Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:33, контрольная работа
Актуальность темы заключается в том, что без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые ресурсы, относящиеся к социально-экономической категории, являются одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
В каждой стране и каждой ее отрасли производство зависит от ряда факторов. Такими факторами являются кадры, труд и оплата труда на предприятии. Кадры наиболее ценная и важная часть производительных сил общества.
Во время найма на работу кандидату предоставляется информация о предприятии. При этом информация должна быть такой, чтобы ожидания нового сотрудника в процессе его будущей работы были реалистичными. За этим следует обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что является эффективной работой на данном предприятии. Правила, процедура и наставления со стороны старших по должности представляют формальные дополнительные методы адаптации работников коллективе предприятия.
Обучение персонала трудовым навыкам. Профессиональная подготовка сотрудников с целью повышения их квалификации и трудовых навыков необходима предприятию для эффективного выполнения работы, так как имеется постоянная потребность в высокой производительности труда персонала. Одним из способов достижения общего качества трудовых ресурсов является отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников, руководство должно также реализовывать программы систематического обучения и подготовки своих сотрудников, помогая полному раскрытию их возможностей на предприятии. Кроме того, предприятие не может быть конкурентоспособным, если его персонал будет иметь навыки выполнения конкретной работы хуже конкурентов. В силу этого подготовка персонала (кадров) должна быть ориентирована на обучение сотрудников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда и обеспечить уровень этих навыков, достаточный для того, чтобы делать конкретную работу не хуже конкурентов. [2, c.375 ]
Оценка результатов трудовой деятельности и перемещение кадров направлены на определение наиболее результативных (потенциально значимых для предприятия) сотрудников и обеспечение реального подъема уровня их достижений, переводя на более привлекательные и престижные должности. При этом оценка результатов деятельности сотрудников решает три задачи: административную, информационную и мотивационную. Первая (административная) задача связана с перемещением сотрудников на другие должности путем их повышения или понижения по должности с учетом полезности и перспективности профессионального роста для развития предприятия, а также перевода на другую pавнозначную работу или прекращения трудового договора. Вторая задача решается путем информирования сотрудников о результатах деятельности за оцениваемый период и относительном уровне результативности их работы, а также об оценке их значимости для предприятия. Мотивационная задача заключается в том, что результат оценки является важным средством стимулирования сотрудников к более результативной работе путем дальнейшего повышения производительности труда и самосовершенствования. [2, c.376]
Подготовка руководящих кадров направлена на развитие навыков и умения, необходимых сотрудникам для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. Чтобы готовить руководителей к продвижению по службе, необходим тщательный анализ и планирование работы по подготовке руководящих кадров, развитие системного и стратегического мышления менеджеров всех уровней.
Наиболее распространенными методами подготовки руководящих кадров, зарекомендовавшими себя положительно, являются:
Организация лекций, дискуссий в составе небольших учебных групп, разбор конкретных деловых ситуаций и изучение литературы, участие в деловых играх и тренинге. Вариантами этого метода являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления, повышение профессиональных знаний в рамках конкретного бизнеса (отрасли). [2, c.376]
Продвижение по службе с учетом более полного использования конкретных возможностей сотрудников.
Подготовка руководящих кадров в процессе их работы путем временного замещения руководителей различного уровня и обучение их в школах резерва.
Управление продвижением по службе осуществляется через конкретные программы, которые помогают предприятию использовать способности своих сотрудников наиболее полно и продуктивно. Для сотрудников такие программы обеспечивают возможность эффективно проявить себя, наиболее полно раскрыть свои способности.
3. Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов общества
Показатели, характеризующие
использование трудовых ресурсов, можно
рассматривать с двух позиций: с позиции
распределения занятых в народном хозяйстве
по видовым признакам и с позиции эффективного
применения трудового потенциала в экономическом
и социальном секторах экономики. О распределении
трудовых ресурсов дает представление
показатель — структура.
Структура выражает соотношение конкретных
социальнодемографических и профессионально-
Структура трудовых ресурсов многогранна.
Она включает распределение людей по определенным
классификационным признакам — по полу,
возрасту, образованию, месту жительства
(город, село), общественным группам, профессиям,
сферам приложения труда и др. (рис. 1).
Рис.1. Структура трудовых ресурсов по групповым признакам
Изучение структуры
по полу (мужчины и женщины)
и по возрасту (подростки, пожилые)
имеет важное значение для
формирования рабочих мест в
экономике (в региональном и
отраслевом разрезах) с учетом состояния и развития рынка труда.
Особо значимой, Качественной характеристикой
является структура по образованию, поскольку
она характеризует состояние интеллектуального
развития трудовых ресурсов. Уровень образования
определяют три показателя: среднее число
лет обучения, численность учащихся и
студентов, удельный вес специалистов
с высшим и средним специальным образованием.
Показатели структуры трудовых ресурсов
непосредственно связаны с динамикой
трудовых ресурсов, т.е. с их движением.
Количественные изменения в составе численности
трудовых ресурсов характеризуются такими
показателями, как абсолютный прирост,
темп роста, темп прироста трудовых ресурсов.
Абсолютный прирост трудовых ресурсов
определяется по формуле:
Тпр = Rn — Ro,
где Тпр — абсолютный прирост трудовых ресурсов
в рассматриваемом периоде (квартале,
году, за ряд лет); Rn и Ro — численность трудовых
ресурсов соответственно на конец и начало
календарного периода.
Темп роста — отношение абсолютной величины
численности трудовых ресурсов в конце
данного периода к их величине в начале
периода.
Темп прироста можно рассчитать по формуле:
Для изучения динамики
за ряд лет определяются
где Трс — среднегодовой
темп роста; n — число лет.
Абсолютный прирост, темп роста и прироста
позволяют отслеживать влияние на структуру трудовых ресурсов естественного
движения населения, связанного с рождением
и смертностью, механического движения,
определяемого миграцией, а также общего
изменения численности трудовых ресурсов,
связанного и с естественным, и с механическим
движением.
Степень эффективности применения труда
в любых видах и сферах деятельности в
конечном счете измеряется временем, затрачиваемым
работником на изготовление продукции
или производство услуг с учетом соблюдения
требований технологии и качества; при
этом эффективность оценивается с позиции
минимизации затрат времени на единицу
результата труда. В материальном производстве
эффективность применения труда оценивается
показателем производительности труда.
В нематериальной сфере (в образовании,
здравоохранении, обслуживании и др.) в
соответствии с конечными результатами
таких видов деятельности применяются
различные показатели.
Одной из важных сторон изучения трудовых
ресурсов с позиции их распределения и
рационального применения является учет
региональных особенностей их формирования
и использования, позволяющий оценить
эффективность политики государства в
сфере социально-трудовых отношений на
региональном уровне.
4. Оценка
возможности трудового
Возможности человеческих ресурсов как фактора
экономического развития в пространстве
и во времени могут быть большими и меньшими.
В этом плане изучение состояния трудового
потенциала общества, территории, предприятия
имеет очень важное Практическое значение
для сбалансирования ресурсов живого
труда и числа рабочих мест с учетом всех
изменений как в численности и составе
трудового потенциала, так и в сфере приложения
труда, происходящих под влиянием социально-демографических
процессов, совершенствования структуры
экономики и производства, территориального
размещения и других факторов.
Поскольку трудовой потенциал существенно
влияет на спрос и предложение на рынке
труда, возникает вопрос о возрастном
ограничении состава трудового потенциала
— об определении нижней и верхней границ
дееспособности населения, юридически
имеющего право на деятельность и отвечающего
за свои поступки.
Нижние границы трудового потенциала
до сих пор не определены; российские нормы,
ограничивающие прием на работу некоторых
групп населения, не являются эталоном.
Верхние границы трудового потенциала
в зависимости от сохранения работоспособности
людьми можно распределить на три группы:
от 60 до 65 лет (данная группа сохраняет
работоспособность на 65—70%); 65— 70 лет (работоспособность
сохраняется на 50,1 — 60%); 70—75 лет и старше
(эта группа людей сохраняет трудоспособность
примерно на 35—40%).
Конечно, такое распределение достаточно
условно, но все-таки Обеспечивает дифференцированный
подход к трудовому потенциалу на региональном
уровне.
В настоящее время в России официальный
статистический учет В исследованиях
экономически активного населения ограничен
Возрастной группой 15 лет — 72 года. О состоянии
трудового потенциала России дает представление
коэффициент демографической нагрузки
(табл. 1).
Таблица 1. Коэффициент демографической нагрузки по Российской Федерации (количество лиц нетрудоспособного возраста, приходящееся на 1000 лиц трудоспособного возраста)
Годы |
Всего |
В том числе лиц
в возрасте | |
моложе трудоспособного |
старше трудоспособного | ||
1995 |
744 |
388 |
356 |
2000 |
660 |
319 |
341 |
2004 |
604 |
277 |
330 |
2005 |
590 |
267 |
323 |
Количественная
характеристика трудового
ТП = Рср.числ.раб · Траб.врем
где ТП —трудовой
потенциал;
Рср.числ.раб — среднегодовая численность
работников;
Траб.врем — средняя продолжительность
рабочего времени.
Тогда фонд ресурсов труда будет выражаться
в человеко-месяцах, человеко-днях, человеко-часах.
Располагая фондом ресурсов труда и числом
рабочих мест, можно довольно точно рассчитать
потребную численность персонала с учетом
коэффициента загруженности рабочих мест,
результатов их паспортизации, рационализации
и аттестации в масштабе не только предприятия,
но и региона.
Качественный аспект трудового потенциала
можно исследовать с помощью показателей
уровня квалификации работников и полезности
их знаний для производства (предприятия,
фирмы).
Следовательно, качественная характеристика
трудового потенциала выражается в степени
профессиональной и квалификационной
пригодности людей к выполнению работы,
а это зависит от общеобразовательной
и профессиональной подготовки, навыков
в труде и личных способностей работников.
При изучении структуры трудового потенциала
все дееспособное население распределяется
на две группы: полногодовые работники,
которые могут и должны быть заняты трудом
в общественном производстве в течение
всего года, и неполногодовые работники,
которые привлекаются на работу с сокращенным
рабочим периодом в течение года, недели,
дня и т.п.
Полногодовые и неполно годовые работники
распределяются и учитываются по месту
их проживания, полу, возрасту, образованию,
специальности, социальному положению.
Рассматривая количественные и качественные
характеристики трудового потенциала
в комплексе, можно определить, в какой
степени производство страны и составные
части народного хозяйства обеспечены
рабочей силой в соответствии с требованиями
рынка, развитием сферы приложения труда
с учетом структурных преобразований
в производстве, а также в связи с требованиями
научно- технического прогресса (НТП) и
конкуренции на рынке труда. Такой анализ
позволяет выявить уровень занятости
трудового потенциала, наметить пути его
эффективного использования и обеспечить
регулирование рынка труда с учетом количественных
и качественных характеристик трудового
потенциала в конкретном регионе.