Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:48, курсовая работа
Под влиянием факторов функционирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота. Поэтому в своей курсовой работе я остановлюсь на таких вопросах, как причины существования денежного обращения, этапы его становления; мировая валютная система, валютные курсы, колебания валютного курса и инструменты его регулирования; межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере.
Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появляются и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика. Доверие к доллару как резервной валюте падает и из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образуются новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что приводит к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в мире. Отчетливо проявляется парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена.
По дилемме Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два противоположных требования:
1 – эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем вызовет кризис доверия к ней;
2 – ключевая валюта
должна выпускаться в
Таким образом, возникает необходимость пересмотра основ существующей валютной системы; ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию (преимущественно доллара).
Причины кризиса Бреттон-
1. Неустойчивость и
противоречия экономики.
2. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для «курсовых перекосов».
3. Нестабильность платежных
балансов. Хронический дефицит балансов
одних стран (особенно США,
Великобритании) и активное сальдо
других (ФРГ, Япония) усиливали резкие
колебания курсов валют
4. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют – доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.
Принцип американоцентризма, на котором была построена Бреттон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трех мировых центров: США – Западная Европа – Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усилило межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран.
5. Активизация рынка
«евродолларов». Поскольку США
покрывают дефицит своего
платежного баланса
6. Дезорганизующая роль
транснациональных корпораций
(ТНК) в валютной сфере:
ТНК располагают гигантскими
«Формы проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы:
Развитие кризиса
Бреттон-Вудской валютной системы
можно разделить на
1) 17 марта 1968 г. Установлен двойной рынок золота. Цена на золото на частных рынках устанавливается свободно в соответствии со спросом и предложением. По официальным сделкам для центральных банков стран сохраняется обратимость доллара в золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию.
2) 15 августа 1971 г. Временно запрещена конвертация доллара в золото для центральных банков.
3) 17 декабря 1971 г. Девальвация доллара по отношению к золоту на 7,89%. Официальная цена золота увеличилась с 35 до 38 долларов за 1 тройскую унцию без возобновления обмена долларов на золото по этому курсу.
4) 13 февраля 1973 г. Доллар девальвировал до 42,2 долларов за 1 тройскую унцию.
5) 16 марта 1973 г.
Международная конференция
подчинила курсы валют
законам рынка. С этого
Таким образом, система твердых обменных курсов прекратила свое существование. После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.
1.3 Ямайская валютная система
Устройство современной МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и много-валютный стандарт.
Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
1 – выравнивание темпов инфляции в различных странах
2 – уравновешивание платежных балансов
3 – расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.
«Основные характеристики Ямайской валютной системы:
1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;
2. Отменен монетный паритет золота;
3. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;
4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.
5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.
6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото.
7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны- члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.»5
По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.
В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.
Смешанное плавание имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами.
В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.
Важную роль играют
специальные права
Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.
МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска.
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.