Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных о конкуренции рассмотрены ее основные типы, выделены положительные и отрицательные стороны конкуренции, рассмотрены основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым из различают, рассмотрена законодательная база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования республики Беларусь

УО  Белорусский государственный экономический  университет

Кафедра экономики и управления

Курсовая  работа

по  дисциплине: Макроэкономика

на  тему: Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной  экономике

Минск, 2012

Реферат

Предмет исследования: типы конкуренции и основные рыночные структуры.

Цель работы: рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных о конкуренции рассмотрены ее основные типы, выделены положительные и отрицательные стороны конкуренции, рассмотрены основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым из различают, рассмотрена законодательная база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Область возможного практического  применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

Введение

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к  рыночной, неотъемлемой частью которой  является конкуренция как необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода  выбора: производитель свободен в  выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается  в конкурентной борьбе.

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она  выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Как свидетельствуют общие и  специальные энциклопедические  словари и справочники, конкуренция (лат. concurro - сталкиваться, состязаться) - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Термин, заметим, древний, латинский, как и само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные корни состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.

История человеческого  общества, экономическая и иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов  сообразно меняющимся условиям общественного  бытия. Создание древних и средневековых  империй, хлебные и соляные бунты, войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой, так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.

Конкуренция это  центр тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения  товаров на рынке. Аналогично определяется конкуренция между потребителями  как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти  других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и  о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения  рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

В конкурентных экономических  условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает  предпринимателей к эффективным  действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий  ассортимент товаров и услуг  по более низким ценам и лучшего  качества.

Именно это способствует прогрессу экономики - эффективность  производства повышается, создаются  условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение  побуждает предпринимателей активно  внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растёт благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно  появляются новые товары и новые  производители. Давая потребителю  право выбора, рыночная конкуренция  обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным  предпринимателям.

Таким образом, конкуренция  занимает главенствующее положение  в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике  какой-либо страны определяется также  уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной  сфере рыночных отношений.

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее виды и особую роль в функционировании экономики.

Задачи: охарактеризовать различные модели рынков в зависимости  от уровня конкуренции на них.

1. Конкуренция, её сущность, значение и виды

1.1 Понятие конкуренции и её роль в экономике

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия  функционирования того или иного  рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос  потребителя, ведущаяся между фирмами  на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция -- это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет  в рыночной экономике важнейшую  функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а  значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими  словами, вне конкурентной среды  индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Конкуренция имеет  важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта  товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары и  обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая  конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает  как важное средство развития производства и существует в различных формах.

1.2 Положительные и отрицательные  стороны конкуренции

Рассматривая конкуренцию, необходимо показать как ее положительные  стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

конкуренция требует  совершенствовать технику и технологии;

конкуренция стимулирует  повышение качества товара;

конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

конкуренция требует  от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

конкуренция ориентирует  на ассортимент товаров повышенного  спроса;

конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. не способствует  сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

2. отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

3. не обеспечивает  развития производства товаров  и услуг общественного пользования  (дороги, общественный транспорт  и т.д.);

4. не гарантирует  права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

5. не содержит  механизмов, препятствующих возникновению  социальной несправедливости и  расслоению общества на богатых  и бедных.

Любой товар или  услуга в большей или меньшей  степени конкурентоспособны. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

при его производстве:

производительность  труда;

уровень налогообложения;

внедрение научно-технических  разработок;

размеры прибыли  предприятия;

величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

продажная цена товара;

качество;

новизна;

послепродажное  обслуживание;

уровень предпродажной  подготовки.

1.3 Виды конкуренции

Говоря о конкуренции  необходимо рассмотреть ее виды.

Рисунок 1 - Виды конкуренции

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [1, с.37].

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую  конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция -- конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция -- это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

Конкуренцию также  подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

2. Основные рыночные структуры  в современной экономике

2.1 Типы рыночных структур

Развитие конкурентных отношений тесно связано с  силой экономической власти фирмы  над рынком. Чем слабее конкуренция  на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность  у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени  соответствует его потребностям и бюджету.

По степени развития конкурентности различают рынки  совершенной конкуренции и рынки  несовершенной конкуренции, которые  в свою очередь, подразделяются на рынки  монополии, олигополии и монополистической  конкуренции.

Итак, существует четыре основных типа рынка:

1. рынок совершенной  конкуренции, при котором на  каждую фирму приходится небольшая  часть рынка;

2. рынок монополистической  конкуренции, который характеризуется  сочетанием монополии и конкуренции;

3. рынок олигополии, на котором небольшое число  фирм-продавцов взаимодействуют  с множеством покупателей;

4. рынок монополии,  характеризующийся наличием в  отрасли одной фирмы. 

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике