Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Основными вопросами повышения уровня жизни всегда являются: Что и в какой мере оказывает влияние на изменение параметров уровня жизни? Какие изменения происходят? С чем они связаны? Эти вопросы уже на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности. Целью курсовой является рассмотрение таких категорий как «уровень жизни» и «качество жизни». Определение основных показателей уровня жизни населения, исследование его динамики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
1.Уровень и качество жизни – показатели благосостояния населения…6
1.1.Категория «уровень жизни»………………………………………..6
1.2.Качество жизни и его оценка………………………………………14
2. Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь в течение 2000-2010гг…………………………….16
3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..27

Файлы: 1 файл

закинуть.docx

— 413.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………4

1.Уровень и качество жизни – показатели благосостояния населения…6

1.1.Категория «уровень  жизни»………………………………………..6

1.2.Качество жизни и  его оценка………………………………………14

2. Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь в течение 2000-2010гг…………………………….16

3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь………………………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………………25

Список использованных источников……………………………………..27

Приложение А Кривая Лоренца и индекс Робин Гуда…………………29

Приложение Б Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения………………………………………………………………..30

Приложение В Структура денежных доходов населения………………..31

Приложение Г Инфляция в Республике Беларусь в 2003-2011гг………..32

Приложение Д Численность зарегистрированной безработицы в 2009-2011гг……………………………………………………………………………33 

ВВЕДЕНИЕ

21 век – это век научно-технического  прогресса и постоянно совершенствующихся  информационных технологий, которые  играют определяющую роль в  развитии страны. Но, как и в  любое другое время, в наши  дни существуют страны с разным  экономическим развитием. Поэтому,  для того чтобы сравнивать  страны и иметь возможность  отнести их к той или иной  группе по степени развития, необходимо  существование ряда показателей,  по которым можно было бы  провести сравнение. Одним из  таких наиболее важных показателей  и является уровень жизни. 

Под уровнем жизни подразумеваются  фактически сложившиеся условия  жизнедеятельности и степень  удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Необходимо помнить, что с ростом общественного производства, развитием  технологий изменяются также и потребности  и запросы людей, а, следовательно, должны изменяться и параметры уровня жизни. Эту функцию берет на себя государство. Повышение уровня жизни  является общечеловеческой ценностью, и является целью политики каждого  государства.

Основными вопросами повышения  уровня жизни всегда являются: Что  и в какой мере оказывает влияние  на изменение параметров уровня жизни? Какие изменения происходят? С  чем они связаны? Эти вопросы  уже на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности.

Целью курсовой является рассмотрение таких категорий как «уровень жизни» и «качество жизни». Определение основных показателей уровня жизни населения, исследование его динамики в Республике Беларусь.

Исходя из указанной цели, к задачам работы можно отнести:

  • дать определение понятия «уровень жизни»
  • охарактеризовать его основные составляющие
  • выявить основные факторы, влияющие на уровень жизни
  • рассмотреть основные показатели уровня жизни населения в Республике Беларусь и в зарубежных странах
  • проследить динамику уровня жизни в Республике Беларусь
  • рассмотреть возможные пути повышения уровня жизни в нашей стране.
  • дать определение и охарактеризовать понятие «качество жизни»

В соответствии с поставленными  задачами работа состоит из трех частей. Первая часть – теоретическая. В ней дана характеристика понятиям «уровень жизни» и «качество жизни», определены основные показатели уровня жизни, описана «кривая Лоренца». Вторая часть посвящена анализу основных показателей уровня и качества жизни в Республике Беларусь. В ней рассмотрена динамика социально-экономических явлений за различные временные периоды, дана оценка нынешнему состоянию государства. В третьей части рассмотрены некоторые проблемы в социально-экономической сфере, а также возможные пути повышения уровня жизни.

Для написания данной работы был изучен ряд книг научной и  учебной литературы, статьи в национальных и зарубежных журналах, новостная сводка. Также были использованы статистические источники, на основе которых проводился анализ показателей качества и уровня жизни населения.

 

  1. Уровень и качество жизни – показатели благосостояния населения
    1. Категория «уровень жизни»

Понятие «уровень жизни» охватывает все сферы деятельности человека. В разных источниках дается множество  определений этого понятия. Однако большинство из них согласны с тем, что понятие «уровень жизни» основывается на удовлетворении потребностей населения материальными благами.

Уровень жизни - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления [1, c.96].

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию  уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется  не только объемом реальных доходов  в расчете на душу населения, но и  рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие  факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности  собственной жизнью и деятельностью  и др.

При изучении уровня жизни населения обычно рассматриваются показатели «жизненный стандарт» и «норма жизни». В исследованиях советских ученых чаще встречалось понятие «благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая. В документах ООН отмечается, что уровень жизни – это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемый в единицу времени.

В более широком понимании уровень  жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Помимо материальных потребностей человеку присущи также духовные и социальные потребности. Различают реальные и нормативные потребности. Реальные потребности – это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности – это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами – это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни (теоретически построенный идеальный бюджет). В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни используется понятие «средний класс», под которым понимается часть населения, принадлежащая преимущественно к обеспеченным слоям общества и имеющая доход средний или выше среднего по стране.

При изучении вопроса об уровне жизни  основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также  порождаемого ею социального напряжения в обществе. Разрыв в уровне жизни  зависит от различной ценности принадлежащих  людям факторов производства и эффективности  их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий  заработок, чем его коллега той  же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы также зависят от объема факторов производства. Неравенство доходов  может достигать огромных масштабов  и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в  стране, поэтому практически все  развитые страны мира вынуждены постоянно  сокращать разрыв в доходах различных  групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной  политики.

Важную роль в изучении уровня жизни  населения играют социальные нормативы (бюджет прожиточного минимума, минимальный  потребительский бюджет и др.).

Законом Республики Беларусь «О прожиточном  минимуме в Республике Беларусь»  установлена правовая основа определения  прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи  и взносы. Он рассчитывается в среднем  на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как  социальный норматив используется для  анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной  социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных  государственных социально-трудовых гарантий.  

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 1450 от 28 октября 2011 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г.:

в среднем на душу населения – 574 790 рублей;

для трудоспособного населения  – 621 830 рублей;

для пенсионеров – 463 570 рублей;

для детей-студентов – 541 730 рублей;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет  – 619 600 рублей;

для детей в возрасте 3 до 6 лет  – 564 540 рублей;

для детей в возрасте до 3 лет  – 451 400 рублей. 

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в  ценах сентября  2011 года по статьям расходов:

продукты питания – 58,4 %;

плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,0 %;

предметы гардероба – 17,1 %;

бытовые и транспортные услуги – 4,6 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 4,5 %;

взносы и платежи – 4,1 %;

предметы первой необходимости, санитарии  и лекарства – 2,3 %.[21]

Законом Республики Беларусь «О формировании  и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа  определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала  для 8 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений  уровня жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся  граждан.

В настоящее время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права  граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.  

Постановлением Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 99 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2011 г. на период с 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г.:

семьи из 4-х человек – 886 450 рублей;

молодой семьи с одним ребенком – 909 920 рублей;

трудоспособного населения – 1 102 270 рублей;

пенсионеров – 852 850 рублей;

студентов – 818 670 рублей;

детей в возрасте до 3-х лет – 660 400 рублей;

детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет  – 797 160 рублей;

детей в возрасте от 6-ти до 18-ти лет  – 987 620 рублей. 

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи  из 4-х человек в ценах сентября 2011 года по статьям расходов:

продукты питания – 57,7 %;

одежда, белье, обувь – 18,0 %;

пользование жилым помещением и  коммунальные услуги – 5,8 %;

бытовые услуги, транспорт, связь – 4,4 %;

предметы культурно-бытового и  хозяйственного назначения – 7,9 %;

культурно-просветительные мероприятия  и отдых – 1,3 %;

взносы и платежи – 2,6 %;

предметы санитарии, гигиены, лекарства – 2,3 %.[21]

Одним из методов, используемых для  оценки масштабов доходов различных  групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства.

В соответствии с современной экономической  теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни  различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует  производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели