Виды рынков и характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является усвоение механизма деятельности и функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить следующие понятия: «рынок», «функции рынка», «модели рынка».
2) Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3) Определить критерии классификации видов рынков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………............................................................…………………............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ……………............................................................…………...4
1.1. Понятие и сущность рынка ………………............................................................………….4
1.2. Функции рыночного механизма……............................................................………………..6
2.МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......................................................................8
2.1. Рынок совершенной конкуренции …............................................................……………….8
2.2. Рынок абсолютной монополии………………......................................................................10
2.3. Рынки монополистической конкуренции…...........................................................……….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………............................................................…............15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………............................................................…............16

Файлы: 1 файл

Реферат - Виды рынков и их характеристики.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Причиной формирования рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.

В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления  рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Иначе говоря, рынок –  это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов. Так же Райзберг Б.А. 11 считает, что в самой универсальной и широкой трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика».

Объединяя всё выше сказанное  образуется мнение, что рынок –  совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. Будучи одним из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений, рынок выступает господствующим и определяющим способом связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. Механизм рынка информирует товаровладельцев о состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, определяет общественную полезность их продуктов, указывает направление и характер изменения производственной программы.

1.2 Функции  рыночного механизма.

 

Проблема регулирования  рынка возникла вместе с его появлением, что обусловлено внутренней логикой  его развития. С одной стороны, действие законов рынка, подробно описанных в трудах Валового Д.В.12, повышает эффективность производства и труда, увеличивает богатство страны, с другой стороны, как было замечено Райзбергом Б.А.13, рыночные саморегуляторы не в состоянии преодолеть «провалы рынка» и автоматически решать возникшие проблемы (кризис производства, безработица, резкая дифференциация доходов, нарушение экологии, инфляция, трафик и т.д.). Понимание рыночных механизмов в целом даёт возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приводит к увеличению прибыли. Исходя из этих соображений Райзберг Б.А. в «Курсе экономики», Титков А. в «Курсе лекций Экономической Теории», Валовой Д.В.в «Рыночной экономике. Возникновение, эволюция и сущность.» изучают функции рынка.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие  на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции, которые подробно описаны в трудах Титкова А. 14:

  1. Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А. Смит, но и государственными рычагами. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.
  2. Ценообразующая функция. Возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складывается свободная  цена на товары и услуги. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
  3. Стимулирующая функция. Осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  4. Информирующая функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" о состоянии экономики. Через разброс цен, через их падение и рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д.. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  5. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  6. Оздоравливающая (санирующая) функция. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.
  7. Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

        Итак, функции рынка неразрывно связаны с самим рынком и направлены на наиболее эффективное функционирование системы. Так же необходимо отметить, что  рынок – это тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, существующий в тех общественно-экономических формациях, где имеются товарно-денежные отношения. Различность определений подтверждает отношение рынка ни к одной, а к многим сферам хозяйственной деятельности человека, в которых он принимает определённые, свойственные сфере, черты.   

 

 

 

 

 

 

2. МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Так как единое понятие «рынок» подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками, целесообразно рассмотреть разновидности рынка по организационному признаку.

В данной главе мы дадим  детальное описание и проведем анализ основных классических моделей рынка, определим их роль в экономике и обозначим их основные функции.

2.1 Рынок совершенной конкуренции

 

Конкурентность рынка  – очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей.  Конкурентность определяется тем, в какой степени участники рынка могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок.

Таким образом, в условиях чистой конкуренции существует очень  большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция, по А. Смиту15 , поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

Совершенная конкуренция , по Райзбергу Б.А. 16 , рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция, в электронной энцинклопедии «Википедия»17, — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства,  тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен  и  объемов предложения  товаров  на  рынке.  Это  конкуренция  между   производителями. Аналогично    определяется    конкуренция    между     потребителями     как взаимоотношения по  поводу  формирования  цен  и  объема  спроса  на  рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной  борьбе,  является  стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок  и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба  -  это  динамический (ускоряющий  движение  )  процесс.  Он  служит  лучшему обеспечению   рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество  изделий,  цену,  сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок  и  платежей,  информацию  через рекламу.

Рыночную структуру совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик, которые даны в работах Райзберга Б.А.18:

  1. Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, должна составлять менее 1 %,таким образом конкурентные фирмы не смогут воздействовать на рыночную цену. Примером может послужить рынок промышленных товаров,где продавцов очень много, каждый из них продает свой товар и изменение цены на товар одним продавцом совершенно не означает изменение цены другим продавцом. Точно так же как и увеличение объема продаж одним продавцом не оказывает влияния на объемы продаж других продавцов, а следовательно и на общую равновесную цену на рынке.
  2. Множество покупателей.
  3. Однотипный (стандартизированный) товар. Всеми продавцами предлагаются идентичные по свойствам товары и услуги, т.е. стандартизированный. Однородность товара устраняет наличие неценовой конкуренции. Покупателю все равно у кого покупать, главным для него является цена товара. Примером таких товаров являются хлеб, пшеница.
  4. Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм. То есть отсутствие каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений или барьеров.
  5. Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров.

6)   Высокая мобильность факторов производства. Абсолютная мобильность – условие, подразумевающее, что труд и капитал, могут свободно перетекать из одной отрасли своего использования в другую отрасль, работники могут без труда менять род занятий, а также перемещаться в другие географические районы, инвестиционные средства могут изыматься из менее прибыльных проектов и вкладываться в более прибыльные виды деятельности.

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной.

Фирма в условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.

Но и в  этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты классической экономической школы признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

б) распределяя  ресурсы, конкурентная модель не допускает  побочных издержек и выгод или  производства общественных благ;

в) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Итак, главным  в рынке совершенной конкуренции  является то обстоятельств, что здесь  цена практически не зависит от желаний  и действий отдельных субъектов рынка. Цена устанавливается под воздействием спроса и предложения «невидимой рукой рынка». Поэтому рынки совершенной конкуренции также называют рынками получателей цен.

Однако идеальное  состояние рынка — совершенная  конкуренция — в силу большого числа разнородных социально-экономических  факторов не является естественным состоянием рынков. Совершенная конкуренция – это теоретическая абстракция.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма.

При изучении модели рынка чистой конкуренции мы установили, что при ведении конкурентной борьбы в данной среде наиболее эффективными будут являться неценовые методы, так как цена на данном рынке является заданной величиной. При таком виде конкуренции цена, устанавливаемая на товары, является наиболее справедливой.

2.2 Рынок абсолютной монополии

 

Существуют рынки, где  в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи  со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недиффиринцированный продукт, и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка, по мнению Панфиловой Е.А..19

Титков А. 20 определяет монополию как исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

Валовой Д.В. 21 считает, что рыночная власть — это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. В современном экономическом словаре22 чистая монополия — это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

Информация о работе Виды рынков и характеристики