Управление и изменение финансовой системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……………………3
1. Понятие финансовой системы Российской федерации. Ее состав и структура………….5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….………………5
1.2. Структура финансовой системы……………………………………………………….6
2. Анализ элементов (звеньев) финансовой системы РФ…………………………………….9
3. Управление и изменение финансовой системы страны……….…..……………………….14
3.1 Управление финансами и финансовая политика……………………………………...14
3.2 Органы государственного управления финансами и их функции……………………16
3.3 Необходимость перемен………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………..………………………..24
Список литературы……………….………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

- налоговой деятельности;

- страховой деятельности;

- валютной деятельности;

- банковской деятельности;

- государственного долга;

- аудиторской деятельности;

- бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности;

- производства, переработки и обращения  драгоценных металлов и драгоценных камней;

- таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров  и транспортных средств;

- инвестирования средств для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии;

- организации и проведения лотерей, азартных игр и пари;

- производства и оборота защищенной полиграфической продукции;

- финансового обеспечения государственной  службы;

- противодействия легализации  доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма.18

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральных служб, находящихся в его ведении:

- Федеральной налоговой службы;

- Федеральной службы страхового  надзора;

- Федеральной службы финансово-бюджетного  надзора;

- Федеральной службы по финансовому  мониторингу;

- Федерального казначейства, а также контроль над исполнением Федеральной таможенной службой (которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие основные функции:

- контроль и надзор за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах;

- контроль и надзор за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- контроль и надзор за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- контроль и надзор за производством  и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и  табачной продукции;

- контроль и надзор за соблюдением  валютного законодательства Российской  Федерации в пределах компетенции  налоговых органов;

- государственную регистрацию  юридических лиц, физических лиц  в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- представление в делах о  банкротстве и в процедурах  банкротства требований об уплате  обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие функции:

- контроль и надзор в финансово-бюджетной  сфере;

- валютный контроль.19

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральное казначейство осуществляет следующие правоприменительные функции:

- обеспечение исполнения федерального  бюджета;

- кассовое обслуживание исполнения  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

- предварительный и текущий  контроль над проведением главными  распорядителями, распорядителями  и получателями средств федерального бюджета операций с этими средствами.

Основными функциями Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются:

- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и  компенсационных пошлин, таможенных  сборов;

- контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов;

- осуществление мер по их принудительному взысканию.20

Управление рынком ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам таковы:

- осуществление государственной  регистрации выпусков ценных  бумаг и отчетов об итогах  выпуска ценных бумаг, а также  регистрации проспектов ценных бумаг;

- обеспечение раскрытия информации  на рынке ценных бумаг в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- контроль и надзор за деятельностью  эмитентов, профессиональных участников  рынка ценных бумаг и их  саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, их управляющих компаний и специализированных депозитариев, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также за деятельностью товарных бирж и бюро кредитных историй.21

Особое место в системе управления финансами со стороны органов власти принадлежит Счетной палате Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации в своей деятельности не зависит от Правительства, наделена широкими полномочиями - выполняет контрольные, экспертно-аналитические и информационные функции - и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.22

Основными задачами, которые выполняет Счетная палата Российской Федерации, являются:

- контроль над своевременным  исполнением доходных и расходных  статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

- оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- регулярное представление информации  о ходе исполнения федерального  бюджета, полученной в ходе проводимых  контрольных мероприятий, Совету  Федерации и Государственной  Думе Российской Федерации.

Сфера осуществления полномочий Счетной палаты Российской Федерации включает:

- государственные органы Российской  Федерации, федеральные внебюджетные  фонды;

- органы местного самоуправления, предприятия, организации (в том  числе финансово-кредитные организации  и страховые компании), если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета либо если они пользуются федеральной собственностью или имеют налоговые, таможенные льготы.23

Основной формой контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации является проведение ревизий и тематических проверок, информация о результатах которых поступает в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. При выявлении нарушения законов, которые предусматривают уголовную ответственность, Счетная палата направляет материалы проверок в правоохранительные органы.

Для принятия мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, руководителю проверяемой организации направляется представление, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок.

В ведущих зарубежных странах основными органами государственного управления финансами являются, как и в Российской Федерации, парламент и министерство финансов, кроме того, как правило, работает и независимый орган финансового контроля.24

 

                        3.3 Необходимость перемен

В нашей стране частная финансовая деятельность, хотя и относительно слабо развита, в значительной (едва ли не определяющей) степени направлена не на долгосрочное кредитование реиндустриализации, развитие образования, медицины и решение социальных проблем, а на краткосрочные спекулятивные операции с высокой долей риска.

Одна общая и для США, и для России, и для многих других стран мира проблема – теневые финансовые операции. Причем весьма значимая их составляющая – теневое перераспределение ресурсов в пользу инсайдеров внутри самих финансовых институтов.25

Все эти тенденции предполагают необходимость существенных коррекций в финансовой системе в целом. Ключевые проблемы здесь – не только нормы резервирования и ставка рефинансирования, но и другие вопросы социализации финансов. Речь идет не о национализации банков, а о большей, чем ныне, социализации финансовой системы. Последнее означает, в частности, большую прозрачность деятельности Центрального банка и других государственных банков, их ответственность не только за финансовые результаты, но и параметры развития (для центральных банков многих развитых и развивающихся стран параметры благосостояния граждан и безработицы – не менее значимый критерий успешности их деятельности, чем уровень инфляции). Кроме того, существенно большей может и должна быть прозрачность деятельности коммерческих финансовых институтов и мера их социальной ответственности. Один из шагов в этом направлении – открытие финансовой информации коммерческих и некоммерческих организаций и государственных учреждений, в том числе путем обеспечения доступа к ней через интернет, за исключением тех сведений, которые по закону не подлежат открытию.

В целом же необходим целый комплекс мер по сокращению административных барьеров, коррупционных издержек и теневой составляющей в движении финансово-кредитных ресурсов из финансовых институтов в реальный сектор экономики. Именно такие меры позволят расширить доступность кредитов и увеличить удельный вес долгосрочного кредитования, а также поднять эффективность использования бюджетных источников финансирования. Отсутствие значимых успехов в решении этой задачи говорит о том, что необходима перемена целевых установок финансовой и в целом экономической политики государства. Когда финансово-кредитная система будет на практике нацеливаться на достижение результатов в реальном экономическом развитии и нести действительную ответственность именно за достижение этих результатов, то разработка и применение конкретных шагов по снижению административных издержек и теневого оборота будут продвигаться заметно успешнее.26

Значимым шагом могла бы стать легализация тех теневых расходов граждан на социальные нужды, которые не имеют форму взятки конкретным лицам и направлены на восполнение недостаточного финансирования бюджетных учреждений социальной сферы. Следует также предусмотреть коллективные формы организации и контроля такого рода расходов со стороны граждан.

Весьма значимым для поддержки долгосрочных по самой своей природе процессов реиндустриалицазии, развития высоких технологий, образования, медицины, культуры может быть программный подход к решению финансовых проблем, позволяющий получить значимый кумулятивный эффект за счет соединения в рамках единой программы с единым «деревом целей» различных механизмов и источников обеспечения долгосрочного развития денежными средствами. Среди таких механизмов могут быть согласованные, сопряженные по времени и адресатам, правилам игры инвестиционные проекты, кредиты, прямые государственные вливания, косвенные льготы, преференции и т.п. Принципиально важным в данном случае является и использования опыта Китая, Бразилии, скандинавских стран в сфере разработки и реализации программ государственно-частного партнерства.27

XXI век открыл новые возможности  для нерыночных форм и методов  финансирования различных проектов, в том числе инновационных, образовательных, экологических, социальных, культурных. Среди них быстро растущие формы краудфандинга и краудсорсинга, в основу которых заложены принципы сетевого некоммерческого обеспечения развития. Эти механизмы и формы только возникают, но имеют весьма широкие перспективы.28

Любые шаги по развитию финансовой системы в 2013 году и более отдаленном будущем будут практически бессмысленны без решения фундаментальных проблем российской экономики – проблем социально-экономической и институциональной нестабильности. Эти проблемы лежат в основе российской коррупции и шот-термизма, они же отторгают от инновационной деятельности большую часть бизнеса, они порождают низкий уровень доверия и деградацию человеческого капитала.29

Финансовые процессы как таковые могут усугублять эти трудности, могут несколько смягчать их, но и только. Более того, сами финансовые проблемы не могут быть решены без решения задач вывода российской экономики и общества из зоны «турбулентности».

 

                                    

 

                                    Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы, их управляющие органы. А так же изменения и прогноз действий современной финансовой системы. В заключении исследования данной темы можно сказать, что все структурные элементы, входящие в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими.

По данным анализа выяснилось, что страхование можно не считать отдельной сферой финансовой системы. Страхование действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Видимо, есть необходимость подчеркнуть высокую значимость страхования, выделяя его в отдельную сферу. Поэтому в заключении можно положить, что страхование является структурным элементом двух других сфер: финансы субъектов хозяйствования (а именно финансы коммерческих организаций) и государственные и муниципальные финансы (финансы внебюджетных фондов).

В составе сферы финансов субъектов хозяйствования чётко выделяются: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансы предприятий без образования юридического лица. Дополнительными звеньями можно назвать: финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих звеньев, становиться ясно, что в действительности они существуют, но являются не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных - финансы коммерческих, некоммерческих организаций и ПБОЮЛ.

Информация о работе Управление и изменение финансовой системы страны