Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:22, курсовая работа
Методика формирования моделей бизнес-процессов верхнего уровня организации. Методики анализа бизнес-процессов. SWOT – анализ процесса.
1.Методика формирования моделей бизнес-процессов верхнего уровня организации……………………………………………………………………3-5
2.Методики анализа бизнес-процессов. SWOT – анализ процесса; анализ проблем процесса: выделение проблемных областей…………………… .. 5-7
3. Практическое задание………………………………………………………8-12
4. Список использованной литературы………………………………………13
Содержание
1.Методика формирования моделей
бизнес-процессов верхнего уровня организации…………………………………………………
2.Методики анализа бизнес-процессов. SWOT – анализ процесса; анализ проблем процесса: выделение проблемных областей…………………… .. 5-7
3. Практическое задание…………………………
4. Список использованной литературы………………………………………13
1.Методика формирования моделей бизнес-процессов верхнего уровня организации.
Модель бизнес-процессов, согласно методологии SADT, создается на основе принципа декомпозиции: «…декомпозиция заключается в начальном разделении объекта на более мелкие части и последующем соединении их в более детальное описание объекта». На верхнем уровне модели рассматриваемая система представляется в виде одного процесса, например, «Деятельность по производству и продаже оборудования», далее он декомпозируется на совокупность бизнес-процессов верхнего уровня. Каждый из бизнес-процессов верхнего уровня декомпозируется на ряд подпроцессов. В качестве критерия выделения подпроцессов второго уровня можно использовать промежуточные состояния объекта управления. Например, процесс «Продвижение и продажи» может быть декомпозирован на подпроцессы:
Количество уровней декомпозиции выбирается исходя из стоящих задач и необходимой степени подробности описания. На практике используют 3-5 уровней декомпозиции.
Business Studio позволяет создавать графические модели бизнес-процессов с помощью диаграмм, выполненных в той или иной нотации моделирования. Поддерживается четыре типа нотаций графического моделирования – IDEF0, Процесс и Процедура, EPC. Для создания модели бизнес-процессов можно использовать любую из этих нотаций или их комбинации. Рекомендуется в зависимости от уровня процесса в модели для его описания использовать следующие нотации:
Уровень модели |
Используемая нотация |
Комментарий |
0 |
IDEF0 (контекстная диаграмма) |
Модель, выполненная в нотации IDEF0, имеет контекстную диаграмму верхнего уровня А-0, на которой объект моделирования представлен единственным блоком с граничными стрелками. Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Диаграмма A-0 устанавливает область моделирования и ее границу. |
1 |
IDEF0 |
1 уровень содержит процессы верхнего уровня модели. |
2 |
IDEF0 |
2 уровень содержит декомпозицию
процессов верхнего уровня. Например,
процесс второго уровня «
|
3 и далее |
Процесс, Процедура, EPC |
На 3 уровне происходит смена нотации моделирования. 3 уровень при корректной декомпозиции будет представлять собой работы – наименьшие возможные процессы, создающие минимальный отделимый результат, за отдельные действия внутри работы будут отвечать конкретные должностные лица. |
Если в модели используются метапроцессы, то уровни сдвигаются, начиная с 1.
Моделирование деятельности на низких уровнях модели тесно коррелирует с прикладными методиками и технологиями деятельности, т.е. в ряде случаев вопросы «что делать» и «как делать» сливаются воедино.
Диаграмма является основным рабочим элементом при создании модели. Диаграммы имеют собственные синтаксические правила, которые будут рассмотрены в следующих разделах.
2.Методики анализа бизнес-процессов. SWOT – анализ процесса; анализ проблем процесса: выделение проблемных областей.
SWOT-анализ процеесса предполагает выявление сильных и слабых сторон процесса, возможностей его улучшения и угроз ухудшения.
SWOT-анализ процесса можно проводить
следующим образом:
SWOT-анализ является инструментом для качественной предварительной оценки процесса. Полученные на его основе данные могут быть использованы в дальнейшем для выяснения причин низкой эффективности процесса и определения показателей, характеризующих его.
Анализ проблем процесса: выявление проблемных областей.
Выделение проблемных областей является простейшим средством качественного анализа процесса. Основное назначение этого способа анализа состоит в том, чтобы определить направления дальнейшего более углубленного анализа.
Для выявления проблемных областей следует сформировать укрупненную схему процесса, отразив на ней основные группы выполняемых функций и их исполнителей. После этого на схеме процесса необходимо указать проблемные области и дать их
краткую характеристику.
Выявление проблемных областей осуществляется путем интервьюирования руководителей и сотрудников, участвующих в рассматриваемом процессе. Полученная схема процесса может служить предметом для обсуждения и анализа при выполнении проекта реорганизации процессов.
3. Практическое задание
Наименование предприятия – Завод по производству электрокомлектующих.
Вид продукции – Фары в сборе для автомобиля.
Показатели эффективности процесса
№ |
Группа показателей |
Показатель |
Методика расчета | |
1. |
Целевые показатели |
1)Генерируемый доход от продажи электрокомплектующих, руб.
2) Вложения, необходимые
для продажи |
1)Т= Выручка от реализации электрокомплектующих - Переменные затраты 2) I= Основные фонды + Оборотные фонды
| |
2.
|
Ключевые показатели |
1) Уровень удовлетворенности спроса, %
2) Объем продаж, руб.
3) Сумма склада, руб.
4) Соответствие графика поставок з/ч для производства электрокомплектующих, % |
1) Ууд= Кр/(Кр+Кнеуд), где Кр- кол-во реализованных фар за период, шт.; Кнеуд– кол-во неудовлетворенных запросов позиций фар за период, шт. 2) Суммарный объем проданных фар за период, в руб.
3)Суммарный объем остатков фар за период, в руб.
4) S = C · Q · N, где С= Количество поставок в срок/общее число поставок Q= Количество з/ч N= Количество соответствующих
поставок по количеству з/ч/ число поставок | |
|
Центры финансовой ответственности
Центр ответственности |
Закрепленные бизнес-процессы (БП) |
Основные функции и операции БП |
Основные результаты выполнения функций операций БП | ||
Финансовые |
Качественные и количественные | ||||
Доходы |
Расходы |
||||
1.Отдел маркетинга и продаж (ОМ) |
Маркетинг |
Исследование и анализ рынка |
Доходы от продажи электрокомплектующих |
Степень достоверности прогнозов | |
Разработка ценовой политики |
Изменение выручки от количества продаж | ||||
Управление клиентскими отношениями |
Привлечение покупателей |
Общая величина доходов в разрезе услуг |
Число (доля) новых покупателей | ||
Удержание покупателей |
Текучесть покупателей | ||||
2. Отдел технической |
Техническое обслуживание (ТО) |
Плановые и внеплановые осмотры завода по производству |
Величина платежей по коммунальным услугам. |
Величина расходов на ТО помещений, оборудования и т.д. |
Заданные значения параметров эксплуатационных качеств объекта производства, соблюдение техники безопасности освещенность и т.д. |
Санитарное содержание для работников на производстве |
|||||
Техническое обслуживание инженерных систем и оборудования |
Диагностика и ремонт инженерных систем и оборудования |
— |
Общая величина расходов в разрезе видов систем и оборудования |
Выявленные отказы, неисправности | |
Ремонтопригодность, отказоустойчивость, экономичность систем | |||||
Ремонт по заявкам покупателей |
Организация и проведение ремонта |
Компенсация от покупателей электрокомплектующих |
Общая величина расходов в разрезе видов ремонтных работ |
Сроки получения и обработки заявок покупателей. Сроки выполнения заявок покупателей | |
4. Отдел персонала (ОП) |
Управление знаниями |
Проведение обучения работников новым технологиям |
— |
Расходы на обучение персонала |
Качество внедренных новаций |
Повышение квалификации работников |
Количество рационализаторских решений | ||||
Значимость новаций для компании | |||||
5. Финансовый экономический отдел (ФО) |
Контроль финансовых расчетов и управление денежными средствами |
Использование методов и инструментов финансовой логики |
Доходы от использования финансовых инструментов |
Расходы на ФО |
Величина и структура дебиторской и кредиторской задолженности |
Разработка и внедрение инструментов финансовой оптимизации |
Ликвидность и платежеспособность, финансовая устойчивость компании | ||||
6. Юридический отдел (ЮО) |
Подготовка, проверка и заключение договоров |
Подготовка и заключение договоров |
— |
Расходы на ЮО |
Сроки подготовки, согласования, заключения и регистрации договоров на поставку и т.д. |
Формирование финансовой структуры предприятия, а именно выделение центров финансовой ответственности (ЦФО), — первый шаг на пути к созданию системы бюджетирования. Каждое подразделение компании вносит свой вклад в конечный финансовый результат компании (в виде привлечения дохода или осуществления расходов) и должно нести ответственность за свои действия: осуществлять планировать , отчитываться по результатам. Именно на делегировании ответственности и построен процесс бюджетирования.
Создание систем эффективного управления компаниями и организациями самого разного характера и сферы деятельности — это одна из самых сложных задач, стоящих перед современным менеджментом. Универсальной методики создания таких систем управления не существует, однако возможна разработка общих принципов построения систем управления бизнесом. В число таких передовых методов эффективного управления входит так называемый процессный подход к управлению. Суть его в том, что в практике управленческой и производственной деятельности выделяются некоторые процессы с последующим управлением ими. Для обозначения таких процессов принято использовать термин бизнес-процесс. Немаловажным фактором любого бизнес-процесса будет его эффективность, а важнейшая задача менеджмента состоит в постоянном улучшении показателей каждого бизнес-процесса.
Управление по центрам ответственности является одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное управление. В рамках такой подсистемы можно оценить вклад каждого подразделения в конечные результаты деятельности предприятия, децентрализовать управление затратами, а также следить за формированием этих затрат на всех уровнях управления, что в целом существенно повышает экономическую эффективность хозяйствования.
В то же время выделение центров финансовой ответственности продиктовано необходимостью регулирования затрат и конечных финансовых результатов на основе оценочных показателей, ответственность за которые несут руководители структурных подразделений предприятия.
Таким образом, управление предприятием через центры финансовой ответственности — это инструмент для тех, кто хочет оперативно управлять бизнесом и воздействовать на него, а также иметь системное представление о направлениях и темпах развития предприятия; понимать, за счет чего стало возможным достижение результата, кто реально приложил к этому усилия; знать, какое звено предприятия тормозит движение; определить наиболее эффективные подразделения компании, воздействуя на которые можно добиться максимального эффекта и достичь качественно новых результатов.
Список литературы:
1. Мильнер Б.З. Теория организации 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2002. - 480 с.
2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М: ИНФРА. М, 2001. - 212 с. - (Серия «Высшее образование»)
3. Волчков С.А., Балахонова И.В. Использование современных стандартов управления предприятием (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI) // Организатор производства. 2001. № 1 (региональный выпуск).
4. Волчков С.А., Балахонова И.В. Моделирование для непрерывного улучшения бизнес-процессов на базе стандартов ERP и ИСО 9001 от 2000 года // Методы менеджмента качества. 2001. № 2.
5. Латфуллин Г.Р., Райченко А. В. Теория организации: Учебник для вузов. -- СПб.: Питер, 2004. --395c.
6. Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Петроспек, 2003. - 416 с.
7. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод. Пособие - Мн: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002,- 464 с.
8. Корольков В.Ф. Процессы управления организацией./ В.Ф. Корольков, В.В. Брагин. - Ярославль: Ред.-изд. центр «Яртелекомсервис», 2001. -416 с.: ил. -- (Серия «Учебник для вузов»).
9. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 248с.