Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:28, курс лекций
Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удов¬летворяет какую-либо человеческую потребность; во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ
Литература:
I. Товар и его свойства
Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность; во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
Полезность вещи, ее свойство, благодаря которому она удовлетворяет "ту или иную", потребность. Называется потребительной стоимостью. При этом характер потребностей, порождаются они желудком или фантазией, как указывает К.Маркс, ничего не изменяет в деле. Если вещь удовлетворяет какую-либо потребность человека, она обладает потребительной стоимостью, истребительная стоимость реализуется в процессе потребления.
Все материальное богатство общества состоит из потребительных стоимостей.
Свойством удовлетворять потребности людей продукты труда обладают независимо от общественно-экономического строя. С этой точки зрения потребительная стоимость - категория вечная, присущая всякому обществу. Вместе с тем эта категория исторически обусловленная. Историческая обусловленность потребительной стоимости характеризуется тем, что полезные свойства вещей раскрываются в ходе исторического развития науки, техники, производства. (Нефть, дерево и т.д.)
В условиях товарного производства потребительная стоимость удовлетворяет потребности не самого производителя, а тех лиц, которые покупают данный товар. Следовательно, в процессе производства товара должна создаваться общественная потребительная стоимость.
Поскольку товар обладает свойством обмениваться на другой товар, историческая особенность потребительной стоимости товара состоит в том, что она является носителем меновой стоимости.
Продукт труда, поступающий в потребление посредством
обмена, становится меновой стоимостью.
"Для того, чтобы стать товаром,- отмечает
Ф.Энгельс,- продукт должен быть предан
в руки того, кому он служит в качестве
потребительной стоимости, посредством
обмена". (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., Т.
23, с. 49.) Это значит, что товар должен обладать
свойством не только удовлетворять общественную
потребность, но и обмениваться на другой
товар в определенных пропорциях. Такое
свойство товара называется меновой стоимостью.
Она выступает прежде всего как количественное
соотношение обмениваемых товаров.
Например I костюм = 3 парам туфель.
Обмениваться могут товары, имеющие различные потребительные стоимости. Было бы бессмысленно, например, менять центнер пшеницы на центнер пшеницы иди часн на точно такие же часы. Однако то, что товары приравниваются друг к другу и обмениваются, говорит о том, что разные товары имеют нечто общее. Что же общего между двумя совершенно различными товарами? Их потребительные стоимости не имеют общих свойств. Наоборот, потребительные стоимости - это как раз то, что отличает товары друг от друга, они несоизмеримы в количественном соотношении. Нельзя, например сравнивать потребительную стоимость зерна и ситца. И тем не менее, указанные вещи обмениваются, а значит, и приравниваются друг к другу.
В -качестве приравнивания двух обмениваемых товаров лежит человеческий труд, затраченный на их производство. Таким образом, стоимость товара - это общественный труд, воплощенный в товаре. Это сгусток труда, заключенного в товаре.
Стоимость - это свойственное товарам общественное содержание, которое позволяет приравнивать товары друг к другу. Как потребительные стоимости, товары качественно различны, так как удовлетворяют различные потребности людей, но как стоимости они качественно однородны, потому что представляют собой затрату одного и того же общечеловеческого труда.
Существует немало полезных вещей, которые обладают потребительной стоимостью, но не имеют стоимости. К ним относятся предметы или вещества, не являющиеся продуктами человеческого труда: воздух, вода в источнике, необработанная земля, дикорастущие плоды и т.п.
Стоимостью вещь может быть только при условии, что она обладает потребительной стоимостью. Ненужная вещь, сколько бы ни было затрачено на нее труда, никакой стоимости иметь не будет, так как труд, затраченный на ее производство, оказался напрасным трудом, не признанным обществом. Существование стоимости вне потребительной стоимости невозможно. Потребительная стоимость в условиях товарного производства - носительница стоимости.
Стоимость - историческая категория, присущая только товарному производству. Она является свойством лишь продуктов, произведенных для обмена товаров.
Таким образом, товар имеет двойственную природу: он представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости.
2. Двойственный характер труда, заключенного в товаре
Двойственная природа товара, его стоимость и потребительная стоимость объясняются двойственным характером труда товаропроизводителя. Товар как вещь, удовлетворяющая определенную потребность человека, может быть создан только трудом в определенной конкретной форме. Если сравним труд двух товаропроизводителей, например крестьянина и портного, то увидит, что это два качественно различных вида труда. Труд крестьянина отличается от труда портного условиями производства, целью трудовой деятельности, применяемыми орудиями и предметами труда, характером выполняемых операций и, самое главное, его результатом: крестьянин выращивает пшеницу, а портной шьет одежду. труд, затрачиваемый в определенной полезной форме и создающий потребительные стоимости, называется Конкретным трудом.
Конкретный труд существует при любой общественной форме производства и в этом смысле является вечной категорией, условием существования человеческого общества.
Но какой бы вид конкретного труда мы ни взяли, он представляет собой затрату человеческой анергии (мускулов, мозга, нервов), частицу совокупных затрат общечеловеческого общественного труда. Общественный труд производителей товаров - труд вообще, независимо от его конкретной формы - это абстрактный труд, Абстрактный труд - характерная особенность товарного производства. Он выражает отношения товаропроизводителей и потому является исторической категорией, свойственной только товарному производству.
