Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:39, курсовая работа
Экономическая теория имеет дело с единым объектом и в этом смысле едина сама. Но свой объект она изучает в двух разных перспективах, что необходимо в силу его высокой сложности.
Микроэкономика изучает поведение индивидуальных участников экономической деятельности – потребителей и фирм, исследует механизм функционирования отдельных отраслей (совокупностей предприятий) и рынков.
Понятие "микроэкономика" трактуется неоднозначно. Одни экономисты считают, что микроэкономика имеет дело с отдельными фирмами, принятием решений, мотивами поведения предпринимателей. Другие авторы утверждают, что микроэкономика изучает не только проблемы отдельной фирмы, домохозяйства, но и отрасли, а также вопросы использования ресурсов, ценообразования на товары и услуги.
Введение
Фундаментальные проблемы экономики.
Экономические системы.
Рынок и его функции.
Спрос и закон спроса.
Предложение и закон предложения.
Рыночное равновесие.
Эластичность спроса.
Эластичность предложения.
Заключение.
Список литературы.
На ценовую эластичность товаров и услуг влияют следующие факторы:
Зададимся вопросом: в каком случае даже относительно небольшое повышение цены товара приведет к значительному сокращению объема спроса на него?
Видимо тогда, когда мы можем отказаться от его потребления без большого ущерба для удовлетворения своих потребностей.
Так, если цена костромского сыра повысится, то многие потребители перейдут к употреблению других сортов сыра.
Товары, у которых имеются заменители, относятся к товарам эластичного спроса. Если же, например, вырастает цена на электроэнергию, то ее потребление снижается незначительно, так как перейти к использованию других источников энергии крайне сложно.
Товары, не имеющие полноценных заменителей, являются товарами неэластичного спроса.
Различные товары и услуги играют разную по значимости роль в удовлетворении потребностей.
Без одних товаров мы обойтись не сможем. К ним относятся многие продовольственные товары, одежда, жилье, лекарства. Поэтому мы вынуждены смириться с повышением цен на них. Спрос на такие товары является неэластичным.
Другие блага являются предметами роскоши. Они удовлетворяют наши далеко не самые насущные потребности. К ним относятся меха, драгоценности, туристические услуги.
Спрос на них является эластичным.
Даже если цена на спички вырастет в несколько раз, вряд ли мы существенно снизим их потребление, так как расходы на них занимают незначительное место в нашем доходе. Подобные товары являются товарами неэластичного спроса.
Вместе с тем рост цен на мясные и молочные продукты приводит к значительному уменьшению объема спроса на них. Это - товары, расходы на покупку которых занимают у нас в стране значительное место в доходах потребителей. Они относятся к товарам эластичного спроса.
Так, если все потребители уже имеют бытовые холодильники, то небольшое снижение цены на них вряд ли приведет к значительному увеличению объема спроса.
А если снизятся цены на персональные компьютеры? Видимо, объем спроса на них увеличится существенно.
Следовательно, чем полнее насыщен рынок того или иного товара, тем менее эластичен спрос на него.
Молодой человек, который спешит сегодня на свидание, готов купить букет цветов, даже если цена на него значительно вырастет. Не случайно цены на цветы в день 8 Марта резко идут вверх.
Значит, чем более коротким периодом ограничивается спрос на то или иной товар, тем он менее эластичен.
Эластичность предложения.
Точно так же, как различают понятие « спрос» и «величина спроса», различаются понятия «предложение» и «величина предложения». При изменении цены данного товара изменяется, и объем его предложения. Когда изменяются неценовые факторы (изменение цен других товаров, а также цен ресурсов, используемых в производстве данного товара, характер технологии, количество продавцов, природные условия, налоги и дотации и т.д.), то изменяется предложение товара, возникает новая таблица предложения.
Обратимся еще раз к примеру с лыжами. Лыжная фабрика освоила новую, более эффективную технологию выпуска продукции, что позволило существенно снизить издержки. В связи с этим она получила возможность не только предлагать больше продукции при прежних ценах, но даже предложить лыжи по более низким ценам. Лыжная фабрика даже при относительно низком уровне цены готова предложить 300 пар лыж.
В таблице приведены данные о предложении лыж при выпуске их по старой и новой технологиям.
Изменение предложения лыж
Цена пары лыж, р. (Р) |
Объем предложения лыж | |
При старой технологии (Qs0) |
При новой технологии (Qs1) | |
100 |
0 |
300 |
200 |
300 |
600 |
300 |
400 |
800 |
400 |
500 |
1000 |
500 |
600 |
1200 |
На рисунке представлены две кривые предложения. Кривая S0 отражает предложение лыж при старой технологии, кривая S1-при новой.
Мы видим, что кривая предложения сдвинулась вправо. Это говорит о том, что предложение лыж увеличилось (вырос объем предложения при каждом значении цены).
Если, например, резко выросли бы ставки заработной платы рабочих лыжной фабрики, то это привело бы к увеличению издержек и уменьшению предложения, то есть сдвигу кривой предложения влево.
Итак, если изменяется объем
предложения, то точка двигается
по кривой предложения вверх (когда
увеличивается объем
Заключение.
А.Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.
Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийные механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.
В своей работе я постаралась наиболее полно раскрыть влияние тех или иных факторов на спрос и предложение при рыночной экономике, действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена – «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей).
Список литературы
Информация о работе Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие