Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:44, курсовая работа
В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.
Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица, бедность, так или иначе, связаны с ограничением ресурсов. Целью данной курсовой работы является пояснение таких понятий как уровень жизни, бедность, а так же, насколько остра проблема бедности в России, и как её можно преодолеть.
В центр исследовательской работы поставлено изучение семей, имеющих в своём составе работающих по найму. Это обусловлено тем, что почти 50 % из них имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума, что совершенно ненормально. Для повышения уровня их доходов методики повышения заработной платы и реализован ряд проектов по внедрению минимальных отраслевых социальных нормативов оплаты труда в конкретных отраслях экономики на основе механизмов социального партнёрства.
Более десяти лет во ВЦУЖ проводится комплексный мониторинг уровня и качества жизни населения. Ежеквартально по оригинальным методикам разрабатываются и публикуются сведения о величинах прожиточного минимума, потребительских бюджетов восстановительного и развивающего уровней, о покупательной способности личных денежных доходов. На этой основе составляются группировки населения по уровню материального достатка в целом по Российской Федерации и во всех её субъектах. Даётся оценка социально-экономической дифференциации российского общества, производится группировка субъектов Российской Федерации по величинам частных и интегральных показателей уровня и качества жизни.
Полученные по результатам
мониторинга величины валового внутреннего
продукта на душу населения, покупательной
способности среднедушевых
Результаты мониторинга и другие разработки ВЦУЖ широко используются для повышения эффективности федеральной и региональной социальной политики, оценки уровня и качества жизни, снижения уровня бедности.
Бедность в России и пути её преодоления
В настоящее время в
нашей стране в основном завершился
начальный этап изучения бедности и
выработки подходов к её снижению
в новых условиях. Его результатом
стало значительное развитие социального
законодательства, формирование общественной
потребности в комплексном
На рубеже веков наступил новый этап в решении проблемы бедности в России, обусловленный начавшимся подъёмом отечественной экономики. Это уже привело к тому, что в 2003 году в целом по Российской Федерации и в примерно половине субъектов Российской Федерации уровень бедности не только опустился до его значений, имевшихся до кризиса 1998 года, но и стал ниже их. Наиболее заметное снижение доли бедного населения было достигнуто в Республике Дагестан (9,7 %), в Свердловской области (8,4 %) и в Агинском Бурятском автономном округе, где доля бедного населения в 2003 году была ниже, чем в 1998 году.
Доля и численность бедных частично по стране и в её регионах в начале ХХI века остаётся высокой (см. табл. 2). К бедным отнесены те, чьи доходы ниже прожиточного минимума.
Для того чтобы решить задачу
снижения уровня бедности в ближайшие
годы как минимум в два раза,
необходимо ответить на ряд поставленных
жизнью вопросов. Известно, что в
настоящее время для
Необходимо проанализировать методику расчёта прожиточного минимума, также являющегося ключевым показателем при определении уровня бедности. Он положен в основу обоснования минимального размера заработной платы, стипендий, пособий и других социальных выплат, которые устанавливаются на федеральном уровне.
Прожиточный минимум также необходим для оценки уровня жизни российских семей, например, для определения доли малоимущих граждан, для оказания им необходимой государственной помощи, для реализации других социальных программ и формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, прямо или косвенно, этот социальный норматив касается большинства россиян.
В основе прожиточного минимума
лежит стоимостная (то есть денежная)
оценка потребительской корзины. В
настоящее время истекло пять
лет, на которые законодательно утверждалась
федеральная минимальная
Предложенная новая
Однако непродовольственные
товары и платные услуги в натуральном
виде в законопроекте не предусмотрены.
Таким образом, в нём нет той
потребительской корзины, к которой
мы уже привыкли: то есть «минимального
набора продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, необходимых
для сохранения здоровья человека и
обеспечения его
Сейчас в России проводятся
социальные реформы, которые приводят
к изменению структуры расходов
граждан. Из личных денежных доходов
льготники теперь оплачивают, например,
пользование телефоном и
Отсюда вытекает, что нельзя отказываться от потребительской корзины при определении прожиточного минимума.
