Теория переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика анализируется представителями всех направлений экономической науки, однако, экономическая теория по-особому подходит к анализу ее содержания и опыта. Она анализирует основные закономерные тенденции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом экономическая теория опирается на обобщение реальных фактов преобразований, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория переходной экономики России………………………………………6
1.1 Понятие и сущность переходной экономики в России……………..6-9
1.2 Переходный период в России……………………………………...10-12
1.3 Особенности переходной экономики России……………………..13-15
2. Анализ Российской модели переходной экономики………………………..16
2.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям…….16-19
2.2 Специфика формирования рынка услуг в транзитивной экономике РФ......................................................................................................................20-23
2.3 Программа экономических реформ …………………….................24-26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы……………………………………….......29

Файлы: 1 файл

Теория переходной экономики России.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Наряду с неблагоприятным  в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции  обусловливает медленную структурную  перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также  переход к рыночной экономике  в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные  гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерные для России деспотизм  и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и  недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают  влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что  основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной  системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Специфика формирования  рынка услуг в транзитивной  экономике РФ

 

Специфика товарной формы  общественного обмена труда состоит  в том, что он происходит в форме  обмена продуктами труда, обособившимися от самого процесса труда и получившими  независимое от производителя существование, а производство страховых услуг заведомо не является товарным и организуется для удовлетворения потребностей конкретного заказчика.

Рыночные отношения господствуют во всех развитых странах, построивших постиндустриальное общество. Осуществляемая в нашей стране реформа направлена на поэтапный переход к рыночной экономике. Важнейшим требованием при этом выступают такие преобразования, которые соответствуют рыночным отношениям, в результате чего формируются рыночные структуры.

Формирование рыночных структур происходит в соответствии со складывающимися в каждой конкретной стране социально-экономическими отношениями, общими закономерностями развития экономии. При административно-командной системе рынок жестко управлялся государством, поэтому сервисные предприятия занимали пассивную (выжидательную) позицию и не стремились к активному привлечению заказчиков.

Перевод сферы услуг на рыночные условия требует существенного  роста эффективности производства и труда, рационального использования  производственного потенциала на основе внедрения новейших достижений техники и технологии с обязательным учетом социальных условий.

С началом рыночных преобразований открылась дорога к свободному общению  потребителей и производителей услуг, начался процесс формирования новых рыночных структур. Новыми субъектами рынка стали частные предприниматели и официально зарегистрированные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. За годы рыночных преобразований в сфере сервиса возникла конкурентная среда. После значительного падения в последние годы наметилась тенденция роста объемов платных услуг населению в натуральном выражении, расширился спектр освоенных рынком видов обслуживания.

Анализ закономерностей  развития отраслей, оказывающих услуги населению, показывает, что здесь наиболее ярко прослеживается социальная ориентированность: формирование человеческого фактора в экономике зависит от состояния образования, здравоохранения, культуры, социальных гарантий.

Развитие отраслей услуг  имеет региональный характер, зависит  от экономической политики государства. Население регионов территориально рассредоточено неодинаково, многие населенные пункты значительно удалены и плохо связаны с административными центрами, поэтому некоторые развитые в городах виды услуг остаются недоступными для сельских жителей. На повышение качества и увеличение объемов услуг в разных местах требуются разные затраты. Необходимость выравнивания социально-экономического развития отдельных регионов России, а также внутри регионов отдельных населенных пунктов и административных районов обусловливается различиями в предреформенном уровне, а также последующих преобразованиях.

Рынок услуг относится  к внутренним рынкам и имеет локальный  характер, а на его динамику и структуру влияет не только политика государства, но и развитие предпринимательства. Демонтаж плановой системы управления отраслями сферы услуг способствовал становлению рыночных отношений в них, а также возникновению множества мелких предприятий, основанных на частной форме собственности.

Первая тенденция может  быть объяснена предложенной нами пирамидой потребностей человека каждая из которых дополняет базовые, а вторая — ограниченностью денежных доходов населения и усложнением бытовой техники и технологии, что порождает дополнительные потребности в сервисных услугах, поэтому суть второй тенденции состоит в альтернативе замещения новых товаров услугами.

Второй особенностью рынка  услуг Е.Н.Жильцов считает большую  степень его конъюнктурности  и непредсказуемости, обусловленных  их неосязаемостью и несохраняемостью.

Третья особенность, по его  мнению, заключается в большой  сегментированное, т.е. ориентации на определенную группу потребителей.

Четвертая особенность заключается  в том, что рынок услуг в  большей степени локализован  и привязан к местности. И последнее  — он более динамичен и гибок из-за большей скорости оборота капитала.

По мнению Т.Н.Софиной, рынок  услуг характеризуется:

 • во-первых, высокой  степенью дифференциации продукта  как по потребительским характеристикам (горизонтальная диффсренциация), так и по уровню качества (вертикальная дифференциация);

• во-вторых, высокой чувствительностью  к экономической конъюнктуре  и коротким периодом реагирования на ее изменении, существенностью фактора сезонности; значительностью вЛИяния рекламы, моды, информированности;

• в-третьих, выраженной сегментированностью  спроса на уснут в зависимости от: доходов, цен, субъективной оценки потребителем способностей производителя оказать ту или иную услугу, значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длигельного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни;

• в-четвертых, существенностью  нестратегических барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и  абсолютными преимуществами уже  действующих в отрасли предприятий  в отношении издержек производства и предпочтений обслуживания со «  троны потребителей; положительным  эффектом от масштаба, хотя в отдельных отраслях такового может не быть;

• в-пятых, большей степенью неопределенности результата по сравнению с рынками благ — неуслуг и наличием «информационной асимметрии» производителя и потребителя, а также цеповой дискриминацией различных видов;

• в-шестых, присутствием на рынке услуг социально значимых благ (жилье, образование, медицина, культура, социальное обеспечение), производство и реализация которых осуществляются под определяющим влиянием регулирующей роли государства и при финансировании из общественного сектора;

• в-седьмых, для рынка  услуг по сравнению с рынком товаров  характерна большая территориальная привязанность и локализованннность обслуживания.

Соглашаясь с рассмотренными выше взглядами, отметим также, что  конъюнктуру рынка услуг необходимо оценивать с учетом наличия двух макроагрегатов:

1) спросовых услуг (бытовых,  финансовых, страховых и др.);

2) регламентированных услуг  (услуг ЖКХ, общественного транспорта  и др.).

Проведенный анализ свидетельствует  о том, что для перехода на рыночные условия в сфере услуг России нужно сокращать объем регламентированных услуг за счет постепенного перевода их в спросовые услуги. Для макроагрегата спросовых услуг механизм рыночной самоорганизации действен, хотя взаимодействие совокупного спроса и предложения на рыке услуг из-за низкой степени разобщенности субъектов выражено слабее, чем на рынке товаров, но цены и спрос на услуги здесь взаимосвязаны.

 

 

2.3  Программа экономических  реформ

 

Целью программы экономических  реформ было создание в возможно более  короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.

Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был  разделен на два этапа:

  • 1991-1993 гг. — период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную;
  • 1994-1997 гг. — период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.

Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по мнению разработчиков программы, требует тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР.

Предполагалось, что переход  к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак:

  • Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.
  • Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, [гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.
  • Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.
  • Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.
  • Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государствa. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.
  • Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета.

Информация о работе Теория переходной экономики России