Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой-либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее виды и особую роль в функционировании экономики.
Задачи: охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

Олигополистическая  структура может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает  отпечаток на выработку ценовой  политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов  рыночного поведения фирм-олигополистов.

Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

Картель (или сговор) фирм, не ликвидирующий их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающий соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего, картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке. Картельное соглашение предусматривает также разделение рынка сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары, например, только на определенных территориях.

Кроме того, чтобы  иметь возможность удерживать высокие  цены, часто ограничивается предложение  товаров на рынке, а это требует  ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко  предусматривают определение доли в производстве различных товаров  для каждого члена картеля.

Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь  вследствие большого числа фирм, существенного  различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника  картеля возникает искушение  нарушить соглашение и получить большую  прибыль. В силу юридического запрета  официально картели в Беларуси не существуют. Однако практика разовых  ценовых сговоров распространена весьма широко. Достаточно вспомнить, как периодически на потребительском рынке возникает  дефицит то подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти  товары вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у  всех продавцов.

Однако еще большие  опасения вызывает в этом смысле будущее. Высокая концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными  методами, сложившиеся в еще дореформенную  эпоху тесные контакты всех предприятий  основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют массовому возникновению  картелей. Если развитие событий действительно  пойдет по этому сценарию, экономике  может быть нанесен крупный ущерб. Его предотвращение поэтому является важной задачей государственной экономической политики.

Картелеподобная структура рынка, или "игра по правилам", при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия или близкого к нему состояния. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой -- уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто  употребляемым приемом «игры  по правилам» является лидерство  в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения  цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем  они повторяются в близких  размерах остальными компаниями. Ценовой  лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с  таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они  будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером  и отрасль перейдет в опасное  для всех участников состояние нескоординированной  олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

2.4.5 Монополия

Основные черты  монополии

Монополия -- наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста  помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Минска или Вилейки добровольно  отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее, заменив  в домашнем хозяйстве? Способны ли предприятия  и население страны полностью  отказаться от услуг железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и  то, что подобное положение позволяет  монополисту диктовать свои условия  с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота  имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно  знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание  всех этих обстоятельств создает  для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти  преимущества мгновенно улетучились  бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению  к потребителю к скрупулезному  учету потребностей и интересов  последнего.

Именно поэтому  монополистическая структура рынка  там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых  барьеров на пути вторжения в отрасль  независимых конкурентов.

Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

1. преимущества  крупного производства (вплоть до  естественной монополии);

2. легальные барьеры  (монопольное владение источниками  сырья, землей, правами на научно-технические  достижения, санкционированные государством  исключительные права);

3. нечестная конкуренция.

Рассмотрим подробнее  эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии  существуют лишь там, где размеры  создают крупные преимущества в  издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в том, что  высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти мелких компаний. В истории многих стран зафиксированы  попытки мелких фирм под тем или  иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели  запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать  свои условия поставщикам и потребителям.

Другое дело - отрасли, где крупные предприятия имеют  более низкие издержки, чем конкуренты. Это создает высокий барьер перед  всеми желающими проникнуть в  отрасль, а при благоприятных  для фирм-лидеров обстоятельствах  и позволяет им полностью монополизировать рынок.

Кроме экономических  барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности  некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли  с особыми свойствами и т.п., это  автоматически создает предпосылки  для монополии. Важно лишь, чтобы  производимый с использованием названных  природных ресурсов продукт и  сам был уникальным и незаменимым.

Легальной защитой  пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом  оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу  монопольное право на производство соответствующей продукции в  течение определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять  его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать лицензию на производство, и сбыт запатентованной  продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы  товара. Напротив, отсутствие патента  лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа  данного барьера: есть патент -- есть право, нет патента -- нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены международными патентами и вплоть до настоящего времени используются иностранцами бесплатно.

С проявлениями нечестной  конкуренции государство борется  самым жестким образом. Дело в  том, что крупный производитель  в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы. Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг -- умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма -- потенциальный монополист -- имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.

В нашей стране можно привести достаточно примеров предприятий-монополистов. Приведем одни из самых крупных:

1. Белтопгаз. В этой структуре работает около 30 тысяч человек. Это госпредприятие является розничным монополистом по продаже газа. Здесь есть газоснабжение, добыча торфа, производство газового оборудования.

2. Белгосстрах. Государственный монополист в сфере страховых услуг. В его состав входят 7 филиалов, 118 представительств, 5 центров продаж и 5 тысяч точек продаж страховых услуг.

3. Белтелеком. Государственный монополист на рынке целого ряда телекоммуникационных услуг. Владеет сетью магистральных волоконно-оптических линий связи, обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов.

4. Белпочта. Государственный монополист в предоставлении многих почтовых услуг в стране. Имеет обширную сеть по всей Беларуси, оказывает широкий спектр услуг, в том числе в области связи.4

2.4.6 Естественные  монополии

В некоторых отраслях без  всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает  предпосылки для укрепления в  такой отрасли одного единственного  производителя. Подобное состояние  рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем  для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические  особенности производства таковы, что  единственный производитель обслуживает  рынок более эффективно, чем это  способны сделать несколько конкурирующих  фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических  субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. К ним  можно отнести таких монополистов, как Белорусская железная дорога, Белэнерго.4

3. Антимонопольная  политика в Республике Беларусь

Монополия сопряжена с  целым букетом резко отрицательных  последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство. Клиент фирмы-монополиста  вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством  продукции, ее устарелостью (замедлением  технического прогресса), отсутствием  сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию же монополиста  в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить  эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны (и Беларусь в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное  антимонопольное законодательство, и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Начало государственной  политики в РБ в области антимонопольного регулирования положено принятием  в декабре 1992 г. первого в истории  республики антимонопольного закона "О  противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г. Первым государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической  деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ стал образованный в 1992 году Государственный  комитет РБ по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике.

Сегодня ответственность  за нарушения антимонопольного законодательства предусматривается Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции», Кодексом об административных правонарушениях  Республики Беларусь, Уголовным и  Гражданским Кодексами Республики Беларусь. Контроль за исполнением антимонопольного законодательства на республиканском уровне осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, на местном уровне - управлениями антимонопольной и ценовой политики облисполкомов.

Антимонопольное регулирование  включает:

1. контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность может привести к ограничению конкуренции или причинить вред законным интересам других субъектов или потребителей;

2. контроль за осуществлением соглашений или объединений хозяйствующих субъектов, если такие действия ведут к разделу товарного рынка, установлению монопольных цен, ограничению доступа на рынок новых контрагентов;

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике