Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория имеет дело с единым объектом и в этом смысле едина сама. Но свой объект она изучает в двух разных перспективах, что необходимо в силу его высокой сложности.
Микроэкономика изучает поведение индивидуальных участников экономической деятельности – потребителей и фирм, исследует механизм функционирования отдельных отраслей (совокупностей предприятий) и рынков.
Понятие "микроэкономика" трактуется неоднозначно. Одни экономисты считают, что микроэкономика имеет дело с отдельными фирмами, принятием решений, мотивами поведения предпринимателей. Другие авторы утверждают, что микроэкономика изучает не только проблемы отдельной фирмы, домохозяйства, но и отрасли, а также вопросы использования ресурсов, ценообразования на товары и услуги.

Содержание работы

Введение
Фундаментальные проблемы экономики.
Экономические системы.
Рынок и его функции.
Спрос и закон спроса.
Предложение и закон предложения.
Рыночное равновесие.
Эластичность спроса.
Эластичность предложения.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

В экономической литературе принято, что во всех случаях, когда  изображаются кривые спроса и предложения, на горизонтальной оси откладывается количество товара (Q), выраженное в физических единицах измерения, а на вертикальной оси – цена (Р) в рублях или других денежных единицах.

 

Кривая спроса на лыжи


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке изображена кривая спроса S на лыжи. Она показывает обратную зависимость между величиной спроса на лыжи Q и их ценой P. Потребители покупают больше лыж, когда цена на них снижается.

Кривая спроса показывает, на какое количество товара предъявляется  спрос при каждом значении цены в  течении определенного периода времени.

Кривая спроса имеет  отрицательный наклон. Такой наклон имеет место потому, что представленные на рисунке переменные находятся в обратной зависимости друг от друга: по мере снижения цены товара величина спроса на него увеличивается.

 

Закон спроса

 

Делая покупки, нельзя не заметить, что при снижении цен  объем спроса на товары возрастает, а при их повышении - падает. Чем это объяснить? Дело в том, что, когда цена на тот или иной товар снижается, на рынке появляются новые покупатели, которые не могли его покупать по прежней, высокой цене. Кроме того, обычно при снижении цены те покупатели, которые раньше предъявляли спрос на данный товар, приобретают его в большем объеме.

При прочих равных условиях цена товара находится в обратной зависимости от величины спроса на него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложение и  закон предложения.

 

Предложение  -  желание и способность продавцов реализовать товар на рынке.

Предложение измеряется количественно. На предложение влияет ряд факторов.

    1. Цена данного товара.
    2. Цены других товаров.
    3. цены ресурсов, используемых при выпуске данного товара.
    4. Изменения в технологии производства товаров и услуг.
    5. Количество продавцов данного товара.
    6. Погодные условия ( на рынке сельскохозяйственной продукции в урожайные годы значительно увеличивается количество товара).
    7. Налоги, которыми облагается продавцы некоторых товаров, или, наоборот, дотации, которые поступают из государственного бюджета. Необходимость выплачивать налоги заставляет сокращать продажу товаров, а получение дотаций стимулирует увеличение ее объема.

 

Величина (объем) предложения - максимальное количество единиц товара или услуги, которое продавец желает и способен предложить на рынке по данной цене.

 

Закон предложения

 

Величина предложения  находится в прямой зависимости от цены, чем выше цена, тем выше предложение и наоборот.

                                   

                                              Кривая предложения.

 

Рассматривая предложение, будем следовать той же логике, которую использовали при анализе  спроса. Рассмотрим сначала влияние цены товара на объем его предложения, принимая остальные факторы за неизменные.

 

Вернемся к примеру  с лыжами, но рассмотрим его с  точки зрения продавца этого товара. Количественная зависимость между ценой пары лыж и объемом предложения показана в таблице. На ее основании строим кривую предложения лыж.

 

 

 

Цена (руб.)

Объем предложения (пар лыж)

100

0

200

300

300

400

400

500

500

600



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара предлагается на рынке при каждом значении его цены за определенный период времени.

В отличии от кривой спроса кривая предложения имеет положительный  наклон. Это означает, что между  ценой товара и объемом его  предложения существует прямая зависимость, т.е. рост цены вызывает увеличение объема предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыночное равновесие.

 

Рыночное равновесие-равенство  спроса и предложения на рынке  определенного товара. Рыночное равновесие характеризует два показателя:

    • Равновесное количество-равенство величины спроса величине предложения.
    • Равновесная цена-цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

Спрос и предложение  всегда сосуществуют на рынке каждого  товара и услуги. Это два полюса рынка. Они совместно определяют уровень рыночных цен на товары и услуги. Цены, представленные кривой спроса, выражают интересы покупателей, кривой предложения-интересы продавцов.

Любая сделка между продавцом  и покупателем представляет двусторонний акт купли-продажи. Товар не может быть продан, если его не купят. Объем продаж всегда совпадает с объемом покупок. Но в одних случаях товар может оказаться нераспроданным, возникнет его избыток на рынке. В других случаях, наоборот, не все покупатели, готовые приобрести товар, могут это сделать. Так возникает дефицит.

В каком случае удастся  избежать избытка или дефицита товаров?  Только в том случае, если интересы продавцов и покупателей совпадут. Это найдет отражение в установлении равновесных цен.

Равновесной цене соответствует  равновесный объем рынка. В условиях равновесного рынка продавцы реализуют свои товары и услуги, а каждый покупатель, располагающий необходимой суммой денег, может свободно их купить. Рассмотрим, каким образом на рынке устанавливается равновесие цен.

