Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:14, курсовая работа
Целью исследования является изучение теории земельной ренты, рассмотрение и анализ земельных отношений в Российской федерации.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
• изучить сущности земельной ренты и её форм; определение и изучения понятия квазиренты;
• изучить виды рент, рассмотреть их основные черты;
• показать роль регулируемого оборота земли, как объективной базы становления земельных отношений рыночного типа;
• проанализировать основные направления земельных отношений в Российской Федерации.
Земельная рента означает платность важнейшего фактора производства – земли. Экономисты прошлого по-разному оценивали это обстоятельство. Например, К. Маркс считал сам факт платности земли препятствием для развития производительных сил в сельском хозяйстве, поэтому им и предлагалась ее национализация. Неоклассической школой, наоборот, подчеркивается положительный, т.е. благоприятный с точки зрения эффективности, характер платности земли как важнейшего ресурса. Сопоставление различных уровней цен на различные факторы производства, например, ставок заработной платы и ставок земельной ренты, дает производителю важнейшую информацию о наиболее эффективном сочетании труда и земли при производстве каких-либо сельскохозяйственных продуктов. Так, если земля дорога, а труд дешев, то экономически рационально замещать землю трудом, вести хозяйство на интенсивной основе. Можно с уверенностью сказать, что в условиях бесплатности земли сельское хозяйство в странах рыночной экономики не достигло бы такого уровня производительности и, следовательно, предложения продовольственных товаров, какое наблюдается сейчас. В настоящее время перепроизводство сельскохозяйственной продукции во многих странах Запада достигло таких масштабов, что потребовало государственного вмешательства и субсидирования фермерских хозяйств во избежание падения их доходов.
Цена земли как капитального актива помогает лучше понять сущность одного из многочисленных рынков товаров и факторов производства, существующих в нормальной рыночной экономике. Нельзя перейти от командно-административной системы к рыночной, если запретить функционирование рынка земли, ее куплю и продажу, залог и т.п. Запрет в нашей стране свободного рыночного оборота земли вовсе не помешал ее купле-продаже, но в нелегальной, скрытой форме: при продаже домов в сельской местности, дач и т.п. Это означало, что государство лишалось значительной части доходов бюджета из-за реализации земельных участков «явочным порядком».
Законодательное оформление рыночных отношений, связанных с куплей-продажей земли, - необходимое условие успеха глубоких экономических реформ в России.
3.2 Проблемы регулирования рынка земельных ресурсов в Российской Федерации
Осуществляемые в России земельная и аграрная реформы не смогли обеспечить рациональное использование земельных ресурсов в сельском хозяйстве.
Рыночные преобразования в аграрном секторе России за полтора десятилетия изменили земельные отношения. В ходе земельной реформы осуществлены такие направления, как приватизация земель колхозов и совхозов, наделение землей крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения, переход к системе платного землевладения и землепользования, создание основ функционирования земельного рынка.
В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она всё более вовлекалась в гражданский оборот. Но при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, ослабели процессы концентрации и специализации производства, упростились технологические процессы, произошла деградация трудовых ресурсов. Сельскохозяйственные предприятия различных форм хозяйствования уменьшаются в размерах: сокращаются площади земельных угодий, численность занятых, поголовье скота, количество тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Происходит необоснованное изъятие плодородных земель из сельского хозяйства в другие отрасли экономики.
Это обусловлено тем, что
законодательная база отношений
земельной собственности
В Конституции РФ, главе 17 Гражданского Кодекса РФ заложены основы функционирования земельных отношений в условиях рынка.
Так, в статье 36 Конституции РФ сказано, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Понадобился значительный исторический промежуток времени после принятия Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ с тем, чтобы был принят в декабре 2001 г. Земельный Кодекс РФ.
Однако данный нормативный акт так и не смог решить всех проблем функционирования земельных отношений в условии рынка.
Во-первых, действие Земельного Кодекса РФ, относительно регулирования рынка земель, распространяется лишь примерно на 2% территории страны, т.к. не включает в данный процесс сельскохозяйственные земли.
Во-вторых, Земельный Кодекс РФ продолжает рассматривать возможность существования здания или сооружения, находящегося в собственности одного лица на земельном участке, переданном данному лицу в аренду, как полноценную альтернативу совладению субъекта права собственности на здание и земельный участок, и в этом просматривается определенное противоречие со статьей 130 Гражданского Кодекса РФ.
В-третьих, в Земельном Кодексе остаются нерешенными вопросы платного землепользования в условиях рынка.
В главе 10, регулирующей данные вопросы, даются лишь самые общие формулировки, а упоминание о таких экономических категориях как «рента» и «ссудный процент» вообще отсутствует.
Таким образом, за годы реформ в сельском хозяйстве так и не сформировалась научно обоснованная система платы за землю, отвечающая требованиям рыночной экономики и рационального использования земельных ресурсов.
Правовая система городского
землепользования также базируется
на основных положениях Конституции
РФ, Гражданского и Земельного Кодексов
РФ, развитых в ряде федеральных
законов, указов Президента РФ, законов
субъектов РФ, постановлений Правительства
РФ, ведомственных нормативных
Кроме того, важной составной частью правовой системы городского землепользования являются нормативные акты в сфере градостроительства, коммунального хозяйства, охраны природы, бюджетного процесса и т.д.
Здесь наиболее показательным
является пример Москвы, где отношения
в сфере земельной
Москва, используя свои конституционные
права субъекта РФ, самостоятельно
и с некоторым опережением
других субъектов федерации решает
многие вопросы земельной реформы,
принимая на своем уровне городские
нормативные акты по экономическому
и правовому регулированию
Так, в ст. 23-35 Устава Москвы закреплены права города как собственника своей земельной недвижимости, сформулированы принципиальные положения городского землепользования и создания современной системы рыночных земельных отношений. Таким образом, в собственности города находится и вся система улучшений городских земель – инженерная, транспортная и иные составляющие городской инфраструктуры.
Землепользование в Москве платное. Земельным Кодексом РФ, Законом РФ «О плате за землю» и законом Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» установлены основные принципы, порядок установления и взимания земельных платежей, ставки земельного налога и базовые ставки ежегодной арендной платы.
Земельный Кодекс не смог решить
всех проблем функционирования земельных
отношений в условиях рынка. В
российском аграрном секторе не сложилась
взаимосвязанная система
Они имеют по 10 га земли, тогда
как специалисты считают, что
минимальный экономический
Для решения главной задачи земельной реформы – создания эффективного собственника земли – необходимо дальнейшее совершенствование механизма вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в товарно-денежные отношения.
Эффективному функционированию земельного рынка могли бы способствовать кредитно-банковские отношения. Но банки пока что неохотно дают кредиты под залог земли. Это объясняется, во-первых, тем, что в настоящее время сельскохозяйственное производство неэффективно, а, во-вторых, банку как субъекту на земельном рынке противостоит мелкий собственник: владелец земельной доли, фермер или хозяин личного подсобного хозяйства.
Для функционирования полноценного земельного рынка нужна разветвленная его инфраструктура: информационные бюро, земельные банки, страховые компании, земельные суды. Кроме того, нужны крупные участники земельного оборота, которые могли бы пользоваться ипотечным кредитом (кредит под залог земли). Сейчас он для большинства очень дорог.
Развитие и совершенствование
рыночного оборота земли
Основная часть этих средств
должна расходоваться на разработку
и освоение новых технологий, мелиорацию,
развитие инфраструктуры. В 1998 году по
стране субсидии составили не более
20$ на гектар, уровень поддержки сельского
хозяйства в федеральном
Заключение
Рассмотренные в рамках данной работы вопросы рынка земельных ресурсов и земельной ренты позволяют сделать следующие выводы:
1. Ограниченность земли
как экономического ресурса
2. Главной особенностью
экономических отношений,
3. В основе современных
подходов формирования и
4. Существуют несколько
видов земельной ренты. Рента,
возникающая вследствие
5. В основе механизмов
формирования земельной ренты
в РФ находятся экономические
отношения земельной
6. В современных условиях
(переходной рыночной
7. Земельные отношения в РФ базируются на основных положениях и нормах, закрепленных Конституцией РФ, Гражданским и Земельном Кодексами РФ.
Земельный кодекс не смог пока
решить всех проблем функционирования
земельных отношений в условиях
рынка. Необходимо дальнейшее улучшение
и развитие земельного законодательства
для совершенствования
Список использованной литературы
Нормативные акты и законы:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 1 января 1995 года
2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 года
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года