Теория потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:45, лекция

Описание работы

Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности. Бюджетная линия и ее анализ. Кривые безразличия. Предельная норма замещения (MPS). Оптимальный выбор потребителя. Построение кривой спроса (d) по точкам оптимального выбора.

Файлы: 1 файл

lektsia_3_Teoria_potrebitelskogo_povedenia.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Теория потребительского поведения

содержание

1. закон убывающей предельной  полезности.

2. потребительский  выбор. Правило максимизации полезности.

3. бюджетная  линия и ее анализ.

4. кривые  безразличия.

5. предельная  норма замещения (MPS).

6. оптимальный  выбор потребителя.

7. построение  кривой спроса (d) по точкам оптимального выбора.

 

 

1.Закон убывающей предельной  полезности

Полезность-utility(u). Это способность товара удовлетворять субъетивную потребность человека. Предельная полезность (marginal utility(m u)) это прирост общей полезности товара при увеличении его потребления на единицу (это добавочная полезность). Экономисты выдвинули идею по которой в течении короткого промежутка времени когда вкусы потребителей не меняются, предельная полезность каждой последующей единицы товара снижается ,и эту закономерность назвали законом убывающей предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности используется для объяснения характера кривой спроса (поскольку предельная полезность каждой последующей единицы товара снижается, потребитель купит еще одну штуку лишь при условии что цена снижается).

2.Потребительский выбор. Правило максимизации полезности.

Введем  следующие допущения:

1) средний  потребитель- вполне разумный  человек и поэтому хочет приобрести  за свои деньги максимум возможного.

2) у него  уже сформировалась своя система  предпочтений.

3) каждый  потребитель испытывает сдерживающее  влияние своего бюджета

4) учитывая, что бюджет человека ограничен,  а товары, которые ему нужны  имеют определенные цены, он сможет купить лишь ограниченный набор товаров.

Правило, которым  он пользуется называется правило максимизации полезности.

MUa/Pa=MUb/Рb (1)

Для максимального удовлетворения потребности, денежный доход потребителя  должен быть распределен так, чтобы  последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продукции приносил бы одинаковую предельную(добавочную) полезность. Если правило 1 не выполняется, то потребитель направляет свой доход, на покупку того товара, взвешенная предельная полезность(отношение MUa/Pa ) больше. Выполнение правила (1). Приводит к тому, что достигается максимальная общая полезность.

3. Бюджетная линия  и ее анализ

На выбор потребителя влияет бюджет имеющийся в его распоряжении. Рассмотрим пример: пусть доход потребителя  в течении недели составляет (Income) I=д.е. покупает два товара: один товар Pa= 1,5д.е., второго товара Рв=1д.е. Сбережений у потребителя не было.

Количество товара А, шт

Количество товара В, шт

Суммарный расход(бюджет потребителя), д.е.

8

0

12

6

3

12

4

6

12

2

9

12

0

12

12


Построим данные этой таблицы в  виде графика 

 

Бюджетная линия представляет собою  совокупность комбинаций товара А и  В, расходы на покупку которой  точно соответсвует бюджету потребителя 

Ра*А+Рв*В=I

1,5*А+1В=12

Ф=I/Ра-Рв/Ра*В                   (3)

Коэффициент при В (Рв/Ра)это угловой  коэффициент бюджетной линии

Tga=8/12=2/3

Pв/Ра=2/3.

Анализ:

1) увеличение бюджета потребителя  приводит к смещению бюджетной  линии вправо.

2) если обе цены в равной  мере выросли, это приводит к смещению бюджетной линии влево

3) пусть цена товара В выроста  вдвое, а цена товара А осталась  неизменной, то бюджетная линия  повернется вокруг точки пересечения  с вертикальной осью по часовой  стрелке, а если снизится, то  против часовой стрелки.

 Если рост цен и индексация доходов потребителя происходит одновременно, то положение бюджетной линии не меняется. А если цены растут, а бюджет не индексируется, то это загоняет его в угол.

