Виды рынков и характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является усвоение механизма деятельности и функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить следующие понятия: «рынок», «функции рынка», «модели рынка».
2) Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3) Определить критерии классификации видов рынков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………............................................................…………………............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ……………............................................................…………...4
1.1. Понятие и сущность рынка ………………............................................................………….4
1.2. Функции рыночного механизма……............................................................………………..6
2.МОДЕЛИ РЫНКА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА…......................................................................8
2.1. Рынок совершенной конкуренции …............................................................……………….8
2.2. Рынок абсолютной монополии………………......................................................................10
2.3. Рынки монополистической конкуренции…...........................................................……….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………............................................................…............15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………............................................................…............16

Файлы: 1 файл

Реферат - Виды рынков и их характеристики.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Характерные черты чистой монополии, согласно электронной энциклопедии «Википедия»23:

  • понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
  • покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  • чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Нуреев Р.М. 24 считает, что барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм.

Все барьеры делятся  на два вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

Источники монопольной  власти, определенные Нуреевым Р.М.25:

  1. Исключительные права (авторские права, патенты, лицензии, франчайзинг).
  2. Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
  3. Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).
  4. Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).

Виды монополий, определенные Райзбергом Б.А.26:

  • Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
  • Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара. Может быть обусловлена изоляцией рынка.

3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства. В основном складывается в тех сферах, где конкуренция затруднительна или вообще неприемлема. Это предприятия общественного, коммунального обслуживания. Почти все такие рынки подлежат государственному регулированию (электроэнергетика, железные дороги, водоснабжение, телевидение и т.д.).

В современном экономическом  словаре27 общественные издержки монопольной власти определяются  как убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. А предельные издержки – затраты на производство дополнительной единицы продукции.

Но, к сожалению, фирма, монополизировавшая рынок теряет стимулы  к научно-техническим инновациям, обюрокрачивается, в результате чего падает эффективность производства.

Можно сделать вывод, что зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

2.3 Рынки монополистической конкуренции

 

Большинство реально  функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной  конкуренции. Отдельные производители  или их объединения в состоянии  воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все  рынки несовершенной конкуренции называются «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации.

В наиболее общем виде монополистическая конкуренция  представляет собой рыночную структуру, в которой относительно большое  число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции других фирм. Примером такой отрасли может служить производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм.

В условиях монополистической  конкуренции с дифференциацией  продукта рычагом конкуренции становятся не только цены, но и качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами. На рынке монополистической конкуренции представлены, например, одежда, которая различается материалом, стилем, качеством работы; услуги торговли, связанные с продажей продукта в кредит, упаковкой, льготами постоянным покупателям. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности, примером тому мини-маркеты у станций метро и супермаркеты вдали от него. Соответственно на рынках монополистической конкуренции с дифференциацией товара разными считаются не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей.

Одним из преимуществ  дифференцированности продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. Таким образом, конкуренция основана не только на цене, но и на ценовых факторах, давая возможность говорить о большем размахе неценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция - по Нурееву Р.М. 28 - это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть по определению современного экономического словаря29 - это способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.

Монополистическая конкуренция  похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

Рынок монополистической  конкуренции наиболее конкурентен  и наименее монополизирован — это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).

Монополистическая конкуренция  — тип отраслевого рынка, на котором  имеется достаточно большое число  фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.

Монополистическая конкуренция в электронной энциклопедии « Википедия»30 определена как распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.

Существую различные  варианты монополистической конкуренции, в зависимости от численности  и силы субъектов спроса и предложения ( производителей и потребителей), согласно Джуху В.М. и Панфиловой Е.А.31:

  1. «Чистая» олигополия или дуополия. Дуополия — рыночная ситуация, в которой существуют только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Несколько производителей и много потребителей. Распространена на рынках потребительских товаров, например автомобилей, бытовой техники.
  2. Ограниченная монополия потребителя. Несколько потребителей и много производителей. Подобное сочетание распространено не очень широко, например дорогие рестораны, клубы, ведущие борьбу за богатых потребителей.
  3. Двусторонняя олигополия— ситуация на рынке со значительной степенью концентрации как продавцов, так и покупателей. Возможное употребление термина — олигополия билатеральная. Несколько потребителей и несколько производителей. Широко распространена на рынках специализированных товаров.
  4. Ограниченная олигополия производителя. Один производитель и несколько потребителей. Возможна в специфических случаях, например при производстве товара на очень узко специализированном рынке.
  5. Ограниченная монопсония. Несколько производителей и один потребитель. Например, военные заказы.
  6. двусторонняя монополия. Один производитель и один потребитель. Это в основном теоретический вариант. Например, разовые поставки уникального товара по индивидуальному заказу.

Наиболее распространенным видом монополистической конкуренции  является олигополия – узкая группа продавцов на достаточно широкий  круг покупателей.

Монополистическая конкуренция  является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к стимулированию сбыта деятельности, которая будет максимизировать его прибыли.

Монополистическая конкуренция  свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью настоящей работы являлось усвоение понятие термина  «рынок», механизма  его деятельности и рыночных функций.

Для  достижения поставленной цели было раскрыто понятие рынка, выполнен обзор точек зрения различных ученых и экономистов на понятие «рынок». Рассмотрена характеристика отдельных моделей рынка, исследованы функции рынка.

Как удалось  выяснить в результате проделанной  работы, понятие «рынка» подразумевает  совокупность многих типов и видов  рынка, отличающихся друг от друга разнообразными признаками, а функции и модели рынка подразделяются на группы.

В результате выполненных в первой главе реферата исследований можно сделать следующие  выводы:

  1. В литературе встречается много определений рынка и рыночной экономики, однако можно выделить общее в признаках рынка: свободная хозяйственная деятельность, свободное ценообразование в результате встречи спроса и предложения;
  2. Рынок позволяет решать проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует и в развитых странах, и в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.   
  3. Рыночная экономика регулируется посредством рыночного механизма, основными элементами которого являются цена, спрос, предложение и конкуренция.
  4. Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.
  5. Функции рынка являются неотъемлемой его частью и позволяют ответить на главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

    После освещения теоретической части работы было проведено исследование непосредственно каждой модели рынка. Рассмотрена модель чистой (совершенной) конкуренции и было выявлено, что при помощи основного рыночного инструмента – конкуренции можно с легкостью и главное с выгодой как для потребителя так и для производителя управлять рыночной ценой. Для моделей несовершенной конкуренции было выведено множество характеристик, которые со всех сторон раскрыли сущность и позволили сделать определённый вывод по поводу результатов деятельности рынка такого типа. Как было показано, чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, так сказать "государства в государстве". В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.

При рыночной экономике существует выбор между  экономическими моделями рынка государства. Все модели разнообразны и трудно выделить из всего списка одну лучшую, положительную, так как все они  имеют как и достоинства, так  и недостатки.

Совершенная конкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеет  весомое аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой  следует использовать понятия "доход" и "издержки". Совершенная конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.

Существование разнообразных входных барьеров есть источник монопольной власти. Монопольная (рыночная) власть состоит в способности фирмы влиять на рыночную цену. Конкурентная фирма лишена рыночной власти. Чистый монополист имеет абсолютную рыночную власть.

Проблемы, связанные  с развитием различных форм конкуренции  неоднозначны, так как реальная жизнь  очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

Информация о работе Виды рынков и характеристики