Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:26, курсовая работа
Описание работы
Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации. В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………………5 1.1 ПОНЯТИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………5 1.2 ИНДИКАТОРЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ……………………..10 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ…...19 2.1 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……………..19 2.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ………………………………………………………………25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….....31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..
Таким образом, масштабы бедности,
несмотря на все экономические успехи
и благоприятные изменения в области доходов
населения в 2013 г., являются по-прежнему
одной из наиболее острых социальных и
политических проблем.
Расходы также являются одним
из основных показателей уровня жизни.
Денежные расходы населения - это использование
доходов населения на покупку товаров
и оплату услуг и различного рода платежи:
обязательные платежи и профсоюзные взносы
(налоги, сборы, платежи по страхованию,
взносы в общественные и кооперативные
организации, возврат банковских ссуд,
проценты за товарный кредит и др.), покупку
иностранной валюты, а также прирост сбережений
во вкладах и ценных бумагах. При этом
в Системе Национальных Счетов проводиться
различие между расходами на конечное
потребление и объемом фактического конечного
потребления. В качестве источника информации
используется выборочные бюджетные обследования,
баланс денежных доходов и расходов населения,
торговая статистика.
Расходы на конечное потребление
домашних хозяйств состоит из потребительских
расходов, стоимости натуральных поступлений
продуктов питания и стоимости представленных
в натуральном выражении дотаций и льгот.
Потребляемые населением товары
удовлетворяют различные потребности.
Возрастающую роль в потреблении населения
играют разнообразные услуги, оказываемые
населению и удовлетворяющие потребности
человека.
В объеме услуг, производимых
для собственного конечного использования,
учитываются два вида услуг: по проживанию
в собственном жилище - они оцениваются
приближенно, в размере затрат на обеспечение
проживания в жилище, и домашние услуги,
производимые наемными работниками, их
стоимость определяется оплатой труда
этих работников, включая все виды компенсаций
в натуральной форме (питание, жилье и
т.п.).
Различают услуги материальные
(производственные - ремонт одежды, обуви,
предметов бытового и хозяйственного
назначения) и нематериальные (культурные,
образовательные, медицинские и др.), услуги
подразделяются на платные (рыночные)
и бесплатные (нерыночные) [3, с.32].
Денежные расходы населения
представляют собой форму реализации
населением своих денежных доходов. Потребительские
расходы населения в среднем за месяц
в расчете на члена обследуемого домохозяйства
в 2013 г. составили 8561,8 рубля и возросли
на 31,8% по сравнению с 2012 г.
Рост денежных доходов населения
приводит к изменениям в структуре потребительских
расходов. Это проявляется в том, что с
увеличением доходов семей снижается
доля затрат на питание. Чем ниже эта
доля, тем выше уровень благосостояния.
Под влиянием доходных организаций и динамики
цен усилилась и дифференциация в расходах
на отдельные виды товаров между группами
населения с различным уровнем благосостояния.
Рост дифференциации в расходах для населения
с различным уровнем среднедушевых располагаемых
ресурсов был неравномерен по продуктам
питания, входящим в состав той или иной
группы продовольственных товаров.
Наибольший удельный вес в структуре
расходов на оплату услуг в 2013 г. занимали
жилищно-коммунальные услуги (10,4%), услуги
пассажирского транспорта (3,1%), услуги
связи и услуги в системе образования
(по 1,6%).
Трудное положение складывается
с формированием и развитием школьной
сети. Данные приложения 10 показывают,
что в период с 2006 г. по 2012 г. в России число
государственных общеобразовательных
учреждений сократилось на 11,4 тыс. и составило
в 2012 г.55,1 тыс. Количество негосударственных
учреждений в 2010 - 2011 учебном году составляло
691, число средних специальных учебных
заведений - 2624, высших учебных - 1134, государственных
вечерних - 1720. Общее число общеобразовательных
учреждений в период с 2006 по 2012 г. сократилось
на 11,7 тыс., составив 55,1тыс.
Одним из важнейших показателей,
характеризующих уровень жизни населения,
по-прежнему остается обеспеченность
жильем. В России жилищная проблема стоит
очень остро. В очереди на получение жилья
и улучшение жилищных условий на начало
2007г. насчитывалось 31% от общего числа
семей. В последние годы происходит децентрализация
финансирования жилищного строительства.
В условиях ограниченности бюджетных
финансовых ресурсов основными источниками
финансирования жилищного строительства
остаются средства населения, собственные
средства предприятий и организаций.
Таким образом, существует множество
показателей, характеризующих различные
стороны уровня жизни населения и являющиеся
неотъемлемыми компонентами социальных
программ, а также использующиеся в качестве
инструмента измерения результатов влияния
экономических реформ на уровень жизни
населения. На основе проделанного анализа
можно сделать вывод, что в России уровень
жизни населения не достиг совершенства,
и необходим поиск путей его повышения.
Многие показатели ближе к 2012 значительно
снизились. прииииииииииииииииииииииииииииииииииииии
2.2
Основные направления повышения
уровня жизни населения России
В связи с мировым экономическим
кризисом многие предприятия производственной
сферы и предоставляющие услуги столкнулись
с серьезным снижением спроса на свой
продукт. Крупные организации такие как
"Автоваз", "Сбербанк" и другие
были вынуждены в значительных объемах
сокращать штат своих сотрудников и оптимизировать
их работу. Таким образом, сотни тысяч
по всей стране оказались невостребованными,
покупательная способность их резко упала.
ВВП страны начал снижаться, доходы бюджета
существенно сократились из-за этого государство
было вынуждено приостановить рост расходов
на здравоохранение, часть бюджета связанную
с культурно-просветительской деятельностью.
Все это в общей картине вылилось на остановку
и без того не высоких темпов роста уровня
жизни в стране.
Сейчас очень часто говорят
об уровне жизни населения, о качестве
жизни. Чтобы решить существующие проблемы
в этой сфере, следует разобраться в этом
понятии, знать, из чего оно состоит, и
на основе этих знаний создавать программы
повышения уровня и качества жизни. Качество
жизни можно описать, исходя из набора
определенных показателей качества и
уровня жизни населения. Проводя определенную
экономическую политику, государство
изменяет эти показатели, следовательно,
уровень жизни улучшается или ухудшается.
Эти показатели можно разделить
в широком смысле на четыре блока. Во-первых,
финансово-экономические показатели.
Например, национальное богатство, доходы
и расходы населения, уровень инфляции.
Во-вторых, показатели материального благосостояния
населения, которые включают в себя занятость,
труд, жилье, коммунальное хозяйство и
др. В-третьих, медико-экологические показатели,
включающие здоровье населения, уровень
медицины, состояние окружающей среды
и т.д. И, наконец, показатели духовного
состояния населения. Это уровень образования,
культуры, а также политика и общая занятость
населения.
Основываясь на этих показателях,
можно разрабатывать меры по улучшению
качества и уровня жизни. Нельзя не заметить,
что эти показатели связаны, и изменение
одного повлечет за собой изменение другого.
Высокий уровень жизни можно обеспечить,
повышая доходы населения, особенно работникам,
занятым в социальной сфере. Каждый из
нас знает о проблеме учителей и врачей.
Достойная зарплата решит хотя бы частично
проблему занятости в этой сфере. Повышение
доходов повлечет повышение расходов,
следовательно, уровень жизни повысится.
Показатели материального благосостояния,
такие, как труд и занятость, оказывают
значительное влияние на экономику страны,
поэтому государство, в первую очередь,
должно быть заинтересовано в их улучшении.
Это могут быть меры по снижению безработицы,
повышению уровня занятости населения
путем создания благоприятных условий
труда, сохранения длительной трудоспособности
(снижение смертности, повышение уровня
здоровья населения). Эффективным представляется
повышение профессионально-квалификационного
уровня основной части специалистов, особенно
высококвалифицированных работников,
во всех отраслях народного хозяйства.
Обязательны поддержка профессионально-технического
обучения и повышения квалификации, особенно
работников социально значимых сфер, обеспечение
социальной защиты в области занятости,
проведение специальных мероприятий,
способствующих обеспечению занятости.
За последние пять лет экономика
России выросла на 40%, и давно уже пришла
пора каждому почувствовать данный статистически
впечатляющий рост. Увеличение реальных
доходов населения, опять же по статистике,
составляет 10% в год, но судя по этому, говорить,
что каждый из нас живет лучше нецелесообразно.
И если учитывать, что основным доходом
большинства населения является заработная
плата, то при повышении заработной платы
надо учитывать и то, что цены на товары
и услуги не остаются неизменными, что
каждый год они дорожают на определенный
процент. Следовательно, чтобы повысить
покупательную способность населения,
надо повышать заработную плату на более
высокий процент, чем дорожают товары
и услуги [14, с.6-8].
Государство должно обратить
пристальное внимание на малообеспеченные
слои общества (а за чертой бедности у
нас живет 25 миллионов человек), прежде
всего на работников бюджетной сферы.
Нужно сосредоточиться на приоритетных
национальных проектах, которые определяют
социальное самочувствие общества и создают
необходимые стартовые условия для развития
“человеческого капитала.
К числу основных направлений
повышения уровня жизни следует отнести
необходимость ускорения темпов экономического
роста, так как развитие производства,
обеспечивающее экономический рост, определяет
совокупность, уровень развития человеческих
потребностей и степень их удовлетворения
через количество и качество производимой
продукции, объем получаемых доходов.
Не менее существенна значимость обратной
связи: экономический рост возможен только
при условии достижения необходимого
уровня жизни населения.
В условиях рыночной экономики
велика значимость поддержки и развития
отечественного производства. Требуют
немедленного осуществления меры по стимулированию
инвестиционной активности, по облегчению
доступа к кредитам. Большую роль может
сыграть эффективная антимонопольная
политика, защита отечественного производства
посредством введения антидемпинговых
квот и технических барьеров, поддержка
малого и среднего бизнеса.
Достойный уровень жизни населения
государство сможет обеспечить, решив
квартирный вопрос, ведь от качества жилья
во многом зависит здоровье людей, их семейное
благополучие. Однако более комфортная
квартира или дом, по сути, пока остаются
лишь мечтой для миллионов российских
семей.
Особое значение следует придавать
ипотеке - кредитам на покупку жилья под
залог самого этого жилья. Это особенно
важно для молодых семей, которые просто
не в состоянии полностью заплатить наличными
за приобретаемую квартиру.
Сравнительный анализ показывает,
что по жилищным условиям Россия в значительной
степени отстает от развитых стран. В России
в современных условиях для решения жилищной
проблемы людьми со средним достатком
необходимо развитие системы доступного
кредитования, приведения в соответствие
качества жилья и величины оплаты за него,
упорядочение деятельности жилищно-эксплутационных
служб. Оправдывает себя практикуемая
для отдельных категорий населения система
жилищных сертификатов. Важно отметить,
что размеры тарифов на общественный транспорт,
ЖКХ и связь должны быть не выше пределов,
установленных федеральным правительством.
Основой формирования здорового
и деятельного общества является состояние
здоровья граждан. Ни для кого не секрет,
что в “плачевном состоянии" находятся
у нас в стране муниципальные сети здравоохранения.
Государство должно выделять достаточно
средств на повышение уровня медицинского
обслуживания. Необходимо оснастить новым
диагностическим оборудованием более
десяти тысяч муниципальных поликлиник
(из них более трети на селе), значительное
число районных больниц и фельдшерских
пунктов. Важно уделить внимание обеспечению
сферы здравоохранения достойными квалифицированными
кадрами, постоянному повышению квалификации
и переподготовке кадров. Необходимо обновить
автопарк “скорой помощи”, включая приобретение
реанимобилей, медоборудования и современных
систем связи.
Финансирование системы здравоохранения
целесообразно осуществлять посредством
прямой оплаты услуг населением и целевых
взносов предпринимателей и работников
(в отличие от входящих в общий налог отчислений,
существующих в РФ в современных условиях).
В сфере государственного регулирования
особую значимость приобретают целевая
помощь нуждающимся в дорогостоящем лечении,
направленность медицины на поиск новых,
менее затратных и более действенных путей
профилактики и лечения заболеваний, обеспечение
гарантий бесплатности необходимого набора
медицинских услуг. Нуждается в изменении
организационно-правовая форма медицинских
учреждений. Необходима разработка новой
системы нормирования и оплаты труда медработников
для повышения их заинтересованности
в результатах труда.
Требует немедленного осуществления
поиск путей совершенствования системы
образования в России, улучшения качества
и повышения уровня образования подготавливаемых
специалистов. Первые шаги к созданию
современной системы уже сделаны - принята
Доктрина об образовании, основные положения
которой призывают качественно изменить
систему финансирования образования,
создать социально-экономические условия
для приоритетного развития системы образования,
обеспечить развитие высших учебных заведений
и усилить контроль деятельности негосударственных
вузов, сделать систему образования более
гибкой, восприимчивой к переменам.
Все преобразования в сфере
здравоохранения, в социальной сфере должны
быть связаны с проведением мер по повышению
рождаемости и уменьшению уровня смертности.
Говоря о здоровье населения, нельзя забывать
об экологии и состоянии окружающей среды,
особенно в наши дни.
Заключение
Таким образом уровень жизни
- это комплексная социально - экономическая
категория, которая отражает уровень развития
физических, духовных и социальных потребностей.
Уровень и качество жизни населения является
одной из важнейших характеристик социально-экономической
системы. Из содержания работы видно, что
в конце 1999 г. произошли серьезные изменения
в уровне жизни населения, которые
продолжаются до сих пор. Благоприятные
тенденции положительно сказались на
показателях доходов и уровня жизни населения
в течение минувших лет, отмечался реальный
рост денежных доходов населения, включая
заработную плату и пенсии. Адаптация
к новым условиям позволила предпринимателям
ряда отраслей улучшить ситуацию с оплатой
труда, включая и рост номинальных заработных
плат.
Вместе с тем, несмотря на позитивную
динамику макроэкономических показателей,
сохраняется значительная дифференциация
населения по уровню доходов, низкая зарплата
в ряде отраслей экономики, высокий уровень
бедности.