Теория переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика анализируется представителями всех направлений экономической науки, однако, экономическая теория по-особому подходит к анализу ее содержания и опыта. Она анализирует основные закономерные тенденции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом экономическая теория опирается на обобщение реальных фактов преобразований, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория переходной экономики России………………………………………6
1.1 Понятие и сущность переходной экономики в России……………..6-9
1.2 Переходный период в России……………………………………...10-12
1.3 Особенности переходной экономики России……………………..13-15
2. Анализ Российской модели переходной экономики………………………..16
2.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям…….16-19
2.2 Специфика формирования рынка услуг в транзитивной экономике РФ......................................................................................................................20-23
2.3 Программа экономических реформ …………………….................24-26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы……………………………………….......29

Файлы: 1 файл

Теория переходной экономики России.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Программа экономической  реформы должна заменить командную  экономику Советского Союза системой рыночных отношений, но масштаб и сложность экономических преобразований, безусловно, требовали экономического сотрудничества с Западом.

Основным принципом этого  сотрудничества была западная экономическая поддержка, обусловленная принятием и реализацией программы экономических реформ, а также продолжением демократических преобразований в соответствии с уже принятыми в СССР решениями. Помощь должна была предоставляться шаг за шагом в процессе обоюдного взаимодействия. Это значит, что Запад предоставлял широкомасштабную помощь только в том случае, если советское руководство следовало заранее согласованной программе реформ. Сама поддержка предоставлялась за счет международных финансовых организаций, так как ни одна отдельно взятая страна не смогла бы нести столь большой объем финансовой нагрузки по оказанию помощи. Наиболее вероятными участниками такой программы были индустриально развитые демократические страны и некоторые страны МВФ, Мировой Банк и Европейский Банк реконструкции и развития. Решения по оказанию помощи принимались на основе согласований между советским правительством, правительствами стран Запада, оказывающих помощь, и международными финансовыми организациями.

Эти виды программ многоплановой  поддержки уже отработаны для стран Восточной Европы, проводящих радикальные реформы, а также для многих стран в других регионах мира, которые сотрудничают с мировым сообществом при проведении политики фундаментальных изменений. Программа поддержки Российских реформ опиралась на удачный опыт многих других стран, эти процедуры выдержали проверку временем и предоставляли международному сообществу исчерпывающие гарантии в том, что деньги на оказание поддержки реформ будут использованы эффективно.

 

 

Заключение

 

Непоследовательность проведения экономических реформ в России, пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений ее прежних соседей по социалистическому лагерю. Начав первой из бывших советских республик радикальные экономические преобразования в январе 1992 года, Россия через пять лет еще не может похвастаться серьезными положительными изменениями своих основных экономических показателей: инфляция хотя существенно и снижена, но сохраняется на уровне 65% в год; производство не вступило в фазу роста ; дефицит бюджета сокращен исключительно ценой уменьшения его расходов; уровень жизни населения существенно не поднялся; рост сбережений в экономике сопровождается ростом инвестиций. В результате государство продолжает проедать накопленный производственный потенциал, не воспроизводя его. Более того, из всех социалистических стран, вступивших на путь реформ (а их около 30) , только единицам не удалось снизить инфляцию до критического (40% годовых или 2,8% в месяц и менее) и добиться устойчивого роста экономики. Позитивным показателем с точки зрения структурных перемен в России считается устойчивое повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г. до 53% в 1995 г. В стране возникли целые сектора экономики, существование которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые, консультативные, аудиторские и инвестиционные компании, появились частные предприниматели и малый бизнес.

Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес в России прочно встал на ноги. Люди занятые в  сферах малого бизнеса имеют неплохой доход зависящий прежде всего от них самих. Такие люди заинтересованы в постоянном повышении качества производимых товаров и услуг. Можно заметить характерное изменение отношений производитель - потребитель. Наиболее яркий и примитивный пример этого: на место неразговорчивых, равнодушных к покупателю “продавщиц” , пришли улыбчивые, симпатичные девушки, внимание которых порой бывает даже навязчивым. Во многом именно малому бизнесу в России стало возможным приобретать недорогие отечественные, а самое главное качественные товары.

Малый бизнес в России прошел путь от “черного рынка”,” спекулянтов”, “теневой” экономики, до относительно независимого малого предпринимательства, защищенного нормативно-правовыми актами. В настоящее время малое предпринимательство в России становится все более похожим на европейский малый бизнес, как эталон “нормального” , цивилизованного предпринимательства. Но российский бизнес имеет еще множество проблем: криминализация, взяточничество, невыполнение деловых обязательств, бюрократизм, проблема финансирования, тяжелое бремя налогов и т.д. Какие же существуют пути выхода из сложившегося положения? Мне кажется, что малому предпринимательству в России требуется более серьезная государственная поддержка, чем существующая на данный момент, а также требуется пересмотр системы налогообложения, льготное кредитование. От криминализации малого бизнеса, как и бизнеса вообще, в России, на мой взгляд, избавиться не удастся, это как бы неизбежное зло, еще один государственный налог. Да и вообще в Европе и где бы то ни было бизнес всегда сопровождали криминальные структуры, осуществляя “протекцию” со свой стороны, за определенную плату. В российском бизнесе наблюдается тенденция повышения образовательного уровня и самосознания частных предпринимателей, а это позволяет надеяться на скорое исчезновение такого явления как невыполнение деловых обязательств.

Сегодня российское малое  предпринимательство вступает в  четвертый этап своего развития, и  будем надеяться, что в скором времени оно будет соответствовать самым высоким стандартам рыночного предпринимательства.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  Красникова, Е.В. Экономика переходного периода: учеб. пособие/Е.В. Красникова. - М.:Омега-Л, 2005-296с.
  2. Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А. Киселевой.-Киров: АСА, 2006-832с.
  3. История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой. – М. : ИНФРА-М, 2006-784с.
  4. Экономика современной России. - М.: Теис, 2002.
  5. Курс переходной экономики / Под ред. Абалкина А.И. - М., 1997
  6. Актуальные проблемы переходной экономики: Сб. науч. тр. / Юж.-Урал. гос. ун-т. — Челябинск, 1999.
  7. Формирование хозяйственного механизма в переходной экономике России: учеб. пособие. — Новосибирск, 1999.
  8. Голиков А.Н. Переходная экономика: реалии России и мировой опыт: Конспект лекций и антол. мировой экон. классики: учеб. пособие. - М., 2001.
  9. Государство в переходной экономике // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2002.

 


Информация о работе Теория переходной экономики России