Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:26, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения.
Из цели следует задача: объяснить сущность теории потребительского поведения.

Содержание работы

1.Введение.
2.Основная часть.
а-Полезность блага.
б-Кривая безразличия.
в-Бюдж6етное ограничение.
г-Кривая «доход-потребление» и кривая «цена - потребление».
д-Эффект дохода и замещения.
е-Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Теория потребительского поведения.rtf

— 2.36 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт технологии и бизнеса

г. Находка

 

 

 

 

Реферат

(письменное домашнее задание)

По дисциплине «Микроэкономика»

 

 

Теория потребительского поведения

 

 

                                       Выполнил:

                                       студент 1 курса 

                                       Серебряков Святослав Александрович

 

 

 

 

 

Находка,2012

 

 

 

 

 

Теория потребительского поведения.

1.Введение.

2.Основная часть.

а-Полезность блага.

б-Кривая безразличия.

в-Бюдж6етное ограничение.

г-Кривая «доход-потребление» и кривая «цена - потребление».

д-Эффект дохода и замещения.

е-Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.

3.Заключение.

4.Список используемой литературы.

Введение

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, насколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.

Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.

В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы. Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения.  Из цели следует задача: объяснить сущность теории потребительского поведения.

Реферат состоит из введения, основной  главы, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

Основная часть.

Полезность блага.

Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Понятие полезность было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748-1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на теории полезности и теории стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса (убывающая кривая спроса), т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот. Полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого. Экономисты установили, что полезность обладает свойством порядковой измеримости,  с помощью которого можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, хотя саму степень удовлетворения точно определить нельзя. Для удобства оценки степени удовлетворения полезности введена условная единица измерения, которую назвали «ютиль»,Она позволяет установить зависимость между количеством потребляемых единиц блага и добавочной полезностью , извлекаемой из каждой последующей потребляемой единицы. Это определяет ценность продукта в глазах покупателя, а значит максимальную цену, по которой он готов его купить. Различают две формы полезности: совокупную и предельную. Совокупная полезность представляет собой общую полезность, получаемую в результате всех единиц блага. Американский экономист У. Джевонс  (1835-1882) писал: «Когда получено определенное количество предмета, дальнейшее количество нам безразлично или даже может вызвать отвращение. Каждое последующее приложение будет обыкновенно вызывать чувства менее интенсивные, чем предыдущие. Полезность последней доли предмета обычно уменьшается в некоторой пропорции или как некоторая функция от всего полученного количества». Итак, функция полезности - это функция , показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:U =f (Qi),

где U-полезность блага;

      Qi- последовательные количества блага.

Таким образом, предельная полезность обратна пропорциональна объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается. Из этого объяснения можно сделать вывод, что ценность товара определяется субъективными представлениями о предельной полезности последней единицы товара , имеющейся в Вашем распоряжении .Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок лишь при снижении цены. Предельная полезность товаров при их изобилии равна нулю. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определенных товаров и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей , которые могут быть удовлетворены с помощью ограниченного запаса благ.

Кривая безразличия.

   

 

 

 

Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров, что потребителю безразлично какую ему выбрать. Или другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающий одинаковый уровень общей полезности от потребления двух благ (рис. 3.3.1).

Рисунок 3.3.1. Кривая безразличия

На представленной кривой безразличия выделены 4 равно полезные ситуации двух благ в точках A; B; C; Д.

Комбинации благ, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться соответственно выше или ниже данной кривой безразличия.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образуют карту безразличия ( рис. 3.3.2). 

 

 

  

 

 

 

Рисунок 3.3.2. Кривые безразличия

Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую полезность она обеспечивает потребителю.

Оценить свои возможности потребителю помогает бюджетная линия.  

