Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:00, реферат
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ — социологическая концепция, объясняющая основные закономерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса. Представители этих теорий исследуют взаимообусловленность научно-технического и социального прогресса, предлагая оригинальную модель исторической периодизации, позволяющую рассматривать перспективы цивилизации как постиндустриальное общество, характеризующееся смещением центра хозяйственной активности от производства материальных благ к созданию услуг и информации, повышающейся ролью теоретического знания, возрастанием значения политического фактора в развитии общества и замещением взаимодействия человека с элементами природной среды интерперсональным общением.
Дэниел (род. 10 мая 1919, Нью-Йорк) – амер. социолог и один из создателей теории «постиндустриального общества», футуролог и ведущий представитель социального прогнозирования. В работах «Встречая 2000 год» (»Towards the year 2000», 1968) и «Грядущее постиндустриальное общество» («The coming of post-industrial society», 1973) выразил мнение, что бурное развитие техники и науки сделает излишними социальные революции, а «индустриальное общество» (см. Арон), базирующееся на использовании машин для производства товаров, вступит в новый этап социальной жизни – «постиндустриальное общество», которое будет основано на развитии науки, научных знаний. Эти новые общественные отношения и структуры должны будут растворить в себе противоположные социальные системы. Отличительными признаками «постиндустриального общества», по Беллу, становятся: переход от производства товаров к экономике обслуживания; занятие господствующего положения в управлении обществом социальной группой профессионалов-технократов и «больших ученых»; повсеместное распространение «интеллектуальной технологии» (информатики, теории игр и моделирования, компьютеризации) и возможностей саморазвивающегося технологического роста при широком развитии теоретических знаний.
БЕЛЛ (Bell) Даниел (род. 10 мая 1919, Нью-Йорк)—американский политолог, социолог, экономист. Родился в еврейской семье, эмигрировавшей в США из польского города Белосток. После окончания Городского колледжа Нью-Йорка в 1938 поступил в аспирантуру Колумбийского университета. В 40—50-е гг. Белл занимался в основном политической и экономической журналистикой. В 1964 совместно с И. Кристолом основал журнал “The Public Interest”, посвященный главным образом научным исследованиям и дискуссиям по проблемам внутренней политики. Преподавал с 1945 сначала в Чикагском, затем в Колумбийском университетах, где получил степень доктора и звание профессора, с 1969 в Гарвардском университете. В 1964—66 Белл был членом Президентской комиссии по технике, автоматизации и экономическому прогрессу; в 80-е гг.—член Президентской комиссии по внутренним делам, где возглавлял Комитет по энергии и ресурсам.
Белл—автор и редактор 16 книг и более 1000 научных статей по социологии, экономике, футурологии и текущим политическим проблемам. Среди его основных работ следует отметить “Конец идеологии” (The End of Ideology. N.Y., 1960), “Грядущее постиндустриальное общество” (The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1973) и “Культурные противоречия капитализма” (The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976).
Белл известен прежде всего как автор
теории постиндустриального общества.
В истории человечества Белл выделил три
основные эпохи: аграрную, индустриальную
и постиндустриальную. Каждая из них характеризуется
такими параметрами, как основной производственный
ресурс (соответственно сырье, энергия или информация)
Становление научного знания как основной производительной силы общества создает целый ряд новых социальных проблем. С одной стороны, возникает новый класс “профессионалов”, способных к производству нового знания и претендующих на управление обществом. С другой стороны, в силу того, что информационные блага не могут быть оценены в традиционных экономических категориях и их распределение в значительной мере переходит из экономической плоскости в социальную, от политических институтов требуется поиск согласия между отдельными гражданами и множеством сообществ, составляющих постиндустриальное общество.
В 80—90-е гг. основной областью исследований
Белла стало изучение проблем
технологического прогресса, и в
первую очередь вопросов совершенствования
информационных, экологических и
ресурсосберегающих технологий, а также
обнаружения новых
Содержание
История становления
Либеральные концепции постиндустриального развития
Постиндустриальное общество: аналитический обзор концепций
Радикальная концепция постиндустриального развития
Ориентиры постиндустриального развития
Информационная цивилизация
Постиндустриальная концепция общественного развития Р. Коэна
Список используемой литературы
История
становления
Идеи постиндустриализма
формировались параллельно с концепцией
индустриального общества; по мере ее
развития вопрос о том, какой социальный
порядок придет на смену индустриальному
строю, становится все более актуальным.