Рассмотренные обстоятельсва это  объективные ограничения. Существуют так же и субъективные предпочтения потребителя.

4. Кривые безразличия

Кривая безразличия это совокупность потребительский наборов, которые  обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, потребителю  безразлично, который из наборов  выбрать.

(далее лекция 3 рисунок1)

А,В,С нужна дополнительная информация, одинаковую полезность дают наборы. Если она проходит через точки А,В,С  то потребителю безразлично который  из наборов выбрать

 

Чем правее и выше лежит кривая безразличия , тем большую полезность приносят потребителю расположенные на ней наборы приносят одинаковую пользу.

Если описать предпочтения потребителя  по всем наборам, то нужно изобразить семейство кривых безразличия, т.е. карту безразличия.

Наклон кривой безразличия измеряет

5. предельная норма замещения

Далее лекция 3 рис 2

Marginal rate substation - MRS(предельная норма замещения) показывает в какой мере потребитель готов заменить товар Х на товар У.

MRS=-dx/dy(4)

Ли Якока (я менеджер). (Далее  лекция 3 рис 3)

Если карты безразличия выглядят как в рис 3, то в первой группе больше ценят тех параметры, а во второй красоту форм автомобиля.

6. оптимальный выбор  потребителя 

Он должен удовлетворять двум условиям

1) лежать на бюджетной линии

2) быть наиболее предпочтительным  выбором потребителя.

Далее рис 4

Точки х и у не являются наиболее предпочтительным выбором, самый предпочтительный это точка Z. Но этот набор не реализуем. И только в точке А желания потребителя (кривая безразличия) и его возможности совпали.

Как известно, у касающихся кривых угловые коэффициенты равны.

Угл.коэф. бюджетной линии= угл. Коэф. Кривой безразличия.

Рв/Ра=МRS (5)

Условие 5 –  условие оптимального выбора потребителя. Иногда говорят- это условие равновесного состояния потребителя.

7. построение кривой  спроса (d) по точкам оптимального выбора.

 

Рисунок 5 построить  в координатах цена товара В количество товара В кривую спроса.

Предположим, что кривая безразличия касается в т.Х с координатам (6;4). Это дает возможность получить первую точку на будущей кривой спроса на товар В.

1) если цена  товара В: Рв2=1,5. Из за роста  цены товара В, покупательная  способность потребителя и достигаемая  им полезность снизится. Это значит, что кривая безразличия сместится  влево. Предположим, что точка  касания нового положения кривой безразличия с новой бюджетной линией имеет координаты (3;5). Это позволяет получить вторую точку на цене спроса.

2)  из  за снижения цены товара В,  покупательная способность потребителя  и  достигаемая полезность  выросла, кривая безразличия сместилась  вправо. Предположим, что новая точка касания кривой безразличия с новым положением бюджетной линии имеет корд (9;5)

Вывод: кривая спроса представляет собой проекцию на плоскость P Q (цена объем) точек оптимального выбора потребителя.

 

Теория  потребительского поведения практическое занятие

Далее тетрадь.

№1. известно, что бюджет потребителя 8 д.е. цены товаров А=1д.е, товара В=0,5д.е.. какая из приведенных комбинаций находится на бюджетной линии? И как выглядит уравнение бюджетной линии? Построить график

А

8

7

6

5

4

В

1

1

6

6

4


Решение в тетради.

№2. Предельная полезность товара А  для потребителя составляет величину MUa=100 ед., цена товара А 10 д.е. Pв= 5д.е. MUв=?  Для того чтобы достичь максимальной полезности?

100/10=х/5, х=50.

№3. В состоянии оптимального выбора потребитель покупает 2 кг помидоров по цене 3 д.е. за кг, и 4 кг груш, по цене 5 д.е. за кг. Чему равна предельная полезность замещения груш помидорами?

№4 доход потребителя составляет I=24 д.е., Рф=1,5д.е., Рв=1 д.е.. Кривая безразличия задана таблично:

А

16

12

8

4

В

6

8

12

24


Как выглядит бюджетная линия аналитически и графически?