 

Установление  равновесной цены на рынке лыж

 

 

Цена, руб

Объем спроса пар лыж

Объем предложения  пар лыж

Дефицит (-) или  избыток (+)

Направление движения цены

100

900

0

-900

200

600

300

-300

 

300

400

400

0

равновесие

400

300

500

+200

500

200

600

+400


 

На рисунке показана ситуация, сложившаяся на рынке лыж.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь будет уместным обратить внимание на то, что равновесная цена устанавливается автоматически. Если объем предложения превышает объем спроса и на рынке образуются излишки, то продавцы вынуждены снижать цену, иначе их товар не будет продан. Те из продавцов, которые не могут себе это позволить, покидают рынок. Если объем спроса превышает объем предложения, создается дефицит. Он проявляется в том, что не все покупатели, согласные платить за товар данную сумму, могут приобрести его. В этом случае цена на товар повышается, и те из покупателей, которые не в состоянии платить за него повышенную цену, покидают рынок данного товара. В конечном счете, на рынке устанавливается равновесная цена, устраивающая как продавцов, так и покупателей товара.

Рыночная ситуация постоянно подвержена изменениям. Совместно действует ряд факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение. Под воздействием рыночных сил происходит непрерывное изменение спроса и предложения. Как продавцам, так и покупателям приходится постоянно приспосабливаться друг к другу. В результате таких процессов изменяется положение рыночного равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

Эластичность  спроса.

 

Снижение цен на отдельные  товары и услуги не всегда приводит к увеличению объема спроса на них. В некоторых случаях он увеличится в меньшей степени, чем снизится цена; в других случаях в большей степени. Вследствие этого и сумма выручки от продажи товаров по-разному реагирует на изменение цен на них. Опытный продавец знает, что в ряде случаев, чтобы увеличить объем выручки, следует снизить цену.

Ценовая эластичность спроса - степень реакции объема спроса на данный товар на изменение его  рыночной цены.

Ценовая эластичность спроса (Ер) выражается количественно:

 

           Процент изменения объема спроса

Ер= -


                   Процент изменения цены

 

Существует обратная зависимость между ценой и  объемом спроса. Поэтому ценовая эластичность спроса всегда принимает отрицательное значение и при анализе спроса знак эластичности не представляет интереса. Удобнее использовать абсолютную (положительную) величину эластичности. В связи с этим перед численным значением эластичности ставится знак «минус»

Следовательно, зная ценовую  эластичность спроса и процентное изменение  цены, продавец может определить процентное изменение объема спроса на свою продукцию.

Легко установить, что  при эластичном спросе объем спроса растет в большей степени, чем  снижается цена (или уменьшается  в большей степени, чем растет цена).

Эластичный  спрос-спрос, при котором ценовая  эластичность больше единицы (Ер>1)

Продавцу выгодно снижать  цены на товары эластичного спроса, так как уменьшение выручки, которое  может произойти из-за снижения цены, будет перекрыто ее приростом, достигнутым благодаря увеличению объема продажи таких товаров. В результате валовая выручка увеличится.

Неэластичный  спрос-спрос, при котором ценовая  эластичность меньше единицы (Ер<1).

При неэластичном спросе снижение цены товара приводит к увеличению объема спроса в меньшей степени, чем снизилась цена. Выручка при  этом уменьшится. Следовательно, продавцу не следует снижать цены, целесообразно их повышать.

Спрос единичной  эластичности-спрос, при котором  ценовая эластичность равна единице (Ер=1).

Снижение цены товара оказывается в этом случае равным увеличению объема спроса, и выручка  не изменится.

Приведем условный пример определения ценовой эластичности спроса на джинсы.

Предположим, что снижение цены джинсов с 200р. до 150 р.  привело  к увеличению объема спроса на них  с 10 до 20 пар. В этом случае:

    • Процент изменения объема спроса равен (20-10):10х100%=100%
    • Процент изменения цены равен  (200-150):200х100=25%
    • Ценовая эластичность спроса равна 100%:25%=4

Следовательно, при снижении цены джинсов с 200 до 150р.  спрос на них является эластичным. Теперь установим, как снижение цены отразилось на выручке.

    • При цене 200 р.  выручка равна 200х10=2000 р. (площадь четырехугольника OFAK)
    • При  цене 150 р.  выручка равна  150х20=3000 р. (площадь четырехугольника ONBM).

Таким образом, при снижении цены джинсов выручка продавца увеличилась  с 2000 р.  до 3000 р.

 


 

 

 

 

Возникает вопрос : может  ли отсутствовать связь между  ценой товара и объемом спроса на него? Да, это имеет место в  тех случаях, когда ценовая эластичность спроса принимает крайние значения.

Во-первых, когда фиксированным является объем спроса, т.е. при любом изменении цены объем спроса не изменяется. В этом случае эластичность равна 0

Совершенно  неэластичный спрос-спрос, при котором  ценовая эластичность равна 0 ((Ер=0).

Вряд ли имеются такие  товары, спрос на которые вообще не реагирует на изменение их цены. Но существуют такие товары, ценовая эластичность которых приближается к нулю. К ним можно отнести лекарства, жизненно необходимые для поддержания здоровья человека.

Во-вторых, крайний ценовой  эластичности представляют такие товары, которые при данном уровне цены покупатели готовы приобретать в любом количестве, но при самом незначительном ее повышении сводят объем спроса к нулю.  В этом случае ценовая эластичность равна бесконечности.

Совершенно  эластичный спрос-спрос, при котором ценовая эластичность равна бесконечности.

Так, если на рынке продают  одинаковый товар много продавцов, то каждый из них в отдельности  не может повлиять на уровень рыночной цены. Вся продукция продается по установившейся цене. Но стоит одному продавцу хоть немного ее повысить, как его продукцию никто покупать не будет.

Информация о работе Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие