Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:06, курсовая работа
Основными вопросами повышения уровня жизни всегда являются: Что и в какой мере оказывает влияние на изменение параметров уровня жизни? Какие изменения происходят? С чем они связаны? Эти вопросы уже на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности. Целью курсовой является рассмотрение таких категорий как «уровень жизни» и «качество жизни». Определение основных показателей уровня жизни населения, исследование его динамики в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………4
1.Уровень и качество жизни – показатели благосостояния населения…6
1.1.Категория «уровень жизни»………………………………………..6
1.2.Качество жизни и его оценка………………………………………14
2. Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь в течение 2000-2010гг…………………………….16
3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Уровень и качество жизни – показатели благосостояния населения…6
1.1.Категория «уровень жизни»………………………………………..6
1.2.Качество жизни и его оценка………………………………………14
2. Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь в течение 2000-2010гг…………………………….16
3. Необходимость и пути повышения
уровня и качества жизни в Республике
Беларусь…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..27
Приложение А Кривая Лоренца и индекс Робин Гуда…………………29
Приложение Б Основные социально-экономические
показатели уровня жизни населения………………………………………………………
Приложение В Структура денежных доходов населения………………..31
Приложение Г Инфляция в Республике Беларусь в 2003-2011гг………..32
Приложение Д Численность
зарегистрированной безработицы в 2009-2011гг…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
21 век – это век научно-
Под уровнем жизни подразумеваются фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Необходимо помнить, что с ростом общественного производства, развитием технологий изменяются также и потребности и запросы людей, а, следовательно, должны изменяться и параметры уровня жизни. Эту функцию берет на себя государство. Повышение уровня жизни является общечеловеческой ценностью, и является целью политики каждого государства.
Основными вопросами повышения уровня жизни всегда являются: Что и в какой мере оказывает влияние на изменение параметров уровня жизни? Какие изменения происходят? С чем они связаны? Эти вопросы уже на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности.
Целью курсовой является рассмотрение таких категорий как «уровень жизни» и «качество жизни». Определение основных показателей уровня жизни населения, исследование его динамики в Республике Беларусь.
Исходя из указанной цели, к задачам работы можно отнести:
В соответствии с поставленными задачами работа состоит из трех частей. Первая часть – теоретическая. В ней дана характеристика понятиям «уровень жизни» и «качество жизни», определены основные показатели уровня жизни, описана «кривая Лоренца». Вторая часть посвящена анализу основных показателей уровня и качества жизни в Республике Беларусь. В ней рассмотрена динамика социально-экономических явлений за различные временные периоды, дана оценка нынешнему состоянию государства. В третьей части рассмотрены некоторые проблемы в социально-экономической сфере, а также возможные пути повышения уровня жизни.
Для написания данной работы был изучен ряд книг научной и учебной литературы, статьи в национальных и зарубежных журналах, новостная сводка. Также были использованы статистические источники, на основе которых проводился анализ показателей качества и уровня жизни населения.
Понятие «уровень жизни» охватывает все сферы деятельности человека. В разных источниках дается множество определений этого понятия. Однако большинство из них согласны с тем, что понятие «уровень жизни» основывается на удовлетворении потребностей населения материальными благами.
Уровень жизни - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления [1, c.96].
В действительности понятие уровня
благосостояния не тождественно понятию
уровня жизни. Уровень жизни является
понятием более широким и
При изучении уровня жизни населения обычно рассматриваются показатели «жизненный стандарт» и «норма жизни». В исследованиях советских ученых чаще встречалось понятие «благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая. В документах ООН отмечается, что уровень жизни – это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемый в единицу времени.
В более широком понимании
Основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Помимо материальных потребностей человеку присущи также духовные и социальные потребности. Различают реальные и нормативные потребности. Реальные потребности – это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности – это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами – это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни (теоретически построенный идеальный бюджет). В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни используется понятие «средний класс», под которым понимается часть населения, принадлежащая преимущественно к обеспеченным слоям общества и имеющая доход средний или выше среднего по стране.
При изучении вопроса об уровне жизни
основной проблемой является проблема
неравенства благосостояния, а также
порождаемого ею социального напряжения
в обществе. Разрыв в уровне жизни
зависит от различной ценности принадлежащих
людям факторов производства и эффективности
их использования. Работник фирмы, производящей
дефицитный и высококачественный товар,
может иметь более высокий
заработок, чем его коллега той
же квалификации, работающий в фирме,
товары которой продаются с трудом.
Доходы также зависят от объема факторов
производства. Неравенство доходов
может достигать огромных масштабов
и создавать угрозу для политической
и экономической стабильности в
стране, поэтому практически все
развитые страны мира вынуждены постоянно
сокращать разрыв в доходах различных
групп населения. Но разработка такого
рода мер возможна лишь при умении
точно определять степень дифференциации
доходов и богатства и
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы (бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет и др.).
Законом Республики Беларусь «О прожиточном
минимуме в Республике Беларусь»
установлена правовая основа определения
прожиточного минимума и его использования.
Бюджет прожиточного минимума представляет
собой стоимостную величину минимального
набора материальных благ и услуг, необходимых
для обеспечения
Бюджет прожиточного минимума как
социальный норматив используется для
анализа и прогнозирования
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1450 от 28 октября 2011 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г.:
в среднем на душу населения – 574 790 рублей;
для трудоспособного населения – 621 830 рублей;
для пенсионеров – 463 570 рублей;
для детей-студентов – 541 730 рублей;
для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 619 600 рублей;
для детей в возрасте 3 до 6 лет – 564 540 рублей;
для детей в возрасте до 3 лет – 451 400 рублей.
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2011 года по статьям расходов:
продукты питания – 58,4 %;
плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,0 %;
предметы гардероба – 17,1 %;
бытовые и транспортные услуги – 4,6 %;
товары бытового и хозяйственного назначения – 4,5 %;
взносы и платежи – 4,1 %;
предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,3 %.[21]
Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения.
Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся граждан.
В настоящее время среднедушевой
минимальный потребительский
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 99 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2011 г. на период с 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г.:
семьи из 4-х человек – 886 450 рублей;
молодой семьи с одним ребенком – 909 920 рублей;
трудоспособного населения – 1 102 270 рублей;
пенсионеров – 852 850 рублей;
студентов – 818 670 рублей;
детей в возрасте до 3-х лет – 660 400 рублей;
детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 797 160 рублей;
детей в возрасте от 6-ти до 18-ти лет – 987 620 рублей.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2011 года по статьям расходов:
продукты питания – 57,7 %;
одежда, белье, обувь – 18,0 %;
пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 5,8 %;
бытовые услуги, транспорт, связь – 4,4 %;
предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,9 %;
культурно-просветительные
взносы и платежи – 2,6 %;
предметы санитарии, гигиены, лекарства – 2,3 %.[21]
Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства.
В соответствии с современной экономической
теорией нежелательно как абсолютное
равенство в распределении