Виды собственности, приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория исследует присвоение полезных благ, как важнейшие хозяйственные связи между людьми, а юриспруденция – правовые отношения. В итоге одним термином «собственность» обозначаются близкие, но неодинаковые понятия.
Целью работы является определение различий между юридическим и экономическим понятием собственности.

Содержание работы

Введение............................................................................................................ 3
1. Содержание и формы собственности......................................................... 5
1.1. Место и роль собственности в системе общественных отношений…. 5
1.2. Экономическое содержание собственности…..………………………. 9
1.3. Юридическое содержание собственности ………...………………… 14
1.4. Формы собственности…………………………………………………. 19
2. Трансформация отношений собственности в России............................. 28
2.1. Цель трансформации собственности в России ………..…………….. 28
2.2. Дальнейшие перспективы развития собственности…………………. 32
Заключение..................................................................................................... 37
Библиографический список........................................................................... 39

Файлы: 1 файл

собственность.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Имущество, относящееся к государственной  или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта Федерации или муниципальную казну.

 

  1. Трансформация отношений собственности в России

 

2.1. Цель трансформации  собственности в России

 

Понятие «трансформация отношений собственности» является достаточно емким. В переходной экономике  в самом общем виде оно охватывает:

- ряд преобразований, включающих правовое и экономическое оформление институтов собственности, отсутствующих в прежней административно-командной (плановой) системе;

- радикальное преобразование ранее существовавших институтов собственности;

- экспансию отношений собственности в сферы хозяйствования, где они существовали чисто формально.

Процесс трансформации  отношений собственности в переходной экономике есть, прежде всего, процесс  экономического обоснования и юридического оформления институтов частной и  публичной (т.е. государственной и муниципальной) собственности. По сути - это процесс разгосударствления экономики, который в наиболее полном виде нашел отражение в процессе приватизации государственного имущества.9

Структуру разгосударствления собственности можно определить через призму трех аспектов собственности, о которых было упомянуто выше.

Прежде всего, разгосударствление есть процесс изменения форм собственности (в переходной экономике происходит движение от государственной собственности  к многообразию ее форм, причем в  ходе приватизации движение идет преимущественно от государственной собственности к частной). Далее, разгосударствление можно рассмотреть как перераспределение прав собственности с их новой спецификацией (расщепление единого права государственной собственности на отдельные правомочия с их закреплением за различными собственниками). И, наконец, разгосударствление означает изменение отношений социально-экономического присвоения (переход от социалистического характера присвоения к капиталистическому и от общественно-регулируемой формы присвоения к рыночно-конкурентной форме).

Одна из причин низкой результативности экономических преобразований в России, связанных с переходом  к рыночной экономике, заключена  в недостаточно продуманном и  умелом проведении преобразований форм и отношений собственности. Уже в начальной стадии проведения российских экономических реформ было ясно, что глубокие перемены сложившихся и укоренившихся в советской экономике собственнических структур неизбежны, что без их трансформации не проложить дорогу к рыночной экономике.

В ходе реформ в России был взят курс на переход к системе, сочетающей государственную, частную  и смешанную формы собственности. Это полностью соотносится с  курсом перехода к рынку, поскольку, раз рынок предполагает свободу  производителей и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должна возникнуть и конкуренция между различными формами собственности.10

Отсюда вытекает основная цель трансформации собственности  в переходной экономике – создание предпосылок для развития многообразия форм собственности и хозяйствования как основы высокоэффективной конкурентной экономики. Переход от всеобъемлющей государственной собственности к ее многообразию следует рассматривать:

– как процесс снижения прямого государственного контроля и управления экономикой с соответствующим расширением прав предприятий в принятии хозяйственных и иных решений;

– как преобразование предприятий, находящихся в государственной собственности в предприятия иных (негосударственных) форм собственности;

– как преобразование государственной и коллективной собственности в персонифицированную частную собственность.11

Именно поэтому процесс  трансформации отношений собственности  и приватизацию как выражение  этого процесса не стоит сводить  только к простому изменению юридической формы собственности предприятия. Это гораздо более сложный и растянутый во времени процесс.

Приватизация в переходной экономике – это составная часть комплексной программы перехода к рынку. Все мероприятия должны быть привязаны к финансовым, денежно-кредитным мерам, совмещены с либерализацией цен и созданием институциональной инфраструктуры рынка. Под приватизацией в России понимается движение к частной собственности, то есть в термин приватизация обычно включают все, связанное с этим движением. Поэтому часто возникает некоторая путаница. Например, зачастую смешивают процессы акционирования и приватизации, приравнивая их друг к другу. Однако это совершенно различные по своей экономической природе и последствиям для экономики страны процессы.

Акционирование – это преобразование государственного предприятия в акционерное общество, которое не всегда и не обязательно ведет к переходу предприятия из государственной собственности в руки частных владельцев.12

Приватизация же есть процесс передачи предприятия целиком или его акций в собственность физических лиц и негосударственных организаций, то есть этот процесс изменяет отношения собственности. При этом единого, общего для всех определения приватизации в экономической литературе не существует. Под приватизацией может пониматься:

– переход прав собственности от государства к частным лицам или смену государственной собственности на частную;

– делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам;

– полная продажа государственных предприятий частным лицам;

– продажа частным лицам части активов государственных предприятий.13

Итак, приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

При этом приватизация является не только экономическим, но и политическим процессом.

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый (преимущественно  ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. Следует сказать, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

С 1 июля 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу приватизации, который имел качественно новый  характер (с использованием приватизационных чеков). В новом приватизационном этапе заложены два ключевых принципа:

– инвестиционная ориентация продаж;

– обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.14

Анализ организации  приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

 

 

2.2. Дальнейшие перспективы развития собственности

 

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это  обусловило многие ее недостатки, нарушения  приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время  приватизация носит постепенный  и «точечный характер» в том  смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся  выбирать для этого объекты в  порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.15

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной  собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы  индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Отношения собственности  буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность  экономически реализуется, если она  приносит доход владельцу, который  позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.16

Говоря о собственности  как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения  не субъекта к объекту, а отношения  между субъектами по поводу того, кто  владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства, по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает, прежде всего, изменение отношений собственности.

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к началу XXI века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике).17

В нашей стране идет переход  к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая  тенденция синтеза форм собственности.

При огромном значении смены  владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.

Изменения в отношениях собственности  стали основным стержнем экономических  реформ в России. В теоретическом  плане трансформация собственности  потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

В России взят курс на переход к  системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и  смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются  следующими обстоятельствами:

  • результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
  • федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
  • объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;
  • реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Это относится, прежде всего, к крупным  и наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной  продукции и некоторые другие отрасли должны преимущественно оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности  должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве  России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены  на две категории: одна – под прямым управлением государства, вторая – на полном коммерческом расчете.

Важная проблема в развитии государственной  собственности – преодоление  монополизма, характерного для административно-командной  системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной  собственности, – это долгий и  сложный процесс. Отчасти преодоление  монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

Информация о работе Виды собственности, приватизация