Транзакционные издержки в структуре издержек российских и международных фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

В традиционной экономической теории предполагалось, что взаимоотношения между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером. Поэтому совершение сделок может сопровождаться серьезными потерями. Такие издержки называются транзакционными.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время для мировой экономики особенно важна проблема снижения транзакционных издержек. Они влияют на уровень социально-экономического развития общества, эффективность производства и уровня жизни населения.

Содержание работы

Введение
Теория транзакционных издержек.
1.1 Понятие и сущность транзакционных издержек.
1.2 Классификации транзакционных затрат.
1.3 Сложность измерения транзакционных издержек.
1.4. Транзакционные издержки и интернет.
1.5 Стратегия снижения транзакционных издержек.
2. Транзакционные издержки и российская экономика.
2.1 Отличительные черты Российской экономики.
2.2 Специфические черты трансакционных издержек в деятельности Российских предприятий.
3. Транснациональные корпорации: роль транзакционных издержек в дихотомии выбора – производить самим или покупать на стороне.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

работа!!!!!!.docx

— 53.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный Торгово-Экономический Институт»

(ФГБОУ ВПО «СПбТЭИ»)

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По экономической теории

Тема: «Транзакционные издержки в структуре издержек российских и международных фирм»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Танькова Екатерина Игоревна

Факультет УиБТ, группа 1114

Зачётная книжка №11056

Научный руководитель:

Заболотских Лариса Юрьевна

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

Содержание

 

Введение

  1. Теория транзакционных издержек.    

1.1 Понятие и сущность транзакционных издержек.

1.2 Классификации транзакционных затрат.

1.3 Сложность измерения транзакционных издержек.

1.4. Транзакционные издержки и интернет.

1.5 Стратегия снижения транзакционных издержек.

2. Транзакционные издержки и российская экономика.

2.1 Отличительные черты Российской экономики.

2.2 Специфические черты трансакционных издержек в деятельности Российских предприятий.

3. Транснациональные корпорации: роль транзакционных издержек в дихотомии выбора – производить самим или покупать на стороне.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены. Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от издержек и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства.

В традиционной экономической теории предполагалось, что взаимоотношения между экономическими агентами проходят без потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером. Поэтому совершение сделок может сопровождаться серьезными потерями. Такие издержки называются транзакционными.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время для мировой экономики особенно важна проблема снижения транзакционных издержек. Они влияют на уровень социально-экономического развития общества, эффективность производства и уровня жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория транзакционных издержек

 

1.1 Понятие и сущность транзакционных издержек

 

Понятие транзакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье "Природа фирмы". Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих "островков сознательности" с их относительными преимуществами в плане экономии на транзакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

В рамках современной экономической теории транзакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Так К. Эрроу определяет транзакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие транзакционных издержек в экономике с действием трения в физике.

 

В трактовке Д. Норта транзакционные издержки "состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению". Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

Для выполнения производственной деятельности фирма несет производственные затраты. Однако, помимо затрат, непосредственно связанных с производством, фирма осуществляет и непроизводственные затраты. Они возникают в ходе хозяйственной деятельности и включают затраты на подготовку, исключение и реализацию сделок. Они получили название транзакционных издержек (от лат. transactio — договор). Действительно, для того чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:

выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения (информационная составляющая издержек); убедить их в выгодности совершения сделки (сюда входит весь комплекс маркетинговых и рекламных усилий); провести переговоры, составить договор (затраты на само заключение сделки); обеспечить гарантии выполнения соглашения (издержки недолжного выполнения сделки).

 

Практически все перечисленные транзакционные издержки могут быть связаны как с легальными платежами (например, уплатой государственных пошлин), так и с нелегальными выплатами (комиссия за операции, позволяющие уйти от налогов), как с приобретением обычных прав, так и с получением индивидуальных льгот и привилегий. Они могут выступать как дополнительные безвозвратные расходы, а могут экономить производственные или совокупные издержки.

Транзакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

 

 

1.2 Классификации транзакционных затрат

 

Транзакционные издержки делятся на две основные группы: издержки ex ante (возникающие до совершения сделки купли-продажи) и издержки ex post (возникают после совершения сделки). К первой группе относятся следующие виды издержек:

1) Издержки поиска информации о необходимом товаре связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.

2) Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

3) Издержки измерения составляют весомую часть, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.

Вторая группа издержек включает:

1) Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более, если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

2) Издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

3) Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т. д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки.

Разнообразие подходов к анализу транзакционных издержек и значительное расхождение по поводу не только сферы их образования, но и содержания, свидетельствуют о том, что развитие теории транзакционных издержек находится на стадии описания их видовых характеристик и формирования подходов к раскрытию закономерностей их образования.

 

1.3 Сложность измерения транзакционных издержек

 

Многие виды транзакционных издержек непосредственно не наблюдаемы и поэтому с трудом поддаются статистическому измерению. Для оценки транзакционных издержек на макроэкономическом уровне Дж. Уоллис и Д. Норт предложили использовать понятие транзакционного сектора. Они включили в этот сектор оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность (государственный транзакционный сектор).

Исходным для их анализа являются издержки трансформационные (связанные с физическим воздействием на предмет) и транзакционные (связанные с превращением затрат в готовую продукцию). Эти издержки признаются производительными и требуют реальных затрат. Их поведенческое подобие предполагает, что экономические агенты стремятся минимизировать общую сумму тех и других издержек, а значит, не делают между ними различия.

Для определения издержек трансакции Дж. Уоллис и Д. Норт пользуются критерием с точки зрения потребителя и с точки зрения продавца. Например, при покупке дома транзакционные издержки покупателя будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр домов, сбором информации о ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т.д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т.д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. Поэтому в составе транзакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент.

Таким образом, ценность акта обмена для его участников состоит в ценности различных свойств, соединяемых воедино предметом или услугой. Для того чтобы произвести оценку этих свойств, необходимо затратить ресурсы; дополнительные ресурсы требуются для того, чтобы установить и оценить права, которые передаются при обмене. Переход объекта обмена от одной стороны к другой влечет издержки, вызываемые тем, что обе стороны пытаются установить в объекте обмена свойства, представляющие для них ценность и не имеющие четкого описания из-за высоких издержек проведения однозначной оценки.

Главные проблемы измерения:

1) Часть транзакционных издержек не подвержена прямому измерению (например затраты времени на стояние в очередях и заполнение многочисленных отчетных форм).

2) Многие издержки связаны с неформальным обменом услугами, не сопровождающимися непосредственными денежными платами.

3) Транзакционные издержки часто невозможно отделить от "производственных" издержек.

4) Транзакционные издержки включают множество весьма разнородных элементов (легальных и нелегальных), и их сложение порождает дополнительные проблемы.

Таким образом, даже если бы в нашем распоряжении оказалась вся необходимая информация (что, далеко от реальности), посчитать транзакционные издержки не просто.

 

1.4. Транзакционные издержки и интернет.

 

Интернет привел к серьезному снижению транзакционных издержек. Это позволило компаниям проще и эффективнее сокращать свои собственные операции и передавать большую часть работы, которую они делали сами, сторонним компаниям, которые специализируются на конкретных операциях. Как было замечено нами ранее, транзакционные издержки включают в себя стоимость поиска и исследования, стоимость заключения контракта, координации или принудительного проведения. Как повлиял Интернет на эти трансакции и их издержки? Поиск и исследование существенно упростились. Потенциальных поставщиков можно найти быстро и просто. Информация о надежности и финансовом положении этих поставщиков легко доступна. Онлайн-организации по сбору, классификации и распространению информации и услуг дают покупателю возможность договориться о цене, качестве и датах доставки несколькими кликами мышки — все это значительно упрощает заключение соглашений. Если обсуждать стоимость координаторской деятельности, то сейчас стало намного

проще отслеживать местоположение груза в процессе его доставки к месту назначения, а также предпринимать меры в реальном времени, если это становится необходимо.

Хотя недавно Р. Коуз заявил, что он не уделяет большого внимания электронной коммерции, он считает, что понимание транзакционных издержек в новой экономике «дает возможность иметь большую специализацию и большее производство, потому что вы становитесь более эффективными. В результате вы получите больше маленьких фирм, но крупные компании тоже будут становиться крупнее, потому что они смогут концентрироваться на своей основной деятельности и получать по контракту то, что сами не могут сделать

хорошо».

 

1.5 Стратегия снижения транзакционных издержек

 

Стремясь к снижению транзакционных издержек, индивиды стараются действовать по определенным правилам, соблюдать условия взаимодействия друг с другом (прежде всего по поводу распределения, обмена, потребления и т. д.).

Информация о работе Транзакционные издержки в структуре издержек российских и международных фирм