Теория организации отраслевых рынков - барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теория организации отраслевых рынков……………………………………….5
1.1. Рынок и его субъекты……..……………………………………………………5
1.2. Подходы к изучению структуры отраслевых рынков………………………..8
1.3. Классификация отраслевых рынков……...…………………………………..11
2. Барьеры входа и выхода на отраслевом рынке………………………………..17
2.1. Определение барьеров входа-выхода…………….…………………………..17
2.2. Классификация отраслевых рынков по уровню (характеру)
входных барьеров……………………………………………………………..21
3. Регулирование барьеров входа и выхода на отраслевых рынках……………25
Заключение…………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Теория организации отраслевых рынков барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Предмет анализа отраслевой организации рынков

Таковым в самой общей постановке является механизм, который приводит общественную производственную деятельность в соответствие с общественными потребностями и, перебои в функционировании которого негативно влияют на прогресс в удовлетворении этих потребностей. Любая экономическая система независимо от того, какими могут быть ее культурные и политические традиции, должна решить какие продукты предлагать, в каком количестве, как ограниченные ресурсы будут распределены на производство каждого из них и как конечные продукты будут поделены или распределены между различными членами общества. Существуют три альтернативных метода решения этой группы проблем8.

Во-первых, решения могут быть приняты в соответствии с традициями. Второй метод предполагает, что проблемы могут быть решены путем централизованного планирования. И, наконец, существует рыночный подход, согласно которому потребители и производители действуют в соответствии с ценовыми сигналами, порожденными взаимодействием предложением и спроса на более или менее функционирующих рынках.

Развитая форма товарного типа связи производителей и потребителей, именуемая «совершенная конкуренция», характеризуется работой обособленных производителей на обезличенного покупателя на неизвестный и свободный рынок. По мере роста производительности труда, вызываемого, прежде всего, развитием техники совершенствованием технологий, возрастают масштабы хозяйственных звеньев и концентрации производителей на отраслевых рынках. Производителю становится все менее выгодным заниматься и производством, и сбытом готовой продукции, и закупкой факторов производства. Обособление торговли от производственной деятельности позволяет уменьшить перерывы в процессе собственно производства, способствует ускорению процесса сокращения его издержек.

В результате с одной стороны, получает развитие широкий спектр разнообразных рыночных структур (мелкие фирмы, олигополии, монополии, картельные объединения, концерны). Но, с другой стороны, с появлением торгового посредника, нацеленного на изучение поведения потребителей, развивается маркетинговая направленность в функционировании фирм и, как следствие, начинается переход к исторически новой форме работы обособленных производителей на заказ субъектов, специализирующихся на сфере обращения. Если прежние разновидности производства на заказ расширяли масштабы работы на неизвестного и свободного потребителя, то данная форма связи позволяет ориентировать деятельность производителя на все более изученные и платежеспособные нужды потребителей.

На этапе «цивилизованного» рыночного хозяйствования начинает утверждаться рынок заказов, подрывающий и привычные характеристики обособленности производителя, и традиционные формы работы на неизвестного потребителя. Развивающийся в связи с этим подрывом механизм взаимодействия продавцов и покупателей на современном рынке включает, в частности, следующие блоки взаимоотношений:

  • заказы индивидуальных потребителей фирмам
  • межфирменные заказы и договоренности
  • заказ государства бизнесу
  • контрактные заказы крупных рыночных структур мелким фирмам-субподрядчикам
  • внутрифирменные формы производства по заказу своих подразделений

Именно этот механизм и является, в более конкретной постановке вопроса, предметом анализа отраслевой организации рынков.

 

1.3. Классификация отраслевых рынков

Многообразие рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, то есть вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.

Совокупность рынков может быть классифицирована по видам деятельности его участников, то есть рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный.

Производственный рынок – составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и удовлетворяющая потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок9.

Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т.д10.

Потребительский рынок – рынок товарного обращения, где осуществляется купля продажа предметов потребления, то есть продукции или товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных или коллективных нужд11.

Рынок рабочей силы – сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы – работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства12.

Финансовый рынок – это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров. Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок13.

Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой14.

Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы.

По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним15.

Внутренний рынок подразделяется на региональный местный и национальный и т.д., внешний – на глобальный, то есть мировой, пограничный и так далее16.

Подразделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке.

Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение определяет спрос, то есть на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает товаропроизводителя снижать цены. Таким образом, рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.

Рынок продавца – функционирует в интересах продавца, так при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а, следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.

Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, в другом случае, право на реализацию товара передается экономическому посреднику, то есть на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов – это рынок посреднических операций.