И если в XIX веке, когда усилиями позитивистов
- от Ж. - А. де Кондорсе и А. де Сен-Симона
до О. Конта и Дж. Ст. Милля - подход к современному
их обществу "промышленников" стал
общепринятым, большинство социологов
еще не задавалось вопросом о его перспективах,
но в XX столетии проблема определения
будущего строя стала весьма актуальной.
Однако все предлагавшиеся на рубеже веков
подходы к периодизации истории лишь констатировали
возрастающую комплексность общества,
но и не давали возможность проследить
потенциальные изменения в его структуре.
Так, историки и экономисты предпринимали
выделение пастушеской, земледельческой,
земельно-мануфактурной и земельно-мануфактурной-
Превращение развивающегося
товарного производства в зрелое
рыночное хозяйство, продолжавшееся в
течение столетий, устранило все
неэкономические черты
Экономическая эпоха как
таковая началась с разделения труда
и появления товарного
Термин “постиндустриадизм” был впервые введен в научный оборот А. Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. Впоследствии, с 1916 или 1917 года, он достаточно широко использовался А. Пенти, теоретиком английского либерального социализма, который даже выносил его в заглавия своих книг, обозначая таким образом идеальное общество, где принципы автономного и даже полукустарного производства оказываются возрождены ради преодоления присущих индустриальной системе конфликтов.
Из наиболее известных определений подобного типа можно назвать “постбуржуазное общество”, “посткапиталистический строй”, “постпредпринимательское” или “пострыночное" общество и более общие понятия, строившиеся вокруг признания за современным социальным состоянием посттрадиционного, постцивилизационного иди даже постисторического характера. Некоторые из этих терминов широко используются и сегодня, а основанные на них концепции имеют широкое научное признание; между тем только два понятия из этого ряда, отмеченные наибольшей степенью абстрактности, - “постистория” и “постмодернити” - стали стержневыми для действительно серьезных концептуальных парадигм.
В этой связи следует отметить,
что понятие
Теория постиндустриального
общества сформировалась в результате
всестороннего анализа
Подавляющее большинство
исследователей называли в качестве
его главных признаков
Понимание того, что современное общество может и должно рассматриваться именно как постиндустриальное, укрепляется по мере анализа логики развития цивилизации, какой она представлена в рамках постиндустриальной теории. Согласно ее сторонникам, в истории достаточно строго прослеживаются три большие эпохи, образующие триаду "до-индустриальное - индустриальное постиндустриальное общество". Такая периодизация социального прогресса основана на нескольких критериях, а постиндустриальное общество противопоставляется индустриальному и доиндустриальному по трем важнейшим параметрам:
основному производственному ресурсу (в постиндустриальном обществе им является информация, в индустриальном - энергия, в доиндустриальном первичные условия производства, сырье);
типу производственной деятельности
(он рассматривается в
характеру базовых технологий (определяющихся в постиндустриальном обществе как наукоемкие, в эпоху индустриализма - как капиталоемкие и в доиндустриальный период - как трудоемкие).
Именно эта схема позволяет сформулировать известное положение о трех обществах, согласно которому доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека с природой, индустриальное - на взаимодействии с преобразованной им природой, а постиндустриальное общество - на взаимодействии между людьми.
Отмечая, что в пределах указанных трех эпох складываются и функционируют преимущественно естественные, технологические и социальные по форме сообщества людей, постиндустриалисты обращают внимание и на характер личностных взаимоотношений, типичных для каждого из этих периодов. Так, в доиндустриальных обществах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, в индустриальном - усвоение знаний и возможностей прошлых поколений, в постиндустриальном же обществе интерперсональные взаимодействия становятся подлинно комплексными, что и определяет новые свойства всех элементов социальной структуры.
О совершенстве постиндустриальной теории свидетельствует и то, что ее сторонники не дают четкого определения отдельных типов общества и не указывают их хронологических границ. Более того, они последовательно подчеркивают эволюционность перехода от одного типа социума к другому и преемственность всех трех этапов социальной эволюции. Новый тип общества не замещает предшествующие формы, а главным образом сосуществует с ними, усугубляя комплексность общества, усложняя социальную структуру и внося новые элементы в саму ее природу. Поэтому переходы от одного общественного состояния к другому не могут носить революционного характера и иметь четкой хронологии.