Любая точка ниже линии означает возможный для  потребителя   набор  благ при заданных ограничениях, но при условии,  что  часть  дохода  сохраняется, например, точка С. Любая точка выше бюджетной  линии  означает,  что  данный набор благ не доступен  потребителя , так как  выходит  за  границы  бюджетной линии, например точка  D.  Если  доход  увеличивается,  то  бюджетная  линия сдвигается параллельно  вправо,  и  наоборот.  Если  при  неизменном  доходе меняется соотношение цен, то меняется наклон линии бюджетного ограничения.      

Совмещение линии бюджетного ограничения  и  карты  кривых  безразличия позволяют определить  равновесное   положение    потребителя .  Точка  Е  -  точка равновесия. Она  обозначает  наибольший  по  полезности  набор  товаров  при полном израсходовании бюджета.  Если  доход   потребителя   растет,  то  точки равновесия смещаются вместе с бюджетной линией. 

 

 

Бюджетное ограничение.

Кривые безразличия отражают предпочтения потребителя, то есть его потребности. Помимо этого при анализе потребительского выбора следует принимать во внимание его возможности, т.е. бюджетное ограничение. 
Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии - отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg ) определяется обратным отношением цен товаров (PF/PC).

Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо-вверх при росте дохода I и влево-вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии. 

PF*F - затраты на питание;

PC*C - затраты на одежду.

Максимальные комбинации продуктов, которые потребитель может купить, лежит на прямой:

PF*F + PC*C = I

Каким количеством одежды надо пожертвовать, чтобы получить какое-то количество продуктов питания?

Для ответа на этот вопрос решим уравнение относительно С: , где - начальная точка ординат, - угловой коэффициент (tg ).

Выбор между покупкой продукта и расходами на все другие блага характеризуется формулой расширенного бюджетного ограничения:

I = PXQX + å PYi*QYi , где I - располагаемый доход;

PXQX - расходы на товар Х

å PYi*QYi - сумма расходов на все остальные товары.

 

Кривая «доход - потребление»

и кривая «цена - потребление».

Для исследования реакции потребителя на изменение рыночной ситуации применяются графики “доход - потребление” и “цена - потребление”.

А). Пусть доход потребителя I изменяется, а цены товаров РХ и РУ остаются неизменными. В этом случае бюджетная линия перемещается по карте безразличия вправо-вверх или влево-вниз параллельно самой себе. Для каждого положения бюджетной линии можно определить точку оптимального выбора потребителя. Соединив эти точки плавной кривой, получим линию “доход - потребление” (рис. 9.8).

Рис. 9.8. Линия “доход - потребление” (I1, I2, I3 - увеличение дохода)

Линия “доход - потребление” показывает, как меняются объемы потребления товаров Х и У при изменении дохода I. Эта линия может иметь различные конфигурации. Если при росте дохода покупки обоих товаров возрастают пропорционально, линия “доход-потребление” будет иметь вид луча, выходящего из начала координат. Если же при увеличении дохода потребитель начинает оказывать предпочтение одному из товаров, линия “доход - потребление” приобретает изгиб в сторону соответствующей координатной оси.

Б/. Пусть доход потребителя I и цена одного из товаров (например, РУ) остаются постоянными, а цена другого товара (РХ) меняется. В этом случае бюджетная линия будет “поворачиваться” по карте кривых безразличия вокруг фиксированной точки на оси ОУ. Для каждого положения бюджетной линии можно определить точку оптимального выбора потребителя. Соединив эти точки плавной кривой, получим линию “цена - потребление” (рис.9.9, а).

Линия “цена - потребление” показывает, как меняются объемы потребления товаров Х и У при изменении цены на один из товаров. В примере на рис. 9.9 линия “цена - потребление” отражает связь между ценой товара Х (РХ) и объемом его потребления (X). Следовательно, на основе линии “цена - потребление” можно построить кривую спроса на товар Х (рис. 9.9, б).

 

 

Эффект дохода и замещения.

Эффект замещения -- изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода -- воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Информация о работе Теория потребительского поведения