В натуральном хозяйстве
труд тоже был расходованием
Расходование человеческой рабочей силы может выражать сложный, по степени подготовки и простой труд, который не обладает никакой специальной подготовкой. "Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда..." (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.23, с. 50.) Сложный труд в обществе предстает как помноженный простой труд. Соответствующие пропорции стоимости продукта сложного и простого труда устанавливаются общественным процессом "за спиной производителей".
Частная собственность разъединяет товаропроизводителей. Вместе с тем, общественное разделение труда придает труду общественный характер, связывает между собой независимых частных товаропроизводителей. В результате возникает и развивается глубокое противоречие между частным и общественным трудом. Частная собственность неизбежно вызывает стихийное развитие товарного производства, порождает конкуренцию между товаропроизводителями. Лишь на рынке, в процессе стихийного обмена товаров и рыночной конкуренции, проявляется общественный характер труда производителей, их зависимость друг от друга. Противоречие между частным и общественным трудом носит антагонистический характер и представляет собой основное противоречие простого товарного хозяйства. Оно проявляется в том, что в процессе конкуренции: одни товаропроизводители обогащаются, а другие разоряются и гибнут. В условиях капиталистического способа производства- это противоречие становится еще более острым и развивается в противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.
3. Величина стоимости товара. Закон стоимости
Поскольку стоимость представляет собой воплощенный в товаре абстрактный труд, величина ее определяется количеством затраченного труда. Однако различные товаропроизводители затрачивают на изготовление одного и того же товара различное количество труда, Но для рынка такие различия не имеют значения: равные потребительные стоимости на рынке всегда будут цениться одинаково. Поэтому величина стоимости товаров определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. "Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда." (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 23, с. 47)
Если, например, подавляющая масса туфель, доставляемых на рынок, производится с затратой 10 часов труда на каждую пару, то это и будет общественно необходимым рабочим временем, определяющим общественную, или рыночную, стоимость данного вида товара. Каковы бы ни были фактические затраты труда отдельных производителей на изготовление пары туфель такого же качества - 8, 12 или 15 часов, рынок признает только затраты, равные 10 часам. При таких условиях в наиболее выгодном положении на рынке окажутся те товаропроизводители, у которых индивидуальное рабочее время ниже общественно необходимого, так как затратив на пошив туфель, например, 8 часов, они получают за них в обмен другой товар (или деньги), стоимостью 10 часов. Наоборот, товаропроизводитель, затрачивающий на изготовление таких же туфель 15 часов, потеряет 5 часов труда, заложенного в каждой паре. Такой труд не будет признан обществом.
Закон стоимости
Закон стоимости - это экономический закон товарного производства, согласно которому товары обмениваются в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство.
Возникнув в месте с зарождением регулярного обмена продуктами труда, закон стоимости действует на протяжении всей истории товарного производства. Это один из экономических законов, активно воздействующих на производство поваров и определяющих его развитие,
Для того, чтобы производство могло повторяться регулярно, во всяком обществе объективно необходимы определенные соотношения между различными отраслями материального производства. При господстве частной собственности такие пропорции обеспечиваются стихийным действием закона стоимости.
1.Регулирующее воздействие закона стоимости на распределение труда и средств производства осуществляется через стихийные колебания рыночных цен вокруг стоимости.
цена
Эти колебания происходят вследствие изменений в соотношении спроса и предложения товаров. Если предложение какого-либо товара превышает платежеспособный спрос на него, его цена будет отклоняться вниз от стоимости. Наоборот, если спрос на товар превысит предложение, его цена поднимется выше стоимости. Полное совпадение цены со стоимостью возможно лишь при соответствии спроса и предложения, что является лишь моментом в постоянном колебании цен.
Такие колебания цен вокруг стоимостей являются единственно возможным проявлением закона стоимости на рынке и вызывают существенные изменения в производстве, так как они определяют заинтересованность товаропроизводителей в производстве того или иного товара.
Например, на рынке обнаруживается, что цена на обувь имеет тенденцию к понижению, а цены на галантерейные изделия растут. В этом случае увеличение производства обуви затормозится, а галантереи - ускорится. В результате этого предложение галантерейных товаров через некоторое время превысит спрос, а на обувь, наоборот, спрос перестанет удовлетворяться. Тогда в движении рыночных цен возникнут противоположные тенденции: на обувь цены начнут расти, а на галантерейные изделия - понижаться.
Стихийные колебания цен на рынке делают более или менее выгодным производство в той или иной отрасли и стимулируют либо перелив в данную отрасль труда и средств из других отраслей, либо отлив их в другие отрасли. Без отклонения цен от стоимости не могло бы существовать и развиваться стихийное товарное производство.
2.Закон стоимости играет важнейшую роль в стимулировании роста производительности труда в товарном хозяйстве. Чтобы не разориться в конкурентной борьбе или удержать завоеванные выгодные позиции на рынке, каждый товаропроизводитель постоянно стремится к повышению производительности труда, то есть к снижению затрат труда на единицу продукции. Он должен постоянно заботиться о совершенствовании техники и технологии производства, об улучшении его организации, о повышении квалификации работников и т.д. В результате - достигается развитие производительных сил и повышение производительности общественного труда.