Какую комбинацию купит потребитель ?

Выполняется ли условие оптимального выбора в интервалах заданной кривой безразличия?

 

 

Производство и  издержки

Содержание:

1. производственная функция.

2. краткосрочный и долговременные  периоды

3. закон убывающей отдачи.

4. издержки в краткосрочном периоде.

Самое короткое определение процесса производства: это преобразование ресурсов(вводимых факторов в производство) в готовую  продукцию. Описать этот процесс можно с помощью производственной функции, она представляет собой зависимость объема готовой продукции от вводимых факторов производства(вводимые ресурсы).

Q=f(вводимые факторы)

Q=f(труд(L- labor), капитал(K))

Пример:

Затраты К

Затраты L

1

2

3

4

5

1

20

40

55

65

75

2

40

60

75

85

90

3

55

75

90

100

105

4

65

85

100

110

115

5

75

90

105

115

120


В таблице приведены максимальные объемы готовой продукции при  различных сочетаниях факторов.

Анализ таблицы:

- чем больше используется труда, тем больше выпуск готовой продукции (при неизменном капитале)

-если L неизменно, то рост капитала так же вызывает рост выпуска готовой продукции.

Построим таблицы в координатах  капитал-труд. Смотрим где одинаковые производства

Чем большему объему продукции соотв. изокванта, тем выше и правее она  расположена. Изокванты напоминают кривые безразличия, но если для каждой изокванты известен точный выпуск продукции, то кривые безразличия, расположенные  выше и правее свидетельствовали лишь о большем или меньшем уровне удовлетворения потребителя. Набор изоквант- карта изоквант, она свидетельствует, что руководитель производства может гибко изменять свои решения  по поводу используемых факторов производства, с тем , чтобы добиваться определенного объема выпуска. Время, затрачиваемое на изменения количеств используемых ресурсов может быть различным,

 

 

2.Краткосрочный и долговременные 

Краткосрочный- период слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточный для изменения степени интенсивности их использования: К-постоянен, L- меняется. Фиксированные производственные мощности.

Долговременный- достаточен чтобы  изменить количество всех используемых ресурсов, включая и производственные мощности. L-var, К-var.

Если в легкой промышленности долговременный может занимать одни сутки (раскройные столы), то в нефтехимии это годы.

 

 

3. закон убывающей  отдачи

Предположим, что капитал не меняется, а количество работников растет. Для  того, чтобы определить сколько работников принимать следует, рассмотрим пример .

К, колво станков

L,чел

Q, шт

АР

MP

10

0

0

неопред

-

10

1

10

10

+10

10

2

30

15

+20

10

3

60

20

+30

10

4

80

20

+20

10

5

95

19

+15

10

6

108

18

+13

10

7

112

16

+4

10

8

112

14

0

10

9

108

12

-4

10

10

100

10

-8


Для анализа степени результативности использования труда используют показатель средняя производительность.

АР-average productivity- средняя производительность.

АР=Q/L – выработка на одного работника( средняя производительность) 

MP- marginal     productivity- предельная производительность.

MP=dQ/dL показывает эффективность от приема одного человека.

Построим графики (рис 6)

Выводы:

1)Крива Q(L) проходит 3 фазы: вначале быстрый рост, затем рост замедляется, и затем снижение объема производства

2) так как МР характеризует  угол наклона касательной кривой  Q, т.е.является производной, то и она проходит 3 фазы: пока Q растет увеличивающимся темпом, МР увеличивается; затем там, где Q растет но с убывающей скоростью(на втором этапе), MP- снижается, а там где Q(L) снижается, МР отрицательна

3) кривые предельной и средней  производительности тесно связаны.  Там где МР больше средней  АР, средняя растет, а там где  предельная произв меньше средней,  средняя уменьшается. Вывод: пересекаются  эти кривые в точке максимума средней производительности.

Информация о работе Теория потребительского поведения