Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 13:59, курсовая работа
Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя.
Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как осуществляет выбор рыночных благ.
Цель – внимательно рассмотреть поведение потребителя на рынке.
1. Введение.
2. История изучения потребительского поведения.
3. Простейшая модель поведения потребителей.
4. Количественная теория потребления.
5. Порядковая теория потребления.
6. Законы, объясняющие поведение потребителя.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.
.
Теория поведения потребителя
Москва
2010г.
Содержание:
Введение.
Тема моей курсовой работы «Теория поведения потребителя» была выбрана не случайно. В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является удовлетворение своих потребностей.
Потребности делятся на прямые и косвенные. Прямые потребности происходят из биологических нужд человека, косвенные потребности формируются под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек. Потребности человека не ограничены и практически неутолимы. Поскольку все потребности человека удовлетворить невозможно из-за ограниченности ресурсов. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:
Данные вопросы с экономической точки зрения решаются в рамках теории потребления.
Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя.
Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как осуществляет выбор рыночных благ.
В написании данной курсовой работы я ставлю перед собой цель – внимательно рассмотреть поведение потребителя на рынке.
История изучения потребительского поведения.
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М.Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях потребления.
Более конкретные исследования поведения потребителей появились позже. Логика возникновения этого направления примерно такова: экономическая наука породила маркетинг, одним из разделов которого является "Поведение потребителей". В дальнейшем из маркетинга выделилась самостоятельная дисциплина "Поведение потребителей».
Впервые курсы маркетинга стали читаться в американских университетах в 1902 г. Но лишь в конце 1920-х - начале 1930-х гг. преподаватели, которые читали эти курсы, стали считать себя более маркетологами, чем экономистами. В течение 1930-х гг. создание Американской маркетинговой ассоциации и создание периодического органа символизировали уже отделение маркетинга от экономической теории. Развитие "Поведения потребителя" как отдельной учебной дисциплины началось в США в 1950-е гг. в рамках кафедр маркетинга коммерческих колледжей и бизнесшкол. Исследования же потребительского поведения в Северной Америке и Европе начались раньше. Так, уже в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Пол Лазарсфелд и его коллеги в Вене проводили с помощью опросов потребителей изучение рынка ряда товаров повседневного спроса.
Для маркетинговых исследований потребительского поведения с самого начала было характерно фокусирование внимания на отдельном индивиде-потребителе. Как верно заметил один критик, маркетологи изучали потребителя как изучают рыбу рыбаки, а не ихтиологи. При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя "на крючок", предлагая товары или услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем то, что предлагают конкуренты. Таким образом, традиционные маркетинговые исследования потребительского поведения близки к концепции рационального экономического человека.
В 1950-е гг. в Америке вошли в моду так называемые "мотивационные исследования", строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа, идущей от З.Фрейда. Однако в дальнейшем интерес к ним спал.
В 1960-е гг. в исследованиях потребительского поведения появились новые веяния, пришедшие из психологии. В их основу было положено понимание потребителя как информационного процесса. Потребитель уподоблялся компьютеру, получающему и перерабатывающему информацию для подготовки решения относительно выбора товара или услуги. Это направление в изучении потребительского поведения сомкнулось с изучением процессов познания в психологии. Первые учебники по потребительскому поведению строились в основном в рамках такого понимания проблемы, хотя туда и вставлялись некоторые темы, касающиеся культуры, субкультуры, групп, классов, влияния семьи и личности.
Процесс институционализации (то есть превращения данного направления исследований в самостоятельную дисциплину) "Поведения потребителей" в Америке в основном завершился в первой половине 1970-х гг.: в 1969 г. возникла Ассоциация изучения потребителей, в 1974 г. было начато издание специального журнала - "Journal of Consumer Research". Правда, это направление научной и учебной работы по-прежнему осталось в рамках кафедр маркетинга, являясь в США ядром их научной работы: большинство диссертаций в этой области посвящены именно поведению потребителей.
Современные учебники по курсу "Consumer Behaviour" в основном написаны и изданы в США и несут на себе четкую печать всех вышеописанных традиций, отражающих в значительной степени характерную черту американской культуры - индивидуализм. Вторая их характерная черта - подход к поведению индивида на рынке товаров и услуг преимущественно с точки зрения психологической науки.
В то же время проблема потребления постепенно стала входить в круг интересов довольно широкого круга обществоведов - историков, антропологов, социологов, культурологов, социальных теоретиков. При этом в Западной Европе теоретический анализ поведения потребителей пошел совершенно иным путем, нежели в Америке.
Наиболее крупным современным теоретиком потребления является француз Пьер Бурдь . Главной его работой, посвященной этой проблеме, является "Отличия: социальная критика суждений о вкусе" (первое французское издание 1979 г.). Одним из крупнейших теоретиков потребления является также француз Бодрийяр, разработавший концепцию "общества потребления", написавший работу по политэкономии знака. Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И.Гоффмана. Большим авторитетом пользуются работы советского литературоведа и культуролога М.Бахтина, чьи идеи находят применение и для понимания поведения потребителей.
Произошли заметные подвижки и в США. В 1980-е гг. на кафедры маркетинга пришли работать антропологи, социологи и даже литературные критики, что естественно расширило взгляд на потребительское поведение. В результате критика традиционного подхода началась уже изнутри кафедр маркетинга. Возникшее направление в маркетинговых исследованиях получило название "нового". К 1990-м годам его право на существование было признано наряду с традиционной школой. Характерная черта нового направления - это фокус на культуру и социальные проблемы. Однако традиционный взгляд на потребительское поведение количественно доминирует. Через массовое издание учебников и журналов американская ситуация дублируется и во многих странах Западной Европы, не имеющих своих учебников по курсу потребительского поведения. Немаловажно и то, что для изучения потребления как составной части культурного процесса требуются специалисты с совершенно иным типом образования и научного опыта.
Простейшая модель поведения потребителей.
Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.
Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
Предпочтения покупателя являются
субъективными. Субъективными также являются
и оценки полезности каждого выбираемого
блага. Но выбор потребителя определяется
не только его предпочтениями, он ограничен
также ценой выбираемых продуктов и его
доходом. Так же как и в масштабах экономики,
ресурсы индивидуального потребителя
ограничены. Практическая неограниченность
потребностей потребителя и ограниченность
его ресурсов приводят к необходимости
выбора из различных комбинаций благ,
то есть к необходимости потребительского
выбора.
Одно из теоретических объяснений закона
спроса, а также потребительского выбора
связано с законом убывающей предельной
полезности. Это закон уже был нами сформулирован
в самом общем виде, немного позднее мы
вернемся к этой формулировке. Предварительно
же вспомним, что такое полезность блага
в экономической теории.
Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
В экономической теории предполагается,
что потребитель блага каким-то образом
определяет степень полезности от потребления
блага, а зная полезность разных благ,
он может сделать выбор из различных благ.
Этот выбор благ должен быть наилучшим
с его точки зрения, то есть приносить
ему наибольшую полезность, наибольшую
степень удовлетворения.
Потребляя разные количества одного и
того же блага, мы замечаем, что чем больше
благ потребляем, тем меньшее удовлетворение
мы получаем от потребления дополнительной
единицы данного блага. Первый съеденный
нами беляш в университетской столовой
приносит нам наибольшее удовлетворение,
второй беляш приносит меньшее удовлетворение,
третий еще меньше. Этим также руководствуется
потребитель, покупая различные количества
благ. В теории данная закономерность
получила название закона убывающей предельной
полезности.
Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.
Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.
Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
Изложенная выше модель поведения потребителя является простейшей моделью. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что, съев два беляша, мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; более того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в данном случае. Тем не менее, эта упрощенная модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.