая дополнительные расходы  для снижения цен и предполагая, что другие продавцы одноименной  «группы» продукты сразу не сделать то же самое, то есть увеличение издержки производства. Это, по его мнению, основная причина того, что конкурент компании марки продукта, снижения его цены на освоение производства новой конкурентоспособной продукции, принципиально не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут приняты другие konkurentami7.

 

-Концепция неценовых факторов конкуренции

 

В развитии своей идеи о процессе «дифференциации  продукта», как естественная реакция  на конкурентов по крайней мере, естественное проявление самой конкуренции оправдывает Э.чемберленрастущее влияние на процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду особые характеристики и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу. Так, он пишет: «Дифференциация может быть основана на специфических характеристик самого продукта, такие, как например, специальные особенности - фирменные наименования, торговые марки, идентичность упаковочных контейнеров (если таковые имеются), а таких, как индивидуальные особенности, связанные с качеством, формы, Цвет стиле "8 (курсив мой -. YY).

И рекламных  автор «Теории монополистической  конкуренции" выразил очень важные положения, актуальность которых (так  остается и по сей день. Например, в главе 5, отмечают двойной формой воздействия рекламы на спрос, в  силу его влияние как на формирование потребностей и изменить их. главы 7 эффект от рекламы увеличения спроса на продукт связан с возможностью продавца, чтобы продать больше своей продукции, независимо от того, устанавливают цены ", чем без помощи рекламы. «С этой точки зрения, говорит профессор Гарвардского университета,« искусство рекламы как искусство гипнотизера ", поскольку" необходимо получить контроль над состоянием покупателя, и что такой контроль завоеван, дополнительные расходы (на рекламу. - YY) принести увеличение дохода "9 Но в то же время выразили напоминание о том, что доходы от рекламы повторений увеличивается не бесконечно, как" сопротивление, что приводит к снижению дохода, все время на usvaetsya как расширение продаж. Расходы "10.

Сказал  связь с розничной торговли, назначенных неценовые факторы конкуренции на основе дифференциации они будут также добавить такие, как "удобство расположения продавца, общая атмосфера общего стиля, характерного для его учреждения, его способ делать вещи, его репутация как честного бизнесмена, вежливость, умение бизнеса и личных отношений, которые связывают своих клиентов либо с ним, либо с теми, на кого он работает "11.

 

-Теория стоимости и феномен избыточной мощности

 

Совокупность  этих неценовых факторов, по Э.чемберленадолжны учитываться как часть истинной теории стоимости. Таким образом, не так, как он считает, к монополии и конкуренции рассматривается как противоположные и взаимоисключающие начинают верить, что. «Рассмотрение и в большинстве случаев необходимым условием рационального объяснения цен» 12. И несмотря на то, что, согласно стереотипам, "даже термин« монополистическая конкуренция »кажется парадоксальным для многих, жонглирование словами" должно, пишет оп, понимать следующее: "В чисто рыночной конкуренции каждый продавец сливается с рынками его соперников, с тех же условиях, с которыми мы имеем дело сегодня (условиях монополистической конкуренции -. JJ), приходится считаться с тем, что этот рынок является в некоторой степени изолирован от других, так что все вместе составляют единый рынок не многие продавцы, и сеть взаимосвязанных рынков распределяется между продавцами, по одному для каждого "15.

Если мы возьмем первое, соглашается E.Chemberlin, то, согласно теории совершенной конкуренции  на рынке слияний одного поставщика с общим рынком и любой продавец может продать столько товаров, сколько они хотят, но только по текущей цене. Согласно второму условию, когда в силу монополистической конкуренции на рынке один продавец в какой-то степени изолирована от рынка своих конкурентов, объем продаж товаров "ограничен и определяется тремя новыми факторами: 1) стоимости, 2) особенности продукта, и 3) затраты на рекламу "14.

Гарвардский профессор убежден, что предлагаемая классификация факторов монополистической  конкуренции на основе дифференциации продукта есть факторы, которые инициируются продавцами влиять на потребительские решения покупателей. Среди них он выделяет барьеры к снижению цен, и, как, например, звонки, в частности, присущи тенденции потребительского рассмотреть более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

Тем не менее, в таких случаях, по мнению автора «Теория монополистической конкуренции", монополистической конкуренции  продавцы не исчерпывается, обращаясь  к обычной жизни nablyudeniya.

Это в особенности монополистической конкуренции Э.чемберлен считает тот факт, что она устраняет ценовую конкуренцию, что приводит к постоянным и обычным явлением становится избыточной мощности, который (избыток) «безнаказанно» растет в течение длительного времени за счет покрытия цену, всегда превышает затраты. По его мнению, это явление свидетельствует о степени мастерства »известна часть общего рынка" поддерживается не только отдельными патентами и торговой марки, но и такие вещи, как репутация, мастерство, специальные подарки. Эти явления - из сферы деятельность профессий, и они также являются предметом "Теория монополистической дохода", - заключает учение.

Подводя итоги  сделаны теоретические и методологические конструкции, профессор Гарвардского университета в конце пятой главы книги возвращается к любому важному выводу: "Проблема дифференцированной цены продукта не может быть втиснута в рамки спроса и конкурентной ценой, потому что это приводит к пресловутой м в выводах, цена получено слишком низкой, масштабы производства-слишком большой, и количество предприятий, которые слишком малы Кроме того, два дополнительных аспекта конкуренции -. дифференциация и расходы на маркетинг - выпадают полностью ". Вот почему, объясняет здесь E.Chemberlin, неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты питания, как и реклама, парализующее влияние этого фактора делает более упругой спрос и ценовую конкуренцию - более широкой, охватывающей дополнительных расходов, необходимых tsenoy18.

Как мы видим, по мнению ученого, эволюция конкуренции улучшается качество товаров (что может свидетельствовать  патенты, авторские права, торговые знаки и защитную фирменная упаковка и даже стремление к выгодному  расположению компании в целях повышения  качества продукции), а реклама, в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Очевидно, что неценовые факторы конкуренции поощрять фирмы искать "ниши" потребностей клиентов, вселяя в них своего рода «денежные каноны вкуса».

Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина