Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:02, курсовая работа
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
Введение…………………………………………………………………….……………………3
1. Понятие финансовой системы Российской федерации. Ее состав и структура………….5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….………………5
1.2. Структура финансовой системы……………………………………………………….6
2. Анализ элементов (звеньев) финансовой системы РФ…………………………………….9
3. Управление и изменение финансовой системы страны……….…..……………………….14
3.1 Управление финансами и финансовая политика……………………………………...14
3.2 Органы государственного управления финансами и их функции……………………16
3.3 Необходимость перемен………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………..………………………..24
Список литературы……………….………………
Введение…………………………………………………………
1. Понятие финансовой системы Российской федерации. Ее состав и структура………….5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….………………
1.2. Структура финансовой системы……………………………………………………….6
2. Анализ элементов (звеньев) финансовой системы РФ…………………………………….9
3. Управление и изменение финансовой системы страны……….…..……………………….14
3.1 Управление финансами и финансовая политика……………………………………...14
3.2 Органы государственного управления финансами и их функции……………………16
3.3 Необходимость перемен……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………….…………………….…………
Приложение……………………………………………………
Введение
Экономическая структура любого сообщества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями. Через финансовый механизм государство реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используют в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а так же ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.1
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Задача курсовой работы изучить современную финансовую систему Российской Федерации и ее структуру, определить ее роль в функционировании государства. Рассмотреть структуру финансовой системы, обобщая большое количество мнений различных специалистов, изучающих этот вопрос на протяжении всего существования самого государства. Проанализировать основные обязанности каждого звена в этой системе. Ознакомиться с органами управления финансами и финансовой системой РФ. А так же узнать возможные действия и изменения в современной финансовой системе.
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура
1.1. Понятие финансовой системы
Имея в виду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.2
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.
При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
1.2. Структура финансовой системы
Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. Она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).
Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировалось 50-52% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.
На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
• бюджетная система, состоящая из государственных и местных муниципальных образований, внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;
• финансы предприятий, организаций, учреждений;
• кредит (государственный, муниципальный и банковский).
Например, Минфин России, Федеральное казначейство, Банк России, МНС России, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения и т.д. Финансовые инструменты - финансовые активы и пассивы, которые можно покупать и продавать на рынке и, посредством которых, осуществляется распределение и перераспределение капитала. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами: наличными деньгами, безналичными формами денег на счетах, в аккредитивах и сертификатах, ценными бумагами (акции, облигации, векселя, опционы, фьючерсы и др.).
Финансовая система России образует многоуровневую, иерархическую структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы, которые разделяются на федеративные финансы и финансы субъектов Федерации (республики, края, области). Следующий уровень - местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов, организаций разных форм собственности.
Государственные и муниципальные финансы:
• бюджетная система;
• внебюджетные фонды;
• государственный кредит.
Финансы хозяйствующих субъектов:
• коммерческих предприятий и организаций;
• финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
• некоммерческих организаций.
В целом финансовая система Российской Федерации состоит из бюджетной системы, внебюджетных фондов, фондов страхования, финансов организаций различных форм собственности. (схема 1)
Бюджетная система страны охватывает федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Федеральный бюджет Российской Федерации выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон на каждый финансовый год. В бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах главными являются расходы на социальные цели.
Государственные внебюджетные фонды имеют целевое назначение - расширение диапазона социальных услуг населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд Российской Федерации, средства которого формируются за счет ЕСН, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций Фонда.3
Фонды страхования формируются из страховых взносов физических и юридических лиц с целью снижения экономического риска.
Финансы организаций делят на:
- финансы коммерческих организаций - хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных и торговых кооперативов;
- финансы некоммерческих организаций - общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, потребительских кооперативов и др.
Финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:
1. финансы коммерческих организаций;
2. финансы некоммерческих организаций;
3. финансы ПБОЮЛ;
4. финансы домохозяйств.
Элементами финансовой системы являются отдельные источники образования и направления расходования денежных средств, налоги, платежи, пошлины, финансовые санкции.
К видам деятельности в рамках финансовой системы относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерскую деятельность, аудит.
Финансовая система характеризуется движением финансовых ресурсов, потоками денежных средств, связывающими агентов финансовых отношений и реализующими денежные расчеты между ними. Финансовая система страны обладает развитыми внешними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, устанавливающими отношения между странами, банками, компаниями других стран, международными финансовыми центрами, фондами.
Финансы коммерческих организаций составляют основу финансов страны. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояний финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.4
2. Анализ элементов (звеньев) финансовой системы РФ
Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.5
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.
Роль государства в социально-экономическом развитии общества определяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Поэтому основой централизованных (или общегосударственных) финансов являются бюджеты соответствующих уровней. В Российской Федерации выделяются:
1. Федеральные;
2. Региональные;
3. Местные;
4. Государственный бюджет:
- Внебюджетные фонды;
- Государственный кредит;
- Госдолг;
7. Фонды страхования;
8. Фондовый рынок.
Федеральный, региональные и местные бюджеты представляют собой форму образования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, обеспечения охраны окружающей среды поддержания и развития социальной и культурной сферы, а также предприятий различных форм собственности.
Государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемых вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.
Государственный кредит отражает кредитные отношения, связанные с мобилизацией государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и частных лиц на условиях возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Заемщиками в государственном кредите выступают юридические и физические лица, а кредитором - государство в лице органов его исполнительной власти.
Информация о работе Управление и изменение финансовой системы страны