Вместе с этим нужно заняться изучением возможностей практического использования в нашей стране относительного метода определения бедности.
Наряду с абсолютным определением бедности, целесообразнее определять и величину доходов, ниже которой материальные возможности граждан не позволяют им обеспечивать наиболее распространённый в стране уровень жизни. Вот тогда мы будем иметь полную картину и в плане статистики, и в плане реальной ситуации, в которой оказались наши люди.
Следующее, о чём следует сейчас подумать, это о расширении нормативной базы для определения бедности. Имеет смысл дополнить оценку бедности по душевым денежным доходам её измерением по располагаемым ресурсам домашних хозяйств. Поскольку они, кроме денежных доходов, включают в себя денежные оценки натуральных поступлений продуктов питания и представленных в натуральном выражении льгот, а также привлечённые средства и израсходованные сбережения, то позволяют более полно учесть материальные ресурсы людей, использованные на потребление. В бюджетных обследованиях домашних хозяйств органы государственной статистики определяют этот показатель. Доля денежных доходов в нём составляет в целом по Российской Федерации примерно 90%, в том числе в городской местности – 92 и в сельской -76%.7
Экспериментальные расчёты распределения по величине среднедушевых располагаемых ресурсов, проведённые во ВЦУЖ, заметно изменили оценки уровня бедности в целом по стране и кардинально – в целом ряде субъектов Российской Федерации, особенно в регионах с высоким удельным весом сельского населения.
Измерение уровня бедности
следует дополнить оценкой
Сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем – важный шаг вперёд к её комплексному измерению. Это приведёт к расширению взгляда на российскую бедность и её структуру.
Расширяется перечень проблем,
которые надо решить для снижения
уровня бедности, и уточняются приоритеты
и способы государственной
Характеристику бедного населения следовало бы дополнить также сравнением фактических показателей здоровья (например, продолжительности жизни), образования (например, в возрасте 15–16 лет, не охваченных образованием). Бедность, определённая по совокупности показателей, позволит более полно раскрывать содержание этого явления.
Таким образом, на новом этапе
борьбы с бедностью надо уточнить
официальные показатели её измерения.
Эти показатели должны более полно
отражать особенности российской бедности,
а методики их определения – быть
прозрачными и не изменяться в
процессе осуществления поставленной
задачи.
Вторая группа вопросов связана с необходимостью определения приоритетных проблем, решение которых позволяет быстрее снижать бедность.
Высокий удельный вес среди бедных семей тех семей, которые возглавляют наёмные работники, подсказывает, что для снижения уровня бедности надо прежде всего повышать заработную плату.
Воспроизводственные минимальные
потребительские бюджеты
Принципиально важным является не само по себе повышение номинальной заработной платы, а рост её покупательной способности.
Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации.
Это означает, что МРОТ
должен стать не
Чтобы в регионах с более низкими прожиточными минимумами, чем его общероссийское значение, не происходило снижении уровня государственных гарантий, необходимо в федеральном государственном бюджете на очередной год оговаривать соотношение МРОТ и потребительской корзины для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной прожиточного минимума.
Конечно, для повышения МРОТ до величины прожиточного минимума потребуется определённое время.
Оно будет зависеть не только от наличия у работодателей средств на повышение размера минимальной заработной платы. Одним из основных социальных ограничителей более быстрого повышения МРОТ является сохранение достигнутого уровня занятости, недопущение значительного роста безработицы.
Региональные приоритеты снижения бедности вытекают из изучения её межрегиональных различий и расселения бедного населения по территории нашей страны.
Бедное население
Общероссийская целевая программа, должна включать решение следующих задач:
Увеличение численности
населения и улучшение его
качественного состава для
Улучшение состояния здоровья людей: увеличение продолжительности жизни и, прежде всего активной трудовой жизни, позволяющее обеспечивать более высокое благосостояние;
Повышение качества образования;
Формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения;
Создание условий для обеспечения каждой семьи благоустроенным жилищем;
Экономический рост, повышение
конкурентоспособности
Рост уровня и качества жизни не должны противоречить устойчивому развитию страны.