Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа
Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой-либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее виды и особую роль в функционировании экономики.
Задачи: охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
3. контроль за реорганизацией, созданием и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках;
4. государственный контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
5. контроль за недопущением возникновения любых форм недобросовестной конкуренции, а также нарушения прав и законных интересов потребителей;
6. контроль за принимаемыми актами государственными органами, если это ведет к ограничению конкуренции, создает дискриминационные условия деятельности для отдельных субъектов хозяйствования, а так же препятствует созданию новых субъектов хозяйствования в какой либо сфере деятельности или отдельным субъектам предоставляются необоснованные льготы.3
Министерство экономики,
как уполномоченный орган государственного
управления, на который возложены
функции по противодействию
По состоянию на 1 января 2011 года количество организаций - монополистов республиканского и местного уровней в Республике Беларусь составляет 738 организаций, в том числе:
Таблица 3 - Количество организаций - монополистов
Уровень реестра |
Количество предприятий, находящихся: |
Всего |
||
в Реестре субъектов естественных монополий |
в Реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение |
|||
Брестская обл. |
25 |
34 |
59 |
|
Витебская обл. |
35 |
68 |
103 |
|
Гомельская обл. |
24 |
46 |
70 |
|
Гродненская обл. |
23 |
71 |
94 |
|
г.Минск |
4 |
29 |
33 |
|
Минская обл. |
35 |
53 |
88 |
|
Могилевская обл. |
31 |
75 |
106 |
|
Областные |
177 |
376 |
553 |
|
Республиканский |
29 |
156 |
185 |
|
Всего в Реестрах |
206 |
532 |
738 |
|
Заключение
В современных условиях конкуренция выступает ключевой категорией рыночных отношений. Она является основой или точкой отсчета в понимании способа функционирования рынка, показывая, как конкурентные фирмы, движимые мотивом прибыли, отвечают на изменения цен на их продукцию и используемые факторы производства. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.
Проблема
Особую проблему представляют собой естественные монополии. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.
Решающую роль в создании
на рынке благоприятной
Список использованных источников
1. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие / Г.М. Гукасьян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 224 с. - (Вопрос-ответ). Гриф МО.
2. Курс экономики. Учебник. / Под ред. Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА - М, 2006. 672 с.
3. О Государственном реестре
хозяйствующих субъектов,
4. Миськевич, Д.А. Крупнейшие монополисты страны // Завтра твоей страны [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.zautra.by. - Дата доступа 17.02.2012.
5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 13-го изд. Т. 2. - М.- 2001. 974 с.
6. Марков М.В. Микроэкономика. - С-Пб, 2003. 446 с.
7. Микроэкономика. Учебник
для студентов вузов,
8. Нуреев Р. Типы рыночных
структур: несовершенная конкуренция.
Антимонопольное
9. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
10. Экономика предприятия. /Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. - М., «Банки и биржи», 2000. 742 с.
11. Экономика. Учебник./Под. ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К.. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2001. 792 с.
12. Экономическая теория. Учебник / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - Спб. : ПИТЕР, 2006. 448 с.
Приложение 1
Таблица 1.1 - Характерные черты основных моделей рынка
Характерная черта |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
|||
монополистическая конкуренция |
олигополия |
монополия |
|||
Число фирм в отрасли |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
|
Тип товара |
Одинаковые изделия |
Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая) |
Одинаковые или различные изделия |
Уникальный товар, не имеющий заменителей |
|
Доля рынка |
Очень небольшая |
Небольшая |
Значительная |
Контролирует 100% продаж |
|
Возможность влиять на цены товаров |
Отсутствует |
Существует в узких рамках |
Большая |
Максимальная |
|
Барьеры для входа в отрасль |
Отсутствуют |
Существуют, и сравнительно легко преодолеть |
Существуют, и преодолеть их трудно |
Существуют, и преодолеть их часто невозможно |
|
Примеры |
Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д. |
Металлургиче-ская, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д. |
Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки, нефтеперерабатывающая промышленность) хозяйство |
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике