Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой-либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее виды и особую роль в функционировании экономики.
Задачи: охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

3. контроль за реорганизацией, созданием и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках;

4. государственный контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

5. контроль за недопущением возникновения любых форм недобросовестной конкуренции, а также нарушения прав и законных интересов потребителей;

6. контроль за принимаемыми актами государственными органами, если это ведет к ограничению конкуренции, создает дискриминационные условия деятельности для отдельных субъектов хозяйствования, а так же препятствует созданию новых субъектов хозяйствования в какой либо сфере деятельности или отдельным субъектам предоставляются необоснованные льготы.3

Министерство экономики, как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены  функции по противодействию монополистической  деятельности и развитию конкуренции, формирует и ведет Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

По состоянию на 1 января 2011 года количество организаций - монополистов республиканского и местного уровней  в Республике Беларусь составляет 738 организаций, в том числе:

Таблица 3 - Количество организаций - монополистов

 

Уровень реестра

Количество предприятий, находящихся:

Всего

 
 

в Реестре субъектов естественных монополий

в Реестре хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение

   

Брестская обл.

25

34

59

 

Витебская обл.

35

68

103

 

Гомельская обл.

24

46

70

 

Гродненская обл.

23

71

94

 

г.Минск

4

29

33

 

Минская обл.

35

53

88

 

Могилевская обл.

31

75

106

 

Областные

177

376

553

 

Республиканский

29

156

185

 

Всего в Реестрах

206

532

738

 
         

Заключение

В современных условиях конкуренция  выступает ключевой категорией рыночных отношений. Она является основой  или точкой отсчета в понимании  способа функционирования рынка, показывая, как конкурентные фирмы, движимые мотивом  прибыли, отвечают на изменения цен  на их продукцию и используемые факторы  производства. Положительные черты  конкуренции очевидны. При наличии  конкуренции на рынке производители  постоянно стремятся снизить  свои производственные затраты, чтобы  увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Проблема конкурентоспособности  белорусских товаров остается острой и по сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

Особую проблему представляют собой естественные монополии. Высокая  эффективность естественных монополий  делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами  естественных монополий состоит  в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

Список использованных источников

1. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие / Г.М. Гукасьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 224 с. - (Вопрос-ответ). Гриф МО.

2. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА - М, 2006. 672 с.

3. О Государственном реестре  хозяйствующих субъектов, занимающих  доминирующее положение, и Государственном  реестре субъектов естественных  монополий// Электронный ресурс Министерства  экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/news. - Дата доступа: 15.02.2012.

4. Миськевич, Д.А. Крупнейшие монополисты страны // Завтра твоей страны [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.zautra.by. - Дата доступа 17.02.2012.

5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 13-го изд. Т. 2. - М.- 2001. 974 с.

6. Марков М.В. Микроэкономика. - С-Пб, 2003. 446 с.

7. Микроэкономика. Учебник  для студентов вузов, обучающихся  по экономическим специальностям  и направлениям./ Под редакцией  Грязновой А.Г. и Юданова А.Ю. - М.: ИТД "КноРус", 2007. 618 с.

8. Нуреев Р. Типы рыночных  структур: несовершенная конкуренция.  Антимонопольное законодательство. // Вопросы экономики, 1995, - №12.

9. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.

10. Экономика предприятия. /Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. - М., «Банки и биржи», 2000. 742 с.

11. Экономика. Учебник./Под. ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К.. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2001. 792 с.

12. Экономическая теория. Учебник / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - Спб. : ПИТЕР, 2006. 448 с.

Приложение 1

Таблица 1.1 - Характерные  черты основных моделей рынка

 

Характерная черта

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

 
   

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия

 

Число фирм в отрасли

Очень много

Много

Несколько

Одна

 

Тип товара

Одинаковые изделия

Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая)

Одинаковые или различные  изделия

Уникальный товар, не имеющий  заменителей

 

Доля рынка

Очень небольшая

Небольшая

Значительная

Контролирует 100% продаж

 

Возможность влиять на цены товаров

Отсутствует

Существует в узких  рамках

Большая

Максимальная

 

Барьеры для входа в  отрасль

Отсутствуют

Существуют, и сравнительно легко преодолеть

Существуют, и преодолеть их трудно

Существуют, и преодолеть их часто невозможно

 

Примеры

Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа

Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д.

Металлургиче-ская, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д.

Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки, нефтеперерабатывающая промышленность)

хозяйство

 


Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике