Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Основными вопросами повышения уровня жизни всегда являются: Что и в какой мере оказывает влияние на изменение параметров уровня жизни? Какие изменения происходят? С чем они связаны? Эти вопросы уже на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности. Целью курсовой является рассмотрение таких категорий как «уровень жизни» и «качество жизни». Определение основных показателей уровня жизни населения, исследование его динамики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
1.Уровень и качество жизни – показатели благосостояния населения…6
1.1.Категория «уровень жизни»………………………………………..6
1.2.Качество жизни и его оценка………………………………………14
2. Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь в течение 2000-2010гг…………………………….16
3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………..27

Файлы: 1 файл

закинуть.docx

— 413.14 Кб (Скачать файл)

Качество жизни – показатель, который носит исторический характер и может варьироваться как  в разрезе отдельных стран, так  и по временным промежуткам.

 

  1. Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь в течение 2000-2010гг.

Для того чтобы было возможно произвести анализ уровня жизни в Республике Беларусь, необходимо рассмотреть ряд  показателей, которые используются для характеристики уровня жизни  в нашей стране.

Первый показатель, характеризующий  уровень жизни в Беларуси –  денежные доходы в расчете на душу населения. Под этим показателем  понимается доля общей совокупности денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними  хозяйствами страны за определенный период времени, приходящаяся на одного жителя страны.

Этот показатель позволяет определить средний доход населения по стране, а также уровень и структуру  потребления. При оценке уровня жизни  важную роль играют не только уровни доходов  и их стабильное увеличение, но и  их источники (доходы от собственности, предпринимательской деятельности, социальные трансферты и др.).

Согласно статистическим данным [2, 3], в январе-августе 2011г. общий объем денежных доходов населения Беларуси составил 92,9 трлн. рублей, что превышает показатели 2010г. на 40,1%. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе-августе 2011г. составил 85,1%. Остальными источниками доходов являются доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства и прочие поступления). Более подробно структура доходов населения представлена в диаграмме (Приложение В). Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 7,4%. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличились на 5,8% при прогнозе роста на 2011г. на 8-9.5%. Эти показатели свидетельствуют о том, что уровень дохода населения по сравнению с 2010 г. увеличился, но не значительно. Одной из причин этого является экономический кризис, в котором находится на данный момент весь мир. В нашей стране особо острой проблемой на данный момент является возрастающий тем инфляции. На 28 октября уровень инфляции в Беларуси составил 87% [2], что превышает показатель 2010 г. на этот же месяц на 80% (Приложение Г). Повышение заработной платы и тарифных ставок привели к увеличению инфляционного давления. Таким образом, вследствие инфляции реальные доходы населения снижаются. Поэтому в настоящее время изменяется и структура расходов населения. При снижении дохода люди не могут позволить себе удовлетворение всех своих потребностей. Поэтому в первую очередь, согласно теории человеческих потребностей Маслоу, которая была изучена нами в курсе экономической теории, они отдают предпочтение удовлетворению более низших потребностей. К ним относятся питание, одежда, потребность в безопасности и прочие. Это свидетельствует о снижении уровня жизни, поскольку высокая доля расходов на питание обычно связана с низким уровнем жизни.  В развитых странах она составляет 15-25%, в развивающихся - 25-50%, в слаборазвитых – более 50%.  В Республике Беларусь доля расходов на питание на конец 2010 г. составила 39,4%, что не позволяет отнести нашу страну к высокоразвитым странам с высоким уровнем жизни. Несмотря на это необходимо отметить, что имеет место и положительная динамика. Так по сравнению с 2000 г., в котором доля расходов на потребление составила 59,6%, она снизилась к 2010 г. на 20,2%. Но нельзя сказать, что это произошло вследствие увеличения реальных денежных доходов, а скорее всего по причине увеличения стоимости жилищно-коммунальных услуг и расходов на транспорт и связь. Из этого следует, что потребители вынуждены сокращать расходы на питание. В качестве положительной динамики необходимо отметить, что доля расходов на покупку непродовольственных товаров возросла до 35,8% к концу 2010 г., в 2009 г. этот показатель составлял 33,8%. Доля расходов на оплату услуг снизилась по сравнению с 2009 г. и составила 22,6%. В общем потребительские расходы в среднем на домашнее хозяйство увеличились по сравнению с 2009г. на 13,1%. Увеличение расходов в большей степени связано с увеличением стоимости товаров и услуг, чем увеличением дохода населения.

Следующим важным показателем уровня жизни в Республике Беларусь является расходы населения. Расходы населения  включают в себя потребительские  расходы (продукты питания, одежда, обувь; транспорт и связь, образование, культура, отдых), обязательные платежи, расходы на сбережения и кредиты. При рассмотрении этого показателя необходимо также определить, куда уходит основная часть, как распределяется оставшаяся.

Еще одним показателем, который  учитывается при оценке уровня жизни  Беларуси,  является уровень безработицы. Он свидетельствует об отсутствии постоянного  дохода у определенной части населения, а как следствие и о неудовлетворенности  многих первостепенных потребностей населения. Согласно статистическим данным[2, 3] численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите на середину 1990-х годов составила 131 тыс. человек. К 2010 г. это показатель удалось снизить до 33,1 тыс. человек. В связи с кризисными явлениями в экономике уровень безработицы к началу 2011 г. составил 34,4 тыс. человек, но уже к сентябрю месяцу вновь снизился до 30,1тыс. человек (Приложение Д). Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Зачастую этот показатель превышает уровень официальной безработицы. Это происходит из-за того, что люди не спешат зарегистрироваться в органах занятости, поскольку надеются найти новое место работы в короткий срок. Но есть также и индивиды, которые таким образом скрывают свой доход от государства, чтобы избежать уплаты налогов.

При оценке уровня жизни  необходимо также учитывать распределение  населения по отраслям экономики (Рисунок 2.1). В развитых странах, которые характеризуются высоким уровнем жизни, преобладающая часть населения занята в сфере услуг, в развивающихся странах большая часть населения занята в сфере промышленности. По данным переписи населения 2009 г. 25,3% населения Беларуси работает в промышленности, 9,7% - в сельском хозяйстве, 9,5% - в сфере образования, 7,2% - в здравоохранении [2]. Таким образом, можно сделать вывод, что наша страна относится к развивающимся странам со средним уровнем жизни.

Рисунок 2.1 – Распределение  населения по отраслям экономики

Примечание – Источник:[2].

Следующий показатель – это уровень  здравоохранения. От степени развития здравоохранения в стране зависит  во многом продолжительность жизни  населения, уровень детской смертности.

На 1 сентября 2011 г. численность населения  составила 9468 тыс. человек и по сравнению  с началом этого года сократилась  на 13,2 тыс. человек.[2, 3] Сокращение численность населения обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся на 2010 человек. Таким образом для нашей страны характерно старение нации. Число людей трудоспособного возраста постоянно уменьшается. Это негативно сказывается на уровне жизни в целом. При этом наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Только за начало 21 века она возросла почти в 1/3, а количество онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения, нервной системы – более чем в 1,5 раза, психических расстройств – почти вдвое. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Только от болезней системы кровообращения за январь-август 2011 г. умерло 52,2% всех умерших, в то время как от причин, не связанных с заболеваемостью – 9,8% [19]. Таким образом, здоровье населения является комплексной проблемой, затрагивающей все сферы человеческой деятельности – производство, образование, культуру. Доля расходов государственного бюджета на здравоохранение за 2006-2010гг. увеличилась лишь на 1% и составила лишь 5% от ВВП [19]. Несмотря на это численность врачей имеет постоянную тенденцию к увеличению и составляет 50,8 тыс. человек [2]. Это один из самых высоких показателей в мире. Увеличение инвестирования данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и позволит оказать существенное влияние на качество здоровья населения.

Важное значение имеет такой  показатель как уровень образования. Высокая образованность населения  свидетельствует о высоком уровне интеллектуального и культурного  развития нации. Возможность получения  среднего специального и высшего  образования гарантирует стране увеличение количества высококлассных специалистов в различных областях деятельности человека.

Система образования в  Республике Беларусь хорошо развита. Она  обеспечивает все население страны возможностью получить среднее, специальное  и высшее образование. На 2010-2011 гг. число  учреждений, обеспечивающих получение  общего среднего образования составило 3654 учебных заведения, обеспечивающих получение среднего специального образования  – 214, обеспечивающих получение высшего  образования – 55. Уровень грамотности  взрослого населения составляет 99,6%. Базовое, общее среднее и специальное  образование имеет 98% занятого населения [2, 3].

Последним показателем является жилищные условия. Степень обеспеченности населения  жильем показывает среднее количество квадратных метров жилых помещений  на одного жителя страны. Жилищные условия  включают в себя также и качество жилья – обеспеченность жилых  помещений  отдельными видами благоустройства, такими как водоснабжение, отопление, электричество и т.п.

При оценке уровня жизни следует учитывать не только наличие самого места жительства, но и такие его характеристики как обеспеченность водоснабжением, канализацией, отопление, электричеством и др. В настоящее время число граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 855,6 тысячи человек, число людей, улучшивших жилищные условия – только 48,9 тыс. человек. С целью обеспечения населения жилищными условиями в городах строятся новые микрорайоны, в сельской местности – агрогородки, активно проводятся мероприятия по возрождению белорусских деревень. Средняя обеспеченность жильем на душу населения на сегодняшний день составляет 23,6 кв.м, что превышает показатели 2008 г. на 0,4 кв.м. Всего в Беларуси планируется построить к концу 2011 г. до24-26 млн.км.м жилья. Что касается благоустроенности жилья, то в городах практически полная обеспеченность всеми составляющими: электричество, телефонная связь, газ, отопление и т.д. В настоящее время ведутся работы по улучшению условий жизни в сельской местности: подводится природный газ, водопроводы, расширяется диапазон охвата телефонных сетей [2].

 

  1. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

На сегодняшний день главной  целью социальной политики Республики Беларусь является повышение качества и уровня жизни, всестороннее гармоничное  развитие человека. Важнейшими путями ее достижения – приоритетами социальной политики – должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как материальной основы повышения уровня жизни населения.

Несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу социально-экономической политики Республики Беларусь продолжает оказывать  влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

- недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики

- высокий уровень морального  и физического износа основных  средств, высокая энергоемкость, материалоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы

- ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств

- высокий уровень налоговой  нагрузки, сдерживающий развитие деловое активности и развитие частного сектора

- недостаточное развитие  малого предпринимательства

- низкий уровень реальных  денежных доходов населения

- низкий уровень реальной  заработной платы как основного  источника доходов населения и важного стимула трудовой активности работников

- необоснованная дифференциация  населения по уровню доходов

- низкий уровень минимальной  заработной платы и размеров социальных пособий

- недостаточная социальная  поддержка малообеспеченных категорий населения

- отсутствие должной системы  пенсионного обеспечения.

 

Для решения выделенных проблем  социальной политики Республики Беларусь можно предложить следующие пути повышения уровня жизни населения (на основе [4]):

  1. повышение реальных денежных доходов населения следует осуществлять путем создания условий для усиления трудовой мотивации работников через установление стабильной и гарантированной заработной платы, содействие развитию малого предпринимательства. Важным направлением должно быть обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.
  2. политика оплаты труда должна основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования, отказ от тарифной системы оплаты труда. При этом за государством закрепляется функция обеспечения государственных минимальных социальных гарантий в области труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
  3. совершенствование трудовых отношений и занятости населения должно происходить в условиях снижения численности постоянного населения, сокращения численности занятых в сфере производства товаров и увеличения – в сфере услуг. Укрепление статуса – работник сельскохозяйственного производства.
  4. основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере должно являться повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, постепенная ликвидация вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.
  5. основной задачей социальной защиты населения является обеспечение поддержки и создание необходимых условий для повышения экономической активности населения. Для ее решения необходимо повысить эффективность, надежность, устойчивость и доступность системы социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах; обеспечить дифференцированный подход к социальной защите различных слоев (групп) населения.
  6. основная цель совершенствования пенсионной системы – обеспечение более высокого уровня жизни населения. Пенсионное обеспечение в стране строится на многоуровневой основе, предполагающей сочетание программ обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить выполнение возложенных на нее задач.
  7. основной целью развития сферы услуг является обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам при опережающем развитии приоритетных и новых видов.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие сферы услуг образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, транспорта и связи, а также прогрессивных  информационных и телекоммуникационных услуг. Особое внимание следует уделить  развитию новых видов услуг, образующих инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые).

  1. основной целью развития системы образования является приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить переход на инновационный путь развития экономики. Приоритетными направлениями развития образования должны стать: развитие новых форм дошкольного образования, прежде всего на селе; расширение использования сберегающих здоровье технологий обучения, повышение качества образования в сельской школе, создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями-заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
  2. главной целью здравоохранения является сохранение и улучшение здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких сл<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-fa

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели