Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:26, реферат
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения.
Из цели следует задача: объяснить сущность теории потребительского поведения.
1.Введение.
2.Основная часть.
а-Полезность блага.
б-Кривая безразличия.
в-Бюдж6етное ограничение.
г-Кривая «доход-потребление» и кривая «цена - потребление».
д-Эффект дохода и замещения.
е-Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.
Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода -- к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.
Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.
Товар Гиффена -- товар, спрос на который, при прочих равных условиях, изменяется в том же направлении, что и его цена, поскольку эффект дохода является сильнее эффекта замещения.
Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.
Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемыми (комплементарными) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение.
Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним) и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин).
Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы.
Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).
Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.
График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией.
Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности EDxy = - ?. это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к полному исчезновению спроса на благо Х.
Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия. Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.
Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
Заключение
Потребительское поведение как объект экономической теории представляет собой сложную экономическую категорию, по сути, отражающую целую совокупность экономических отношений, процессов и явлений.
Поведение потребителя складывается из нескольких фаз:
фаза "преддействия" - формирование настроений, оценок, предшествующее конкретным потребительским решениям и действиям;
фаза потребительского действия по обретению благ - покупка рыночных благ или обретение их каким-либо другим способом;
фаза получения потребительского удовлетворения (эффекта), включающая процесс производства базовых потребительских благ (подготовка рыночных благ к потреблению и их потребление).
Список используемой литературы:
1.Шуванов В.И., Красюк И.Н., Исследование потребительского и покупательского поведения. Под ред. Н.П. Ващекина, М., 2004. - 319 с.
2..Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - издательство «Норма» 2005г. 576 стр.
3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: том 1. - СПб.: Экономическая школа, 1996.
4.Микроэкономика, Юнита № 2,СГУ, Москва 2000,99 стр.