Трудовая теория стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:28, курс лекций

Описание работы

Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удов¬летворяет какую-либо человеческую потребность; во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Файлы: 1 файл

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, повышение производительности труда снижает стоимость предметов потребления, необходимых для рабочих, а это ведет к уменьшению стоимости рабочей силы. Соответственно сокращается и необходимое работе время. То же количество  жизненных средств, необходимых для рабочего, производится за меньшее количество часов. Например, необходимое рабочее время сокращается с 5 до 4 часов. Соответственно прибавочное рабочее время удлиняется с 5 до 6 часов.

Разновидностью относительной прибавочной стоимости является избыточная прибавочная стоимость.

Усовершенствование процесса производства и повышение производительности труда происходит не одновременно на всех предприятиях той или другой отрасли промышленности. Рост производительности труда на каком-либо предприятии ведет к снижению индивидуальной стоимости товара. Разница между общественной стоимостью товара и его более низкой индивидуальной стоимостью составит для данного капиталиста избыточную (добавочную) прибавочную стоимость. Она называется избыточной потому, что капиталист получает ее сверх обычной прибавочной стоимости. Избыточную прибавочную стоимость присваивают отдельные капиталисты до тех пор, пока новое усовершенствование производства не получит широкого распространения. Стремление обеспечить себе избыточную прибавочную стоимость побуждает каждого капиталиста совершенствовать технику и организацию производства, повышать производительность труда. В результате это приводит к всеобщему повышению производительности труда и понижению общественной стоимости единицы продукта. Как только то или иное усовершенствование распространится на большинство предприятий данной отрасли, избыточная прибавочная стоимость исчезает. Она возникнет вновь на отдельных предприятиях в результате внедрения новой, еще более совершенной техники.

5. Стоимость и издержки производства

Стоимость каждого капиталистически произведенного товара (W) распадается на стоимость потребленного постоянного капитала (с), на воспроизведенный переменный капитал (v) и на прибавочную стоимость (m) с - прежний овеществленный труд, v+m - новая стоимость, созданная затратой живого труда рабочих. Формула W=c+v+m характеризует природу и действительный источник прибавочной стоимости.

На поверхности буржуазного общества часть стоимости товара выступает в качестве издержек производства (c+v)/ Капиталистические издержки производства представляют собой затраты капиталиста на производство товара - это то, чего стоит товар капиталисту. Они состоят из затрат на постоянный и переменный капитал. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость не входит в издержки производства потому, что она создается прибавочным трудом рабочего и ничего не стоит капиталисту.

Итак, то, чего стоит товар капиталисту и то, чего он стоит обществу,- две совершенно различные величины. "То, чего стоит товар капиталисту, измеряется затратой капитала: то, чего товар действительно стоит,- затратой труда." (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 25, ч. I, с. 30)

Издержки производства маскируют капиталистические отношения. Расхода капиталистов на рабочую силу учитываются в издержках производства как равнозначный элемент наряду с другими статьями затрат на производство товара (сырье, топливо, материалы, амортизация и др.). Поэтому в издержках производства исчезает различие между постоянным и переменным капиталам и тем самым затушевывается источник прибавочной стоимости.

Другая часть стоимости товара - прибавочная стоимость -выступает в качестве прибыли, как избыток стоимости товара над) издержками его производства, как приращение всего авансированного капитала. "Прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли." (Там же, с. 43). Если прибыль обозначить буквой р, а издержки производства к, то формула W=c+v+m  принимает вид W=к+р.

Стоимость товара в форме к+р уже не имеет видимой связи с трудом. Обе части стоимости выступают в превращенной форме: издержки производства - как результат затраты авансированного капитала, а не труда, прибыль - как порождение того же авансированного капитала, а не прибавочного труда рабочих. В издержках производства и прибыли капиталистическая эксплуатация затушевывается, ее не видно на поверхности явлений.  *

В форме прибыли капиталист присваивает ту часть прибавочной стоимости, которую он реализует в цене товара. В связи с этим возможно количественное несовпадение между величиной прибавочной стоимости, создаваемой трудом рабочих на каком-либо капиталистическом предприятии, и величиной прибыли, реализуемой капиталистом в цене товара.

Таким образом, прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости. Она выступает на поверхности капиталистического общества не как результат эксплуатации рабочих, а как порождение авансированного капитала. Такую видимость используют буржуазные экономисты для защиты капитала, утверждая, что прибыль создается капиталом, а не трудом рабочих и поэтому в капиталистическом обществе отсутствует эксплуатация рабочего капиталистом.

II. Норма прибыли

Основной стимул развития капиталистического производства - извлечение прибыли. Каждый капиталист стремится получить наибольшую прибыль от применения своего капитала. Однако абсолютная ее величина, или масса, не показывает степени доходности применения капитала и быстроты его самовозрастания. Степень возрастания капитала выражается лишь в норме прибыли. Отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу, взятое в процентном ее отношении, называется нормой прибыли. Норма прибыли условно обозначается буквой р и выражается формулой:

 или  

Обычно под нормой прибыли  имеется в виду ее годовая норма, то есть процентное отношение массы прибавочной стоимости, полученной в течении года, к авансированному капиталу. Так, если авансированный капитал составляет 100 единиц и распадается на 80с +20v , то при 100-процентной норме прибавочной стоимости норма прибыли составит:

Факторы, влияющие на норму прибыли:

1. Норма прибавочной стоимости. Чем выше норма прибавочной стоимости, тем выше и норма прибыли. Так, если капитал составляет 100 единиц и распадается на 80с + 20v , то при 100-процентной норме прибавочной стоимости норма прибыли составит 20%. Если норма прибавочной стоимости повысится, например, до 200%, норма прибыли будет уже 40x100/100=40%.

2. Органическое строение капитала. При низком органическом строении капитала удельный вес переменного капитала больше, и поэтому создается больше прибавочной стоимости в расчета на одинаковый кА питал, чем при высоком строении. Например, при одинаковой норме прибавочной стоимости 100% капитал, состоящий из 70с+30v, приносит 30% прибыли, а капитал, состоящий из 80с+ 20v - лишь 20% прибыли.

3. Скорость оборота капитала. Норма прибыли увеличивается прямо пропорционально числу оборотов капитала. Например, капитал, состоящий из 80с+20v, делал в течении года один оборот и возрастал на 20И.Годовая норма прибыли в этом случае составляет 20m. Если этот капитал будет в течении года совершать 2 оборота, тогда ускорение оборота переменного капитала позволит капиталисту извлекать в 2 раза больше прибавочной стоимости – 40%.

4. Экономия в применении постоянного капитала. Достигается она за счет сокращения затрат на технику безопасности и ухудшение условий труда рабочих. В результате резко увеличиваются профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве, приводящие к инвалидности и смертности рабочих.

6. Внутриотраслевая конкуренция и образование общественной стоимости товаров

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между капиталистами, производящими однородные товары, из-за более выгодного их сбыта и получения добавочной прибыли. Острым орудием внутрипроизводственной конкуренции служат низкие цены продаваемых товаров. В конкурентной борьбе одерживают победу те капиталисты, которые могут продавать товары дешевле других и получать в результате больше прибыли.

Капиталисты, производящие одинаковые товары, имеют предприятия различной мощности и различного технического оснащения, что определяет различную производительность труда. В силу этого издержки на производство товаров на отдельных предприятиях будут неодинаковы. Однако стоимость товара определяется не индивидуальным, а общественно необходимым трудом. Поэтому, как бы ни отличались по своей величине индивидуальные стоимости, они в процессе конкуренции неизбежно уравниваются в общественную стоимость Общественная стоимость определяется индивидуальной стоимостью товаров, "которые составляют значительную массу продуктов последней". (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.25, чЛ, с. 195) В результате те предприятия, на которых техника производства и производительность труда выше среднего уровня данной отрасли и соответственно индивид уальная стоимость товаров ниже общественной, получают добавочную прибыль, являющуюся формой избыточной прибавочной стоимости. Те же предприятия, на которых техника производства и производительность труда ниже среднего уровня, не выдерживают конкурентной борьбы. Они вытесняются, разоряются и поглощаются более крупными предприятиями.

Одним из методов внутриотраслевой конкуренции является продажа товаров ниже стоимости. Прибыльная продажа по низким ценам возможна потому, что издержки производства товаров всегда меньше их стоимости. Капиталисты могут продавать товар с прибылью и при реализации его по цене ниже стоимости.

Таким образом, внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию общественной, или рыночной, стоимости товара. Она стимулирует технический прогресс в производстве. Но вместе с тем она порождает стремление засекречивать новые технические изобретения, не давать другим использовать их.

7. Межотраслевая конкуренция и образование средней прибыли

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между капиталистами разных отраслей из-за более прибыльного приложения капитала.

Конкуренция внутри отрасли уравнивает индивидуальные стоимости товаров в общественную стоимость. Но это еще не значит, что они будут проданы по их общественной стоимости. Товары различных отраслей обмениваются не просто как товары, но как продукты капитала. Для капиталистов безразлично, какие виды товаров производить. Их интересует лишь прибыль. Поэтому они претендуют на то, чтобы получать прибыль соответственно величине своих капиталов.

Так как в разных отраслях производства органическое строение капитала различно, то неизбежны различия и в нормах прибыли. Например, имеются три отрасли производства с одинаковыми размерами капитала, но различного органического строения (кожевенная, текстильная, машиностроительная). Предположим, что оборот всего капитала равен одному году, а авансированный капитал и издержки производства количественно одинаковы. Получим таблицу:

Приведенные данные показывают что при продаже товаров по их стоимости капиталист получает разную норму прибыли: в первой отрасли - 30$, во второй - 20$, в третьей – 10%. Но такое резкое различие в нормах прибыли долго сохраниться не может. Каждый капиталист стремится получить наибольшую прибыль. При свободной конкуренции капиталист в погоне за максимум прибыли будет вкладывать свои капиталы в более выгодные отрасли, в нашем примере - в кожевенную промышленность. Массовый приток капитала в такие отрасли, а вместе с ним и труда, вызовет превышение предложения товаров над спросом на них, отклонений от стоимости и снижение прибыли.

В отраслях с низкой нормой прибыли, наоборот, развитие производства затормозится, предложение товаров по сравнению со спросом уменьшится. Поэтому цены товаров поднимутся выше стоимости и норма прибыли повысится. Переливание капитала из одной отрасли в другую будет продолжаться до тех пор, пока норма прибыли во всех трех отраслях производства не уравняется в среднюю, или общую, норму прибыли!

В нашем примере средняя норма прибыли равна:

Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары начинают продаваться не по стоимости, а по цене производства, которая равна издержкам производства плюс средняя прибыль на авансированный капитал, (к+р )

Итак, капиталисты отдельных отраслей производства реализуют, как правило, не то количество прибавочной стоимости, которое произведено в их собственной отрасли. Они получают прибыль соответственно удельному весу их капиталов во всем общественном капитале. Следовательно, созданная в обществе прибавочная стоимость распределяется между различными группами капиталистов соответственно авансированному капиталу. Такое положение складывается в результате острой конкурентной борьбы между капиталистами.

Следует иметь в виду, что межотраслевая конкуренция и процесс переливания капитала из одной отрасли в другую не могут привести к образованию математически точной средней прибыли. Стремление капиталистов получить наибольшую прибыль приводит к непрерывным колебаниям отраслевых норм прибыли вокруг средней.

Образование общей нормы прибыли и уравнение прибавочной стоимости в среднюю прибыль неизбежно обуславливает превращение стоимости в цену производства: товары при капитализме продаются не по стоимости, а по цене производства.

Стоимость производства - это овеществленный абстрактный человеческий труд. Ее величина определяются общественно необходимым трудом.

Цена производства определяется издержками производства, то есть затратой капитала и средней прибылью. Обе части цены производства внешне связаны не с трудом рабочего, а с капиталом.


Информация о работе Трудовая теория стоимости