Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основные типы конкуренции и связанные с ними рыночные структуры.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных о конкуренции рассмотрены ее основные типы, выделены положительные и отрицательные стороны конкуренции, рассмотрены основные рыночные структуры экономики и критерии, по которым из различают, рассмотрена законодательная база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 60.47 Кб (Скачать файл)

Вышеперечисленные условия фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции  субъекты рынка не в состоянии  оказывать влияние на цены.

Оказывать же влияние  на общую ситуацию, рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции  могут только тогда, когда действуют  в согласии. То есть тогда, когда  какие-то внешние условия побуждают  всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийся  на рынке уровень равновесной  цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие  фирмы называют прайс-тэйкерами (от англ. price -- цена, take -- принимать) в отличие от фирм -- прайс-мэйкеров (mаkе -- делать), которые влияют на уровень рыночных цен.

2.4 Несовершенная конкуренция

Подавляющее большинство  реальных рынков -- это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной  конкуренции являются:

1. значительная  доля рынка у отдельных производителей;

2. наличие барьеров  проникновения в отрасль;

3. неоднородность  продуктов;

4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все  они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства  спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся  между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов -- тем просто больше негде взять этот продукт.

Критерием несовершенной  конкуренции является понижение  кривой спроса и цен с ростом выпуска  продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием  несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции  объем выпуска продукции фирмы  не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое  влияние существует.

Экономический смысл  этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение  фирмы значимо в масштабах  отрасли.

2.4.1 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция  - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Прежде всего обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы.

Используя свое положение  относительного монополиста, фирма  может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать  конкурентная фирма под угрозой  полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции  многие из покупателей все равно  не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической  конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа  фирм это сделать невозможно.

На рынке действует  множество фирм, причем среди них  либо вообще нет крупных, либо они  не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка -- всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Почему же при  столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция  все же не является совершенной? Причина  кроется в разнообразии, дифференциации продукта.

Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий  других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного  продукта) и обладает определенной властью на рынке. Каждая фирма, действующая  в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего  рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается  на отдельные, сравнительно самостоятельные  части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать  очень большой.

2.4.2 Роль неценовой конкуренции

Ни в одной  другой рыночной структуре неценовая  конкуренция не играет такую важную роль, как в монополистической конкуренции.

Из двух основных видов конкуренции - ценовой и  неценовой - наши предприятия на крайне невыгодных для себя условиях оказались  вовлечены в наиболее жесткую  из них, а именно в ценовую конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя  с помощью установления более  низких, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а  если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным  предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен  еще и отставание по качеству продукции.

Напротив, при неценовой  конкуренции фирмы стремятся  привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень  многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлением его  к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др. При этом базой  для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

Вплоть до послевоенного  периода из двух видов конкуренции  во всем мире заметно преобладал ценовой. В настоящее время, однако, ситуация изменилась, и на первые роли вышла  неценовая конкуренция. Это связано  с рядом преимуществ, которые  этот вид конкуренции обеспечивает проводящим ее фирмам.

Во-первых, ценовые  схватки оказались невыгодными  для всех участников борьбы, причем особенно губительны они для мелких и средних фирм (а именно таковыми в сравнении с западными гигантами  в своем большинстве являются белорусские предприятия.) Дело в  том, что, чем крупнее фирма, тем  более значительными финансовыми  ресурсами она обладает и тем  дольше может продавать товары по заниженным ценам. Ценовая война  в этих условиях бьет по самым уязвимым местам ослабленной кризисом отечественной  промышленности.

Во-вторых, в условиях современной высокоразвитой экономики  усложнились запросы потребителей. Рынок начал благожелательно  принимать многочисленные и разнообразные  вариации товаров, стало возможным  привлекать потребителей повышенным качеством, особыми свойствами товара или услуги и т.п. Особые свойства товара часто важнее ценовой привлекательности. То есть удачная дифференциация товара часто является способом ухода от всякой конкуренции вообще, ухода в совершенно свободную рыночную нишу.

В-третьих, затраты  на неценовую конкуренцию при  правильном подходе обходятся фирме  дешевле, чем расходы на конкуренцию  ценовую. Действительно, снижение цен  ниже оптимального уровня всегда ведет  к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между  мерами неценовой конкуренции и  прибылью куда сложнее. Хороший рекламный  ролик может стоить столько же, сколько и плохой. Преимущество первого  над вторым вполне может быть достигнуто не за счет дорогостоящих технических  приемов съемки, а за счет интересной идеи фильма, большей его доходчивости и т.д. То же самое касается улучшений  товара: небольшое и потому недорогое  изменение конструкции, если оно  хорошо задумано, может сделать товар  гораздо более удобным для  потребителя. В итоге рост конкурентоспособности  будет достигнут без больших издержек Экономика. Учебник./Под. ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К.. - М.: "ПРОСПЕКТ", 2001, С. 317.

Из сказанного, разумеется, не следует, что неценовая  конкуренция осуществима вообще без затрат -- хорошая реклама или высокое качество продукта тоже стоят немалых денег. Но поле деятельности у фирмы, бесспорно, шире, чем при конкуренции ценовой. Всегда есть надежда победить конкурента с помощью лучших идей. Скажем, используя преимущества российской инженерной школы и огромного научного потенциала страны.

Наконец, в-четвертых, ценовая конкуренция в наше время  в большинстве стран, включая  и Беларусь, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, т.е. цена не может опускаться ниже себестоимости.

конкуренция рыночный олигополистический антимонопольный

2.4.3 Олигополия

Основные черты  олигополистического рынка

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль  приобретает олигополистическую структуру  в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Обычно принято  говорить, что в олигополистических отраслях господствует «большая двойка», «большая тройка», «большая четверка»  и т. д. Более половины продаж приходится на долю от 2 до 10 фирм. Например, в США  на долю четырех компаний приходится 92% выпуска всех автомобилей. Олигополия характерна для многих отраслей промышленности и в Беларуси. Так, грузовые автомобили производятся несколькими предприятиями (МАЗ, БелАЗ, МТЗ), нефтеперерабатывающие заводы представлены двумя предприятиями (Мозырьский НПЗ и Новополоцкий НПЗ «Нафтан»), на рынке Беларуськалия также царит олигополия: три-четыре производителя договорились и держат цены. 4

Конечно, установление количественной границы между олигополией  и монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь два названных  типа рынка имеют и другие отличия  друг от друга.

Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Важным условием, воздействующим на характер отдельных  рынков, является высота барьеров, ограждающих  отрасль (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой  технологией и новейшими продуктами с помощью патентов и технических  секретов и т. п.).

Дело в том, что  крупных фирм в отрасли никогда  не может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых  компаний в отрасль. При обычном  развитии событий фирма укрупняется  постепенно и к тому моменту, когда  в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнутся в него, надо сразу иметь такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия.

Существуют значительные ограничения в доступности экономической  информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка тщательно  оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Большая доля в  выпуске продукции в свою очередь  обеспечивает фирмам - олигополистам  значительную степень контроля над  рынком. Уже каждая из фирм в отдельности  достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить  выпуск продукции, это приведет к  повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе  приблизится к той, которой обладает монополияконцентрации.//Российский экономический журнал, 1998, - №11-12.

Размещено на Allbest.ru.

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать  во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие  на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре  такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и  монополистической конкуренции -- также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно.

Олигополистическая  взаимозависимость -- необходимость учета реакции фирм-конкурентов на действия крупной фирмы на олигополистическом рынке.

2.4.4 Разновидности олигополии

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике