Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:14, курсовая работа
Переходная экономика анализируется представителями всех направлений экономической науки, однако, экономическая теория по-особому подходит к анализу ее содержания и опыта. Она анализирует основные закономерные тенденции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом экономическая теория опирается на обобщение реальных фактов преобразований, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория переходной экономики России………………………………………6
1.1 Понятие и сущность переходной экономики в России……………..6-9
1.2 Переходный период в России……………………………………...10-12
1.3 Особенности переходной экономики России……………………..13-15
2. Анализ Российской модели переходной экономики………………………..16
2.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям…….16-19
2.2 Специфика формирования рынка услуг в транзитивной экономике РФ......................................................................................................................20-23
2.3 Программа экономических реформ …………………….................24-26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы……………………………………….......29
Наряду с неблагоприятным
в целом инвестиционным климатом
в стране ограничение конкуренции
обусловливает медленную
Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.
Присущие российской модели
рыночной экономики высокая
Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.
Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.
На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.
Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.
Такая переходная экономика,
представляющая собой шаг вперед
по сравнению с административно-
2.2 Специфика формирования рынка услуг в транзитивной экономике РФ
Специфика товарной формы общественного обмена труда состоит в том, что он происходит в форме обмена продуктами труда, обособившимися от самого процесса труда и получившими независимое от производителя существование, а производство страховых услуг заведомо не является товарным и организуется для удовлетворения потребностей конкретного заказчика.
Рыночные отношения
Формирование рыночных структур происходит в соответствии со складывающимися в каждой конкретной стране социально-экономическими отношениями, общими закономерностями развития экономии. При административно-командной системе рынок жестко управлялся государством, поэтому сервисные предприятия занимали пассивную (выжидательную) позицию и не стремились к активному привлечению заказчиков.
Перевод сферы услуг на
рыночные условия требует существенного
роста эффективности
С началом рыночных преобразований открылась дорога к свободному общению потребителей и производителей услуг, начался процесс формирования новых рыночных структур. Новыми субъектами рынка стали частные предприниматели и официально зарегистрированные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. За годы рыночных преобразований в сфере сервиса возникла конкурентная среда. После значительного падения в последние годы наметилась тенденция роста объемов платных услуг населению в натуральном выражении, расширился спектр освоенных рынком видов обслуживания.
Анализ закономерностей развития отраслей, оказывающих услуги населению, показывает, что здесь наиболее ярко прослеживается социальная ориентированность: формирование человеческого фактора в экономике зависит от состояния образования, здравоохранения, культуры, социальных гарантий.
Развитие отраслей услуг имеет региональный характер, зависит от экономической политики государства. Население регионов территориально рассредоточено неодинаково, многие населенные пункты значительно удалены и плохо связаны с административными центрами, поэтому некоторые развитые в городах виды услуг остаются недоступными для сельских жителей. На повышение качества и увеличение объемов услуг в разных местах требуются разные затраты. Необходимость выравнивания социально-экономического развития отдельных регионов России, а также внутри регионов отдельных населенных пунктов и административных районов обусловливается различиями в предреформенном уровне, а также последующих преобразованиях.
Рынок услуг относится к внутренним рынкам и имеет локальный характер, а на его динамику и структуру влияет не только политика государства, но и развитие предпринимательства. Демонтаж плановой системы управления отраслями сферы услуг способствовал становлению рыночных отношений в них, а также возникновению множества мелких предприятий, основанных на частной форме собственности.
Первая тенденция может быть объяснена предложенной нами пирамидой потребностей человека каждая из которых дополняет базовые, а вторая — ограниченностью денежных доходов населения и усложнением бытовой техники и технологии, что порождает дополнительные потребности в сервисных услугах, поэтому суть второй тенденции состоит в альтернативе замещения новых товаров услугами.
Второй особенностью рынка
услуг Е.Н.Жильцов считает
Третья особенность, по его мнению, заключается в большой сегментированное, т.е. ориентации на определенную группу потребителей.
Четвертая особенность заключается в том, что рынок услуг в большей степени локализован и привязан к местности. И последнее — он более динамичен и гибок из-за большей скорости оборота капитала.
По мнению Т.Н.Софиной, рынок услуг характеризуется:
• во-первых, высокой
степенью дифференциации
• во-вторых, высокой чувствительностью к экономической конъюнктуре и коротким периодом реагирования на ее изменении, существенностью фактора сезонности; значительностью вЛИяния рекламы, моды, информированности;
• в-третьих, выраженной сегментированностью спроса на уснут в зависимости от: доходов, цен, субъективной оценки потребителем способностей производителя оказать ту или иную услугу, значимости (насущности) услуги, обеспеченности товарами длигельного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни;
• в-четвертых, существенностью
нестратегических барьеров входа на
рынок, обширной емкостью рынка и
абсолютными преимуществами уже
действующих в отрасли
• в-пятых, большей степенью неопределенности результата по сравнению с рынками благ — неуслуг и наличием «информационной асимметрии» производителя и потребителя, а также цеповой дискриминацией различных видов;
• в-шестых, присутствием на рынке услуг социально значимых благ (жилье, образование, медицина, культура, социальное обеспечение), производство и реализация которых осуществляются под определяющим влиянием регулирующей роли государства и при финансировании из общественного сектора;
• в-седьмых, для рынка услуг по сравнению с рынком товаров характерна большая территориальная привязанность и локализованннность обслуживания.
Соглашаясь с рассмотренными
выше взглядами, отметим также, что
конъюнктуру рынка услуг
1) спросовых услуг (бытовых, финансовых, страховых и др.);
2) регламентированных услуг
(услуг ЖКХ, общественного
Проведенный анализ свидетельствует о том, что для перехода на рыночные условия в сфере услуг России нужно сокращать объем регламентированных услуг за счет постепенного перевода их в спросовые услуги. Для макроагрегата спросовых услуг механизм рыночной самоорганизации действен, хотя взаимодействие совокупного спроса и предложения на рыке услуг из-за низкой степени разобщенности субъектов выражено слабее, чем на рынке товаров, но цены и спрос на услуги здесь взаимосвязаны.
Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.
Процесс предполагаемых реформ в Советском Союзе был разделен на два этапа:
Трудность и многоаспектность процесса экономических преобразований, по мнению разработчиков программы, требует тщательной координации каждого шага реформ с проведением политических преобразований в Советском Союзе, а также с возможной международной финансовой поддержкой. Успех макроэкономической стабилизации возможен лишь при условии формирования надежной защиты права частной собственности; опоры на развитую систему демократических институтов в политической сфере на всех уровнях государственного устройства, построенную на прочной базе нового законодательства, соответствующего новой Конституции СССР.
Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношения». Итак: