Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:00, реферат
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ — социологическая концепция, объясняющая основные закономерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса. Представители этих теорий исследуют взаимообусловленность научно-технического и социального прогресса, предлагая оригинальную модель исторической периодизации, позволяющую рассматривать перспективы цивилизации как постиндустриальное общество, характеризующееся смещением центра хозяйственной активности от производства материальных благ к созданию услуг и информации, повышающейся ролью теоретического знания, возрастанием значения политического фактора в развитии общества и замещением взаимодействия человека с элементами природной среды интерперсональным общением.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ — социологическая концепция, объясняющая основные закономерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса. Представители этих теорий исследуют взаимообусловленность научно-технического и социального прогресса, предлагая оригинальную модель исторической периодизации, позволяющую рассматривать перспективы цивилизации как постиндустриальное общество, характеризующееся смещением центра хозяйственной активности от производства материальных благ к созданию услуг и информации, повышающейся ролью теоретического знания, возрастанием значения политического фактора в развитии общества и замещением взаимодействия человека с элементами природной среды интерперсональным общением. На протяжении последних десятилетий эта теория является уни•версальным методологическим основанием большинства исследований, ведущихся в рамках либерального направления западной социологической науки.
Первый вариант теории постиндустриального общества сформировался как результат развития основного течения европейского позитивизма. Периодизация истории на основе развития технологического базиса общества и повышающейся роли теоретического знания во вполне явной форме составляет ядро работы Ж. А. де Кондорсэ “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” (1794) и большинства просветителей и материалистов во всех европейских странах.
Явно предпосылки этой теории формируются в 1-й пол. 19 в., когда ряд французских исследователей, в первую очередь А. де Сен-Симон и О. Конт, ввели понятие “промышленного класса” (les industriels), который рассматривался ими в качестве доминирующей силы в обществе будущего. Такой подход позволял определить формирующееся буржуазное общество в качестве эпохи “индустриализма” и противопоставить его всей предшествующей истории. В работах Дж. Ст. Милля впервые индустриальное общество стало рассматриваться как комплексный социальный организм со своими противоречиями и внутренними движущими силами.
Кон. 19и 1-я пол* 20 в, можно считать периодом завершения формирования предпосылок теории постиндустриального общества. С одной стороны, .экономисты и социологи, принадлежавшие к т. н. “исторической” школе в политической экономии, и прежде всего Ф. Лист, К. Бюхер, В. Зомбарт и Б. Гильдебранд, предложили целый ряд принципов периодизации истории на основе анализа технологического прогресса. При этом они выделили в развитии общества такие периоды (напр., эпохи домашнего, городского и народного хозяйства {К. Бюхер], натурального,'денежного и кредитного хозяйства [Б. Гильдебранд], индивидуального, переходного и социального хозяйства [В. Зомбарт]), которые могли использоваться как универсальные инструменты социологической теории. С другой стороны, работы Т. Веблена положили начало институциональному подходу в экономической теории,
а развитие предложенных им подходов в трудах К. Кларка и Ж. Фурастье в полной мере подготовило появление теории постиндустриального общества.
Марксизм содержал в себе ряд элементов, которые были использованы в рамках теории постиндустриального общества. Даже Д. Белл без всякого преувеличения или иронии говорил о самом себе и о некоторых своих коллегах как о “постмарксистах” (см.: MID. The Coming of Post-Industrial Society N.Y,1976,p.55).
Термин “постиндустриальное
Книга “Грядущее постиндустриальное
общество” посвящена
“Постиндустриальное общество, —
пишет Белл, — есть такое общество,
в экономике которого приоритет
перешел от преимущественного производства
товаров к производству услуг, проведению
исследований, организации системы
образования и повышению
Исследователи не могли пройти мимо
вопроса о том, каким образом
и кем будут приниматься
Предложенная периодизация исторического развития не представляет собой некоей жесткой схемы, претендующей на вычленение резко отличающихся друг от друга этапов. Еще Р. Арон отмечал, что “легко дать абстрактное определение каждой формы социума, но трудно обнаружить его конкретные пределы и выяснить, является ли то или иное общество, напр., архаическим или индустриальным” (AmnR. The Industrial Society. Three Lectures on Ideology and Development. N. Y.—Wash., 1967, p. 97). Поэтому отмечается, что “постиндустриальные тенденции не замещают предшествующие общественные формы как “стадии” социальной эволюции. Они часто сосуществуют, углубляя комплексность общества v-природу социальной структуры” (BellD, The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economie Consequences, Dissent, fol. XXXVI, N 2, Spring 1989, p. 167). Сравнивая доиндустриадьное, индустриальное и постиндустриальное состояния как преимущественно естественную, технологическую и социальную формы человеческих сообществ, сторонники теории постиндустриального общества апеллируют к системам межличностных взаимоотношений (в доиндустриалъных обществах к непосредственной имитации действий других людей, в индустриальном — к усвоению знаний, в постиндустриальном — к комплексности интерперсональных взаимодействий).
Хронологические рамки нового общества
остаются не определенными. Так, иногда
своеобразной критической точкой считается
сер. 50-х гг., когда в США количество
работников сферы услуг превысило
число занятых в материальном
производстве. Чаще всего подчеркивается,
что реальные изменения, позволяющие
говорить о современных развитых
обществах как о
Будучи сторонниками рассмотрения
знания в качестве основного ресурса,
обеспечивающего социальный прогресс,
Д. Белл И его последователи не
являются приверженцами идеи свободного
рыночного хозяйства. Они отмечают,
что формирующееся общество ставит
во главу угла интересы человека как
целостного субъекта, нередко подчиняя
таковым требования непосредственной
экономической
БЕЛЛ
(Bell) Даниэл (р. 1919) — амер. социальный
философ, социолог и футуролог. Окончил
колледж в Нью-Йорке, изучал социологию
в Колумбийском ун-те. Один из авторов
концепции деидеологизации, т.е. истощения
идеологических систем. В кн. «Конец идеологии»
(1960) рассматривал идею затухания социальных
конфликтов. Впоследствии частично отказался
от своих позиций и стал одним из инициаторов
«реидеологизаторской волны». В работах
«К 2000 году» (1968) и «Грядущее постиндустриальное
общество» (1973) показал, что стремительное
развитие научно-технической революции
устранит социальные революции. Поэтому
«индустриальное общество», которое всемерно
развивало технику, перейдет в новую фазу
социального развития — «постиндустриальное
общество». Оно получит огромный импульс
от развития науки и научных знаний. Б.
описывает следующие черты постиндустриального
общества: переход от производства товаров
к экономике обслуживания; появление в
общественной иерархии социальной группы
профессионалов-технократов; повсеместное
распространение «интеллектуальной технологии»
(информатики, теории игр и моделирования,
компьютеризации); возможности саморазвивающегося
технологического роста на базе теоретических
знаний.
Б. считает, что общество представляет
собой относительно целостный феномен,
но состоит из трех независимых друг от
друга сфер: социальной структуры, которая
создается на технико-экономической основе;
политической системы и культуры. Эти
сферы управляются разными «осевыми принципами»:
экономика — эффективностью, политическая
система — принципом равенства, культура
— принципом самореализации личности.
В работе «Противоречия капитализма в
сфере культуры» (1976) выступает как культурфилософ,
анализирует символическую природу культуры
и модернизм. Обратил внимание на феномен
религиозного возрождения.
(Bell) Данпел (10.5.1919, Нью-Йорк), амер. социолог, специалист в области
истории обществ. мысли, политич. течений
и социального прогнозирования. В кон. 30-х и в 40-егг. Б. принимал активное участие
в леворадикальном движении, увлекался
марксизмом и социализмом в их распространённой
тогда в США оппортунистич. интерпретации,
был сотрудником и одним из издателей журн. «New Leader» (1939—44), а затем «Fortune» (1948—58). В нач. 50-х гг. перешёл на позиции либерального
реформизма. Вместе с Ароном, Э. Шилсом,
С. М. Липсетом и др. выступил поборником концепции
деидеологизации. Название кн. Б. «Конец идеологии» («The end of ideology», 1960), противопоставлявшей науку
идеологии и проповедовавшей «истощение
левых идей и политич. течений» в 20 в., стало на-рицат. обозначением
для этой конформистской тенденции в зап. социологии и выражением самооправдания
сотрудничества интеллигенции, особенно
в США, с гос.монополистич. капитализмом.
Впоследствии под влиянием движения «новых
левых» Б. вынужден был признать, что его
предсказания «конца идеологии» не оправдались.
Благодаря разработанной им концепции
«постиндустриального общества» Б. стал
ведущим представителем социального прогнозирования
на Западе и приобрёл значит. влияние в
интеллектуальной жизни и обществ. мнении
США. Согласно этой концепции, изложенной
им в кн. «Грядущее постиндустриальное
общество» («The coming of post-industrial society. A venture
in social forecasting», 1973) и «Культурные противоречия
капитализма» («The cultural contradictions of capitalism», 1976), научно-технич. революция якобы
делает излишней социальную революцию.
Изображая будущее человечества с позиций
умеренного технологич. детерминизма,
Б. противопоставляет реформированный
и идеализированный гос.-монополистич.
капитализм реальному социализму и теории
науч; коммунизма, а также обосновывает
претензии бурж. интеллектуальн