Также рынки подразделяются на открытые и замкнутые. Первые предполагают свободный вход на них любого желающего. Если же вход регулируется определенными механизмами, говорят о замкнутости (или закрытости) рынка, а иногда – о наличии барьеров для входа на рынок.

По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. К последним, относятся рынки, на которых действуют механизмы спроса и предложения. Если же спрос и предложение уравновешиваются в отсутствие специальных институционализированных форм взаимодействия покупателей и продавцов, имеют место неорганизованные или стихийные рынки.

Отраслевые рынки дифференцируются также по стадиям их зрелости, различаются рынки растущие, зрелые (развитые), и, наконец, затухающие (сжимающиеся).

 

Типы отраслевых структур

Каждая из характеристик рынка по-своему влияет на параметры его функционирования. Совокупность характеристик рынка определяет его структуру или тип рынка17. Очевидно, что различные комбинации характеристик рынка могут выявить достаточно широкий спектр рыночных структур.

Рассмотрим для примера наиболее известные типы товарных рынков: совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Все четыре модели предполагают пассивную роль покупателей на рынке и делают акцент на поведении производителей товара (продавцов). Если ввести в рассмотрение возможные характеристики рынка со стороны спроса, то список рыночных структур существенно пополнится. Помимо хорошо известной из микроэкономики модели монопсонии, можно упомянуть модель двусторонней монополии (когда единственный продавец взаимодействует с единственным покупателем) или модель двусторонней олигополии (когда несколько продавцов противостоят на рынке нескольким покупателям).

На рисунке  приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка.

На примерах – взаимосвязь между фундаментальными предпосылками моделей и характеристиками рыночных структур. Предпосылка, что покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены, очевидно, выполняется лишь в случае, когда численность покупателей на рынке велика. Наоборот, большое число продавцов на рынке предопределяет как отсутствие их стратегического взаимодействия, так и то, что они не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены.

 

 

Характеристика основных рыночных структур18

Критерии, определяющие структуру рынка

Совершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Степень влияния продавцов на установление рыночной цены

Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Цену устанавливает продавец

Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены

Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены

Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке

Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке

Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке

Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке

Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке

Условия входа на рынок

Вход свободен

Вход полностью блокирован

Вход свободен

Вход может быть блокирован или свободен

Степень влияния покупателей на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Параметры структуры рынка

Совершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему покупки

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж

Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Один продавец на рынке

Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Несколько продавцов на рынке, объем продаж каждого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка

Характеристика товара

Продукты различных продавцов однородны

Не существует близких продуктов — заменителей товара

Продукты различных продавцов неоднородны (дифференциация продукта)

Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны

Барьеры входа на рынок

Барьеры входа не существуют

Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход

Барьеры входа не существуют

Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевом рынке

2.1. Определение барьеров входа-выхода

Тот факт, что норма прибыли фирм на одних отраслевых рынках устойчиво выше, нежели на других, наводит на мысль о наличии определенных экономических и иного характера препятствий для входа новых фирм. Эти препятствия, получившие наименование «входных барьеров», позволяют функционирующим на данных рынках фирмам получать более высокую прибыль, не опасаясь появления новых конкурентов. Позднее было предложено определить эти барьеры исходя из асимметрии в поведении действующих на отраслевых рынках и входящих на них фирм, а конкретнее – как издержки производства, которые должны нести входящие и несут функционирующие, укоренившиеся фирмы.

С учетом же того, что и уход фирм с отраслевого рынка предполагает осуществление неких затрат (связанных с состоянием ликвидности активов, потенциалом диверсификации или перепрофилированием производства, и т.д.), под барьерами «входа-выхода» следует понимать совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирме без существенных потерь.

Можно отметить противоречивость феномена барьеров, о которых идет речь: они могут, с одной стороны, вести с искажению межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов по сравнению с оптимальным с точки зрения общества, с другой стороны, - мотивировать усилия как функционирующих на рынке, так и стремящихся на него фирм к модернизации производства и повышению производительности труда.

 

 

 

 

Анализ барьеров входа-выхода фирм на рынок в структуре отраслевого рынка.

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции19.

К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Под барьерами выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь уйти из отрасли.  Барьеры выхода связаны с наличием в отрасли значительных необратимых издержек, которые делают невозможным уход из отрасли без потерь. Барьеры выхода увеличивают риск хозяйствования в отрасли, а значит, создают дополнительные барьеры входа в отрасль. Если фирма знает, что уйти из отрасли без потерь невозможно, то это может оказать влияние на ее решения входа в отрасль20.

Информация о работе Теория организации отраслевых рынков - барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка