Теория общественного выбора Дж.Бьюкенена. Исторические предпосылки возникновения теории и ее современные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 00:41, реферат

Описание работы

Цель данной работы - изучение основных положений теории общественного выбора и анализ экономической роли государства. Я хочу выяснить, почему решения, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют требованиям избирателей, а бюрократический аппарат, работая неэффективно, не пытается изменить направления своих действий?

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Истоки и предпосылки теории общественного выбора …………………4
1.1 Возрождение институционализма …………………………………..…..4
1.2 Идейный фундамент теории общественного выбора ……………..….5-7
2. История жизни Джеймса Бюкенена ………………………………..…….8
3. Вклад Дж. Бьюкенена в развитие экономической мысли ……………9-11
Заключение ………………………………………………………………12-13
Список используемой литературы…………………………………………13
Интернет ресурсы ………………………………………………………......13

Файлы: 1 файл

реферат эос.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

 

 

     3. Вклад Дж. Бьюкенена в развитие экономической мысли

 

За свою более чем 40-летнюю научную деятельность Бьюкенен получил международное признание как ученый, сфера исследований которого – теория общественного выбора и применение экономических методов к отраслям, которые традиционно относились к политологии. Главные категории Бьюкенена – индивиды, частные лица, способные принимать такие рациональные решения, которые являются выгодными для общества в целом. Теория общественного выбора Бьюкенена призвана предсказать, как поведение индивидов в определенной политической роли (как избирателей или налогоплательщиков, политиков или членов политических партий, чиновников или судей) влияет на состояние политического сообщества в целом. Экономическая теория Бьюкенена пытается совместить поведение индивидов в их экономической роли покупателей или чиновников, инвесторов или производителей с результатами, которые проявляются на уровне экономики в целом.

Изучая политику как сложный взаимовыгодный обмен, Бьюкенен выделяет два концептуально различные уровни общественного выбора – начальный конституционный уровень (до принятия конституции) и постконституционный уровень. Исследования первого предусматривают разработку экономической теории конституции, второго – разработку экономической теории политических институтов. Разница между этими уровнями выбора может быть выявлена как аналогия выбора, который люди делают во время игры, то есть сначала выбираются правила, а затем происходит определение стратегии игры в рамках этих правил. В общем виде конституция может быть представлена как набор правил для ведения политической игры, а ежедневные политические действия – результат игры в рамках конституционных правил. В своих работах Бьюкенен показал, что использование этой аналогии помогает понять многие сложные процессы. Подобно тому, как правила игры формируют вероятный результат, конституционные правила формируют результаты политики или затрудняют их достижение. Таким образом, улучшение результатов политики или результатов процесса принятия законодательных или управленческих решений, по мнению Бьюкенена, требует изменений или реформы конституции. В основу поиска лучших правил любой игры положен анализ того, в каком вероятном направлении будет происходить игра по разным правилам. Разница между конституционным и постконституцонным выбором впервые изложена Бьюкененом в совместном с Г. Таллоком труде «Исчисление согласия» («The Calculus of Concert», 1962). В нем нашли свое развитие взгляды К. Викселя на политику как процесс сложного взаимовыгодного обмена. Здесь ставится вопрос о том, каким образом могут быть организован этот обмен, чтобы все участники смогли рассчитывать на получение чистого позитивного результата на уровне конституционного выбора. Особый интерес при этом составляет поиск политических правил и процедур, которые должны управлять выбором коллективной или правительственной политики. Этот вопрос ученые анализируют с позиций отдельных индивидов, стоящих перед выбором альтернативных правил принятия решений и процедур, учитывая, что позже эти индивиды вынуждены принимать решения в рамках этих правил и процедур. Особое внимание при этом уделялось исследованию различных правил принятия решений и процедур, в частности правило квалифицированного большинства, правило простого большинства, правило взаимных услуг, база репрезентативности, двухпалатные и однопалатные законодательные органы. Применение этих правил Бьюкенен исследовал в работах «Общественные финансы и демократический процесс» (1967), «Спрос и предложение общественных товаров» (1968).

Проблемам государства и его роли в обществе Бьюкенен посвящает труд "Пределы свободы между анархией и Левиафаном" (1975). В нем он разграничивает государство-защитника и государство-производителя. Конституционный договор (или набор правил и процедур, в рамках которых существует политическая организация), по мнению Бьюкенена, предопределяет законодательное установление государства-защитника. Эта структура определяет права собственности и контроля индивидов за ресурсами, стимулирует частные контракты и ограничивает власть государства. Возникновение государства-защитника – это переход от анархии к политической организации. В экономической сфере торговля и обмен произведенными частным образом товарами и услугами могут способствовать взаимной выгоде участников этого процесса. Что касается государства-производителя, то в идеале оно стимулирует постконституционный контракт между гражданами по их спросу на товары и услуги, потребляемые совместно. Однако поведение индивидов и их деятельность в политической структуре общества как политиков, руководителей или бюрократов способствует усилению роли государства в постконституционной стадии. Это приводит к угрозе Левиафана, то есть угрозе автократического государства. Выход из этого Бьюкенен видит в том, чтобы использовать современные теории политики, управления и бюрократии для формирования институтов и правил, которые бы ограничивали определенное политическое поведение.

 

В следующих работах «Демократия в дефиците» (1977), «Власть облагать налогом» (1980) Бьюкенен анализирует и развивает проблему необходимости конституционной реформы, которая бы ограничивала полномочия правительства при проведении экономической политики. В частности, конституционные ограничения на полномочия правительства в области налогообложения Бьюкенен обосновывает, исходя из модели постконституционной политики, в которой правительство рассматривается как орган, имеющий целью максимизацию прибыли.

Помимо Нобелевской премии, Бьюкенен отмечен почетной премией в области политической экономии Ф.Э. Сейдмана университета Теннесси (1984). Он почетный доктор Цюрихского (Швейцария) и Гессенского (Германия) университетов, почетный член Американской экономической ассоциации и член Американской академии наук и искусств.(http://www.topknowledge.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1844:2011-04-28-16-52-50&catid=25:2010-08-11-13-01-27&Itemid=33)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Свобода выбора - это путеводитель экономического человека : покупатель выбирает товар, инвестор – объект для капиталовложений, работающий по найму – интересную и хорошо оплачиваемую работу, род занятий и место работы. Свобода выбора – это и ключевая тема демократии, превращающей экономического человека в избирателя. Для законодателей свобода выбора состоит в предпочтении одного решения другому, для чиновника – это выбор методик и инструментов для реализации принятых решений.

Выбор, в том числе и общественный, основан на индивидуальных предпочтениях, общественное сознание – это сознание совокупности индивидов. Коллективные решения происходят из расчетов индивидов, для которых действовать сообща представляется более рациональным. В то же время, находясь в группе, человек ограничен решениями, которые он принимал как член коллектива. В узком, нацеленном на суть понимании теория общественного выбора занята процессами принятия политических решений, демонстрируя тем самым тесную связь между экономическим, политическим и психологическим мотивами поведения. (http://www.bestreferat.ru/referat-211034.html)

К ТОВ Бьюкенен шел через изучение спектра проблем, в той или иной степени касающихся правительственных функций в области экономической политики. Еще в ранних работах «Цены, доход и государственная политика», «Общественные принципы государственного долга» и других Бьюкенен показал, что на протяжении последних 150 лет американской истории баланс государственных доходов и расходов сводился с отрицательным сальдо в основном в периоды войн и экономических кризисов. В первом случае это вызывалось ростом военных ассигнований, а во втором – краткосрочным снижением налоговых поступлений в государственную казну. В условиях мирного времени и благоприятной экономической конъюнктуры сальдо бюджета оказывалось, как правило, положительным, и излишек финансовых ресурсов направлялся на погашение государственного долга.

Бьюкенен анализировал и вопрос о том, как можно существовать с огромным государственным долгом, направляя излишки финансовых ресурсов от налоговых поступлений не на погашение долга, а на развитие различных социальных программ, наращивание государственных расходов по социальным статьям бюджета, отвечающих политическим интересам разного рода деятельности ради новых выборов.

 

 

В его ТОВ исследуется: 

1)как  конкуренция политиков за голоса  избирателей приводит к усилению  государственного вмешательства  в экономику;

2) как через государственные программы происходит перераспределение доходов от беднейших и богатейших слоев населения к средним классам;

3) как малые, но тесно сплоченные политические группы, могут одержать вверх над широким, но аморфным большинством.

По Бьюкенену, общественный выбор можно сравнить с тем, какой выбор люди делают в ходе любой игры. Сначала они выбирают правила игры, затем определяют стратегию игры в рамках этих правил. Каждодневные политические действия представляют собой результат игры, стремящийся к «оптимальному уровню» в рамках конституционных правил. И подобно тому как правила игры определяют ее вероятный исход, конституционные правила устанавливают результаты политики, политических действий или затрудняют их достижение.

(http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/97519/88/Tatarnikov_-_Shpargalka_po_istorii_ekonomicheskih_ucheniii.html

 

Список используемой литературы

1  Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А., Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 512с.

2.  Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики//Вопросы экономики. – 1994. - № 6. – с.104-113.

3.  Гальперин В.М. Экономика благосостояния и общественный выбор. Вехи экономической жизни. Том 4. - СПб.: Экономическая школа, 2003. - 568с.

4.  Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2005. - 576с.

 

         Интернет ресурсы

1. http://www.topknowledge.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1844:2011-04-28-16-52-50&catid=25:2010-08-11-13-01-27&Itemid=33

2. http://www.bestreferat.ru/referat-211034.html

3.http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/97519/88/Tatarnikov_-_Shpargalka_po_istorii_ekonomicheskih_ucheniii.html

 

 


Информация о работе Теория общественного выбора Дж.Бьюкенена. Исторические предпосылки возникновения теории и ее современные аспекты