Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:02, курсовая работа
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики;
- диспропорции развития экономической системы;
- отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
Введение…………………………………………………………………….……………………3
1. Понятие финансовой системы Российской федерации. Ее состав и структура………….5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….………………5
1.2. Структура финансовой системы……………………………………………………….6
2. Анализ элементов (звеньев) финансовой системы РФ…………………………………….9
3. Управление и изменение финансовой системы страны……….…..……………………….14
3.1 Управление финансами и финансовая политика……………………………………...14
3.2 Органы государственного управления финансами и их функции……………………16
3.3 Необходимость перемен………………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………..………………………..24
Список литературы……………….………………
- налоговой деятельности;
- страховой деятельности;
- валютной деятельности;
- банковской деятельности;
- государственного долга;
- аудиторской деятельности;
- бухгалтерского учета и
- производства, переработки и обращения
драгоценных металлов и
- таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
- инвестирования средств для
финансирования накопительной
- организации и проведения
- производства и оборота защищенной полиграфической продукции;
- финансового обеспечения
- противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.18
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральных служб, находящихся в его ведении:
- Федеральной налоговой службы;
- Федеральной службы страхового надзора;
- Федеральной службы финансово-
- Федеральной службы по
- Федерального казначейства, а также контроль над исполнением Федеральной таможенной службой (которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие основные функции:
- контроль и надзор за
- контроль и надзор за
- контроль и надзор за
- контроль и надзор за
- контроль и надзор за
- государственную регистрацию
юридических лиц, физических лиц
в качестве индивидуальных пред
- представление в делах о
банкротстве и в процедурах
банкротства требований об
Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие функции:
- контроль и надзор в финансово-
- валютный контроль.19
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральное казначейство осуществляет следующие правоприменительные функции:
- обеспечение исполнения
- кассовое обслуживание
- предварительный и текущий
контроль над проведением
Основными функциями Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются:
- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов;
- контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов;
- осуществление мер по их принудительному взысканию.20
Управление рынком ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам таковы:
- осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
- обеспечение раскрытия
- контроль и надзор за
Особое место в системе управления финансами со стороны органов власти принадлежит Счетной палате Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации в своей деятельности не зависит от Правительства, наделена широкими полномочиями - выполняет контрольные, экспертно-аналитические и информационные функции - и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.22
Основными задачами, которые выполняет Счетная палата Российской Федерации, являются:
- контроль над своевременным
исполнением доходных и
- определение эффективности и
целесообразности расходов
- оценка обоснованности
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- регулярное представление
Сфера осуществления полномочий Счетной палаты Российской Федерации включает:
- государственные органы
- органы местного
Основной формой контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации является проведение ревизий и тематических проверок, информация о результатах которых поступает в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. При выявлении нарушения законов, которые предусматривают уголовную ответственность, Счетная палата направляет материалы проверок в правоохранительные органы.
Для принятия мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, руководителю проверяемой организации направляется представление, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок.
В ведущих зарубежных странах основными органами государственного управления финансами являются, как и в Российской Федерации, парламент и министерство финансов, кроме того, как правило, работает и независимый орган финансового контроля.24
3.3 Необходимость перемен
В нашей стране частная финансовая деятельность, хотя и относительно слабо развита, в значительной (едва ли не определяющей) степени направлена не на долгосрочное кредитование реиндустриализации, развитие образования, медицины и решение социальных проблем, а на краткосрочные спекулятивные операции с высокой долей риска.
Одна общая и для США, и для России, и для многих других стран мира проблема – теневые финансовые операции. Причем весьма значимая их составляющая – теневое перераспределение ресурсов в пользу инсайдеров внутри самих финансовых институтов.25
Все эти тенденции предполагают необходимость существенных коррекций в финансовой системе в целом. Ключевые проблемы здесь – не только нормы резервирования и ставка рефинансирования, но и другие вопросы социализации финансов. Речь идет не о национализации банков, а о большей, чем ныне, социализации финансовой системы. Последнее означает, в частности, большую прозрачность деятельности Центрального банка и других государственных банков, их ответственность не только за финансовые результаты, но и параметры развития (для центральных банков многих развитых и развивающихся стран параметры благосостояния граждан и безработицы – не менее значимый критерий успешности их деятельности, чем уровень инфляции). Кроме того, существенно большей может и должна быть прозрачность деятельности коммерческих финансовых институтов и мера их социальной ответственности. Один из шагов в этом направлении – открытие финансовой информации коммерческих и некоммерческих организаций и государственных учреждений, в том числе путем обеспечения доступа к ней через интернет, за исключением тех сведений, которые по закону не подлежат открытию.
В целом же необходим целый комплекс мер по сокращению административных барьеров, коррупционных издержек и теневой составляющей в движении финансово-кредитных ресурсов из финансовых институтов в реальный сектор экономики. Именно такие меры позволят расширить доступность кредитов и увеличить удельный вес долгосрочного кредитования, а также поднять эффективность использования бюджетных источников финансирования. Отсутствие значимых успехов в решении этой задачи говорит о том, что необходима перемена целевых установок финансовой и в целом экономической политики государства. Когда финансово-кредитная система будет на практике нацеливаться на достижение результатов в реальном экономическом развитии и нести действительную ответственность именно за достижение этих результатов, то разработка и применение конкретных шагов по снижению административных издержек и теневого оборота будут продвигаться заметно успешнее.26
Значимым шагом могла бы стать легализация тех теневых расходов граждан на социальные нужды, которые не имеют форму взятки конкретным лицам и направлены на восполнение недостаточного финансирования бюджетных учреждений социальной сферы. Следует также предусмотреть коллективные формы организации и контроля такого рода расходов со стороны граждан.
Весьма значимым для поддержки долгосрочных по самой своей природе процессов реиндустриалицазии, развития высоких технологий, образования, медицины, культуры может быть программный подход к решению финансовых проблем, позволяющий получить значимый кумулятивный эффект за счет соединения в рамках единой программы с единым «деревом целей» различных механизмов и источников обеспечения долгосрочного развития денежными средствами. Среди таких механизмов могут быть согласованные, сопряженные по времени и адресатам, правилам игры инвестиционные проекты, кредиты, прямые государственные вливания, косвенные льготы, преференции и т.п. Принципиально важным в данном случае является и использования опыта Китая, Бразилии, скандинавских стран в сфере разработки и реализации программ государственно-частного партнерства.27
XXI век открыл новые возможности для нерыночных форм и методов финансирования различных проектов, в том числе инновационных, образовательных, экологических, социальных, культурных. Среди них быстро растущие формы краудфандинга и краудсорсинга, в основу которых заложены принципы сетевого некоммерческого обеспечения развития. Эти механизмы и формы только возникают, но имеют весьма широкие перспективы.28
Любые шаги по развитию финансовой системы в 2013 году и более отдаленном будущем будут практически бессмысленны без решения фундаментальных проблем российской экономики – проблем социально-экономической и институциональной нестабильности. Эти проблемы лежат в основе российской коррупции и шот-термизма, они же отторгают от инновационной деятельности большую часть бизнеса, они порождают низкий уровень доверия и деградацию человеческого капитала.29
Финансовые процессы как таковые могут усугублять эти трудности, могут несколько смягчать их, но и только. Более того, сами финансовые проблемы не могут быть решены без решения задач вывода российской экономики и общества из зоны «турбулентности».
В данной курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы, их управляющие органы. А так же изменения и прогноз действий современной финансовой системы. В заключении исследования данной темы можно сказать, что все структурные элементы, входящие в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими.
По данным анализа выяснилось, что страхование можно не считать отдельной сферой финансовой системы. Страхование действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Видимо, есть необходимость подчеркнуть высокую значимость страхования, выделяя его в отдельную сферу. Поэтому в заключении можно положить, что страхование является структурным элементом двух других сфер: финансы субъектов хозяйствования (а именно финансы коммерческих организаций) и государственные и муниципальные финансы (финансы внебюджетных фондов).
В составе сферы финансов субъектов хозяйствования чётко выделяются: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансы предприятий без образования юридического лица. Дополнительными звеньями можно назвать: финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих звеньев, становиться ясно, что в действительности они существуют, но являются не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных - финансы коммерческих, некоммерческих организаций и ПБОЮЛ.
Информация о работе Управление и изменение финансовой системы страны